г. Владивосток |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А51-16933/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина,
судей С.Н. Горбачевой, Л.Ю. Ротко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Торговый порт Посьет",
апелляционное производство N 05АП-2061/2016
на решение от 11.02.2016
судьи Д.Н. Кучинского
по делу N А51-16933/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиал ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к открытому акционерному обществу "Торговый порт Посьет" (ИНН 2531002070, ОГРН 1022501193527)
о взыскании 154 250 руб. 19 коп.,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиал ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Торговый порт Посьет" (далее - ОАО "Торговый порт Посьет", ответчик) о взыскании 154 250 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.02.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об оставлении искового заявления без рассмотрения. В обоснование своей позиции заявитель указал, что истец в нарушение статей 66, 125, 126 АПК РФ не представил ответчику первичные документы, обосновывающие исковые требования, а именно: акты общей формы N N 2/5505, 2/5565, памятки подачи и уборки вагонов и другие документы, имеющие значение для разбирательства по делу. Также не представлено доказательств того, что ответчик имел возможность принять вагоны в период с 05.08.2014 по 09.08.2014. Полагает, что указанные обстоятельства нарушают права ответчика на защиту, создают препятствия в подготовке документов. Ссылается на не применение статьи 41 АПК РФ в части получения копий документов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие не явившихся представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что 30.04.2013 между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец, грузополучатель) заключен договор N 231 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Торговый порт Посьет" по железнодорожной станции Посьет, по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользовании N 5 станции Посьет на 13 километре пикет N 1, локомотивом владельца, с протоколом разногласий, протоколом согласования разногласий.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче вагонов приемосдатчик Перевозчика передает не менее чем за 2 часа до объявленной подачи уполномоченному представителю Владельца в виде копии натурного листа поезда. Передачу уведомления приемосдатчик Перевозчика регистрирует в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2 (ГУ-2 ВЦ) (пункт 5 договора).
В соответствии с пунктом 6 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования, вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути N N 3, 4 станции Посьет с дальнейшим продвижением с расстановкой по местам погрузки/выгрузки локомотивом владельца. При наличии возможности у перевозчика по отдельной заявке владельца допускается подача вагонов на железнодорожные выставочные пути NN 1, 2.
В адрес ОАО "Торговый порт Посьет" до станции назначения Посьет ДВост ж.д. прибыли вагоны с концентратом каменного угля. Истец уведомил ответчика о предстоящей подаче вагонов 04.08.2014 в 23 час. 10 мин., указав время и дату подачи: 05.08.2014 в 01 час. 10 мин.
Ввиду неприема вагонов железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, а именно, ввиду занятости фронтов погрузки/выгрузки, вагоны простаивали на путях общего пользования станции Посьет ДВост ж.д., в период с 05.08.2014 по 09.08.2014, о чем составлены акты общей формы N N 2/5505, 2/5565. Данные обстоятельства указаны также в памятках приемосдатчика.
Ведомости подачи и уборки вагонов и акты общей формы, предъявлены на подпись представителям ответчика, уполномоченным на то руководством в соответствии с выданными доверенностями. Ведомости подачи и уборки вагонов подписаны с разногласиями, от подписания актов общей формы представитель грузополучателя отказался.
На основании подпункта "б" пункта 15 договора N 231 от 30.04.2013, по ставкам Тарифного руководства N 2, утвержденным постановлением ФЭК 35/12 от 19.06.2002, начислена плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, в размере 154 250,19 руб. (с учетом НДС), на которую выставлен счет N 138 от 17.07.2015.
Направленный в адрес ответчика счет, согласно акту сверки N 138 от 21.07.2015, до настоящего времени не оплачен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Повторно рассматривая дело, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Положениями статей 39, 119 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 зарегистрированных в Минюсте России 30.06.2003 N 4856 (далее - Правила составления актов) предусматривается, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
В силу пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, актом общей формы удостоверяется факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях и на путях необщего пользования.
Согласно статье 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии в случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов в установленный срок.
Факт простоя вагонов по причине занятости путей станции (выставочных) Посьет ДВ и неприема их на подъездные пути подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы N N 2/5505, 2/5565 с отметками об отказе их подписания представителем грузополучателя, оформленными в соответствии с Правилами составления актов. Факт отказа удостоверен подписями двух приемосдатчиков груза и багажа станции Посьет ДВС ж.д.
Факт нахождение вагонов на путях общего пользования сверх установленного срока по причинам, зависящим от ответчика, подтверждается также представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов, памятками приемосдатчиков, а также актами общей формы об отказе ответчика от их подписания.
Разногласий по порядку расчета и размеру начислений платы в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, в соответствии со статьей 39 Устава за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При этом в силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статей 4, 6 Федерального закона "О естественных монополиях" открытое акционерное общество "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Пунктом 12 (действовавшим на момент спорных правоотношений) Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 закреплено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
Доказательства оплаты ответчиком начисленной платы за простой вагонов по вине грузополучателя в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении истцом требований части 1 статьи 66, статей 125, 126 АПК РФ, в связи с непредставлением в адрес ответчика первичных документов, обосновывающих заявленные в иске требования, опровергается представленной в материалы дела квитанцией ФГУП "Почта России" N 82054 от 29.12.2015, согласно которой документы направлены в адрес ответчика заказным письмом, данному почтовому отправлению присвоен номер почтового идентификатора 68092195820543. Согласно данным, полученным при отслеживании движения заказного письма на сайте www.russianpost.ru, указанное письмо вручено адресату 12.01.2016 в 09 час. 27 мин.
Кроме того, документы, приложенные к иску, составлены в двухстороннем порядке, поэтому их копии имеются у ответчика.
Судебной коллегией отклоняется довод апеллянта о том, что суд первой инстанции, проигнорировав нормы статьи 41 АПК РФ, нарушил право ответчика на получение указанных копий документов.
Как следует из части 1 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право, в частности, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).
Неоднократно откладывая судебные заседания, в том числе по ходатайству ответчика определениями Арбитражного суда Приморского края от 17.11.2015, 03.12.2015, суд первой инстанции создал условия для реализации сторонами процессуальных прав, а нереализация заявителем своих процессуальных прав, является его волеизъявлением.
Установленные коллегией обстоятельства свидетельствуют о том, что у ответчика имелось достаточно времени для реализации предоставленных статьей 41 АПК РФ процессуальных прав в суде первой инстанции, в частности, подготовки мотивированных возражений на иск.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.02.2016 по делу N А51-16933/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16933/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" Дальневосточная железная дорога
Ответчик: ОАО "Торговый порт Посьет"