город Омск |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А46-7729/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2845/2016) Государственного учреждения - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 8 на решение Арбитражного суда Омской области от 28.01.2016 по делу N А46-7729/2015 (судья Долгалев Б.Г.), принятое по заявлению Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 1" (ИНН 5507038025, ОГРН 1025501387669) к Государственному учреждению - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 8 (ИНН 5504018510, ОГРН 1025500972716) о признании незаконными решений Филиала N 8 Государственного учреждения - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации от 24.06.2015 N 34 н/с, 26 ОСС (доходы), 28 ОСС (расходы),
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 8 - Федосеева Олеся Петровна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 31 от 28.12.2015 сроком действия по 31.12.2016;
от Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 1" - Рафаилова Марина Филипповна, предъявлен паспорт, по доверенности N 3 от 11.01.2016 сроком действия по 31.12.2018;
установил:
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 1" (далее - БУЗОО "Детская городская больница N 1", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений Филиала N 8 Государственного учреждения - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации от 24.06.2015 NN 34 н/с, 26ОСС (доходы), 28ОСС (расходы).
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2016 по делу N А46-7729/2015 требования Учреждения удовлетворены ввиду не законности оспариваемых решений.
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 28.01.2016 по делу N А46-7729/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указал, что выплаты молодым специалистам, произведенные Учреждением в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не входят в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, поскольку данные выплаты носят стимулирующий характер и производятся в рамках трудовых отношений; действующим законодательством установлена обязанность страхователя производить выплаты только на основании правильно оформленных листков нетрудоспособности.
Учреждение в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей Учреждения и Фонда, установил следующие обстоятельства.
По результатам выездной документальной проверки БУЗОО "Детская городская больница N 1" от 27.05.2015 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за проверяемый период с 01.01.2012 по 31.12.2014 при проверке облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательного социальное страхование от несчастных случаев на производств и профессиональных заболевании были выявлены нарушения в части неначисления страховых взносов на суммы ежемесячных выплат молодым специалистам в рамках трудовых отношений и в части оплаты больничных листков сотрудникам бюджетного учреждения, выданным с нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности.
По итогам проверки составлены акты от 01.06.2015 N 74н/с, от 01.06.2015 N 39 ОСС (доходы), от 01.06.2015 N 78 ОСС (расходы).
24.06.2015 Фондом приняты следующие решения:
- решение N 34 н/с о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 9,90 руб.; Учреждению предложено перечислить начисленные страховые взносы в размере 49 руб. 49 коп., пени в сумме 0, 01 коп., и штрафные санкции в размере 9, 90 руб.;
- решение N 28 ОСС (расходы) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на основании которого к зачету не приняты указанные расходы Учреждения в сумме 7 238 руб. 30 коп.
- решение N 26ОСС (доходы) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на основании которого Учреждение было привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 143 руб. 48 коп.; также Учреждению начислены пени в сумме 313 руб. 25 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на случай временной нетрудособности и в связи с материнством за 2012-2014 года; предложено перечислить доначисленные страховые взносы в сумме 717 руб., 40 коп., а также указанные суммы пеней и штрафных санкций.
БУЗОО "Детская городская больница N 1", считая данные решения не соответствующими закону и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2016 по делу N А46-7729/2015 требования Учреждения удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Фондом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее по тексту - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования РФ по обязательному социальному страхованию о несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ оговорено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Аналогичные положения об определении базы для начисления страховых взносов содержатся в статье 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ также закреплена норма, аналогичная пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которой государственные пособия не подлежат обложению страховыми взносами
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из содержания указанных норм, а также из статей 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Ежемесячные денежные выплаты, в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, медицинским работникам, как видно из представленных заявителем документов, осуществляются на основании Постановления Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников" (далее - Постановление N 46-п).
Решение о назначении денежных выплат принимается Министерством здравоохранения Омской области на основании решения комиссии по денежным выплатам.
Постановление N 46-п издано на основании Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (далее - Закон N 1061-03), статья 13 которого определяет полномочия Правительства Омской области в сфере социальной защиты населения, в соответствии с которой этот орган государственной власти Омской области в порядке социальной защиты населения устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренных Кодексом, а также дополнительные меры социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных Кодексом, и устанавливает порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Статья 6 Закона N 1061-03 содержит перечень мер социальной поддержки, в числе которых наравне с пособием (государственным пособием) включена и ежемесячная денежная выплата.
По определению статьи 3 этого Закона ежемесячная денежная выплата - мера социальной поддержки, при которой гражданину выплачивается денежная сумма в размере, определенном областным законодательством, в качестве компенсации стоимости дополнительных материальных благ, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья или по иным причинам.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что поскольку выплата (меры социальной поддержки) молодым специалистам, прибывшим на работу в областные государственные или муниципальные учреждения здравоохранения Омской области, предусмотрена законодательным актом субъекта РФ, то, следовательно, она не может облагаться страховыми взносами.
Как верно отметил суд первой инстанции, тот факт, что законодатель приравнивает выплаты к пособиям, подтверждает и часть 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая освобождает от налогообложения не только государственные пособия, а также и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, спорные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, вследствие чего они не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Таким образом, основанием выплаты пособия по нетрудоспособности является юридический факт (страховой случай) - наступление нетрудоспособности, который подтверждается листком нетрудоспособности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, листок временной нетрудоспособности N 074998482916, выданный сотруднику Барновской Н.Г., оформлен врачом терапевтом БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." сроком на 16 дней без решения врачебной комиссии.
Листок временной нетрудоспособности N 105479772533, выданный сотруднику Алибаевой Г.Ж., оформлен и выдан врачом - неврологом БУЗОО "ГП N 10" сроком на 17 дней без решения врачебной комиссии, что является нарушением требований, установленных пунктом 3 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и пунктом 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н).
В соответствии с Порядком N 624н, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 155-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением требований законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Частью 2 статьи 59 Закона N 323-ФЗ установлено, что экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно
Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности (часть 3 указанной статьи).
Пунктами 6, 11 Порядка N 624н установлен порядок выдачи, продления и закрытия листков нетрудоспособности.
В силу пункта 68 Порядка N 624н за нарушение установленного Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности несут ответственность медицинские организации, а также медицинские работники выдавшие листы временной нетрудоспособности.
Как верно указал суд первой инстанции, из системного толкования пунктов 60 и 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС России от 07.04.2008 N 81 следует, что отделение Фонда социального страхования принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки в отношении тех нарушений, которые могут поставить под сомнение наступление (продолжительность) страхового случая, по остальным - принимает меры к лечебному учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности.
При этом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что нарушение медицинским учреждением положений указанного выше Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности, при условии, что Фондом не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам
Кроме того, пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, равно как и статья 11 Закона N 165-ФЗ не определяют, какие нарушения в оформлении листка нетрудоспособности должны в обязательном порядке влечь отказ в возмещении расходов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что перечисленные Фоном недочеты, допущенные лечебными учреждениями при оформлении листков нетрудоспособности, факт наступления страховых случаев не опровергают. Листки нетрудоспособности выданы обоснованно. Нарушения целевого характера расходования средств ФСС России не установлены.
Доказательств обратного Фондом не представлено.
Таким образом, учитывая изложенное, основания для признания оспариваемых решений Фонда законными отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выше выводы судов первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Фонд, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.01.2016 по делу N А46-7729/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7729/2015
Истец: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 1"
Ответчик: ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - ОМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ N 8