г. Челябинск |
|
26 апреля 2016 г. |
Дело N А76-17206/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2016 по делу N А76-17206/2015 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Попова Н.В. (доверенность от 24.11.2015 N 1/244),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Силаева О.С. (доверенность от 28.09.2015 N 244).
Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Челябинской области на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0305010:383, расположенный по адресу: г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское шоссе; об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0305010:383, расположенный по адресу: г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское шоссе, и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленном законом срок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области (далее - УФМС России по Челябинской области, третье лицо), Администрация города Челябинска (далее также - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.03.2016 (резолютивная часть объявлена 02.03.2016) заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным оспариваемый отказ в государственной регистрации, обязал регистрирующий орган зарегистрировать право собственности Челябинской области на земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, р-н Ленинский, по Копейскому шоссе, кадастровый номер 74:36:0305010:383.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права. Так, податель жалобы считает необоснованным вывод суда об отсутствии пресекательного действия норм Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Управление Росреестра указывает, что 11.01.2016 проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления УФМС России по Челябинской области на нежилое здание (административно-бытовое) с кадастровый номер 74:36:0305010:393. Основанием для проведения государственной регистрации являлось распоряжение от 18.11.2015 N 488-р "О безвозмездной передаче недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, в федеральную собственность и закреплении на праве оперативного управления за Управлением Федеральной миграционной службы по Челябинской области" и акт приема-передачи недвижимого имущества от 07.12.2015. Вывод суда о том, что приобретение прав на земельные участки Челябинской областью в порядке процедуры разграничения государственной собственности на землю имеет длящийся характер в данном деле позволяет сделать вывод о том, что при приобретении прав на недвижимое имущество Российской Федерацией вновь происходит разграничение государственной собственности на землю. Следовательно, в настоящее время земельный участок является разграниченным уже не в собственность Челябинской области, а в собственность Российской Федерации, поскольку, исходя из позиции суда, разграничение государственной собственности на землю является тождественным приобретению земельных участков в собственность (пункт 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации). Податель жалобы отмечает, что при исполнении решения суда, обязывающего Управление Росреестра провести государственную регистрацию права собственности Челябинской области на спорный земельный участок, будет нарушен принцип единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости (земельный участок будет находиться в собственности Челябинской области, а объект недвижимости - в собственности Российской Федерации). Проведенная государственная регистрация права собственности Челябинской области на земельный участок также приведет к нарушению прав Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц не явились. С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованных лиц и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Дополнительно заявил ходатайство о приобщении к материалам дела выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.04.2016 N 74/001/007/2016-2136, от 13.04.2016 N 74/001/007/2016-2137.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в настоящем случае являются необходимыми, и с учетом мнения представителя заявителя приобщил к материалам дела указанные документы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в письменных пояснениях, представленных в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Челябинская область являлась собственником нежилого здания (административно-бытовое), общей площадью 3268,1 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское ш., д. 13-П, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2015 N 74-74/036-74/001/199/2015-51/2 (т. 1, л. д. 26).
Указанный объект был приобретен Челябинской областью на основании государственного контракта по купле-продаже объекта "Здание для размещения специального учреждения, в том числе проектно-изыскательские работы (приобретение)" от 13.04.2015 N 15с (т. 1, л. д. 9, 18-25).
В соответствии с договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области, от 24.04.2015 N 216-рп указанное имущество передано в безвозмездное пользование УФМС России по Челябинской области, что подтверждается актом приема-передачи (т. 1, л. д. 10-15).
Данное нежилое здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0305010:383, о чем свидетельствует кадастровый паспорт здания от 31.03.2015 N 7400/101/15-270428 (т. 1, л. д. 27, 28).
Земельный участок с кадастровым номером 74:36:0305010:383, площадью 17 530 кв. м, адрес (место положения объекта): Челябинская обл., г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское ш., поставлен на государственный кадастровый учет 26.09.2014, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административно-бытового здания, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.07.2015 N 7400:101/15-558414 (т. 1, л. д. 16, 17).
Министерство обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Челябинской области на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0305010-383, по адресу: г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское ш.
Управление Росреестра сообщением от 05.06.2015 N 009213/2015-445 уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности Челябинской области на земельный участок (т. 1, л. д. 8). В обоснование данного отказа регистрирующий орган указал, что с момента введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности. В связи с этим земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. При этом право собственности Челябинской области на здание, расположенное на земельном участке, возникло после введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (после 01.07.2006).
Не согласившись с вышеуказанным отказом, полагая, что последний нарушает права и законные интересы заявителя, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из пояснений представителя Управления Росреестра в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции и представленных им выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.04.2016 N 74/001/007/2016-2136, от 13.04.2016 N 74/001/007/2016-2137 следует, что 11.01.2016 в указанном реестре зарегистрировано право собственности Российской Федерации на названное ранее нежилое здание (административно-бытовое), общей площадью 3268,1 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское ш., д. 13-П, а также право оперативного управления УФМС России по Челябинской области.
Также 07.04.2016 в указанном реестре зарегистрировано право собственности Российской Федерации на названный ранее земельный участок с кадастровым номером 74:36:0305010:383, площадью 17 530 кв. м, адрес (место положения объекта): Челябинская обл., г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское ш.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, пришел к следующим выводам.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данными решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 1 статьи 13 названного Закона регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
Согласно пункту 2 статьи 16 названного Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В данном случае Министерством со ссылкой на положения статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ заявлено о государственной регистрации права собственности Челябинской области на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0305010:383, по адресу: г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское ш.
Согласно сведениям кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером 74:36:0305010:383 сформирован для размещения административно-бытового здания.
Право собственности Челябинской области на нежилое здание (административно-бытовое здание), площадью 3268,1 кв. м, по адресу: г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское ш., д. 13-П, было зарегистрировано 17.04.2015.
Таким образом, в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0305010:383 было размещено недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Челябинской области.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11, от 17.12.2013 N 12790/13, в силу названной нормы земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, при этом ранее действовавшая и установленная Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" административная процедура разграничения государственной собственности на земельные участки упразднена, и земельные участки считаются разграниченными при наличии оснований, закрепленных статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, в силу закона.
Поскольку нормой части 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ предусмотрены основания приобретения права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок при размещении на участке здания, принадлежащего субъекту Российской Федерации, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0305010:383 считается разграниченным в собственность Челябинской области в силу закона.
Арбитражный суд первой инстанции в обжалуемом решении верно отметил, что буквальное толкование норм статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ не позволяет прийти к выводу о пресекательном действии данных норм.
Кроме того, как верно указал суд в обжалуемом решении, названная норма принята в развитие нормы статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал обжалуемый отказ регистрирующего органа противоречащим статье 20 Закона о регистрации, в силу чего удовлетворил требование заявителя о признании незаконным оспариваемого отказа в государственной регистрации.
Между тем, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит отмене в части обязания Управления Росрееста зарегистрировать право собственности Челябинской области на земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, р-н Ленинский, по Копейскому шоссе, кадастровый номер 74:36:0305010:383.
Так, как отмечено выше, из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.04.2016 N 74/001/007/2016-2137 следует, что 11.01.2016 (то есть еще до вынесения арбитражным судом первой инстанции обжалуемого судебного акта) в указанном реестре зарегистрировано право собственности Российской Федерации на названное ранее нежилое здание (административно-бытовое), общей площадью 3268,1 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское ш., д. 13-П, а также право оперативного управления УФМС России по Челябинской области.
Также из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.04.2016 N 74/001/007/2016-2136 следует, что 07.04.2016 в указанном реестре зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с кадастровым номером 74:36:0305010:383, площадью 17 530 кв. м, адрес (место положения объекта): Челябинская обл., г. Челябинск, Ленинский р-н, Копейское ш.
В силу изложенного на момент рассмотрения настоящего судебного спора невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Министерства путем обязания заинтересованного лица внести в указанный реестр запись о праве собственности Челябинской области на земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, р-н Ленинский, по Копейскому шоссе, кадастровый номер 74:36:0305010:383.
Указанное было невозможным и на момент вынесения обжалуемого решения суда (когда право собственности Российской Федерации на земельный участок еще не было зарегистрировано), так как обратное привело бы к нарушению принципа единства судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости в силу наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на момент вынесения судом решения записи о праве собственности Российской Федерации на нежилое административно-бытовое здание.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2016 по делу N А76-17206/2015 отменить в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области зарегистрировать право собственности Челябинской области на земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, р-н Ленинский, по Копейскому шоссе, кадастровый номер 74:36:0305010:383.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-17206/2015
Истец: Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: Администрация города Челябинска, Управление Федеральной Миграционной службы по Челябинской области