Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 сентября 2016 г. N Ф01-3575/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
21 апреля 2016 г. |
Дело N А43-13863/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 21.04.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2016 по делу N А43-13863/2015, принятое судьей Волчанской И.С. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скоропусковский синтез" (ОГРН 1035008355580, ИНН 5042065880) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Нижнего Новгорода о признании недействительным решения от 15.04.2015 N 062 053 15 РВ 0000458.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Скоропусковский синтез" - Казакова Е.П. по доверенности от 01.01.2016 N С-03/16.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Нижнего Новгорода, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Нижнего Новгорода (далее - Управление, Фонд, заявитель, страховщик) проведена выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Скоропусковский синтез" (далее - Общество, ООО "Скоропусковский синтез", страхователь) по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период 2011-2013 годы и соблюдения требований Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Проверкой установлено, что Общество в нарушение части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в 2013 году не включило в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплаты и иные вознаграждения в пользу 104 работников, занятых на работах, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях), в сумме 14 106 872 руб. 03 коп.
По результатам проверки составлен акт от 16.03.2015 и вынесено решение от 15.04.2015 N 062 053 15 РВ 0000458, согласно которому Общество привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 91 064 руб. 46 коп. Указанным решением Обществу также доначислены страховые взносы в сумме 455 322 руб. 31 коп. и пени в сумме 75 033 руб. 27 коп.
Не согласившись с решением Фонда, ООО "Скоропусковский синтез" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Управления недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2016 заявление Общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Фонд считает ошибочным вывод суда о том, обязанность по уплате страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, зависит от наличия в будущем у работника права на досрочную трудовую пенсию.
Управление отмечает, что после 01.01.2013 право на досрочное назначение трудовой пенсии связано с уплатой страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам, а не занятостью в течение полного рабочего дня.
Заявитель утверждает, что до проведения специальной оценки условий труда в отношении выплат работникам, занятым в профессиях и должностях, предусмотренных Списками N 1 и N 2, должны начисляться и уплачиваться страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, независимо от того будет работник пользоваться правом на досрочную пенсию или нет.
В судебное заседание представитель Управления не явился.
Общество, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, решение суда - законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ООО "Скоропусковский синтез" поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Фонда.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, часть 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ содержит четкое указание на нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10.
Согласно названному Списку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производствах и работах, перечисленных в списке "А" раздела Х "Химическое производство", а также рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики), каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности (список "Б" раздела Х "Химическое производство").
Исходя из сведений, указанных в едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности Общества является производство прочих основных неорганических химических веществ (24.13), которое не предусмотрено разделом VШ "Химическое производство" Списков N 1 и N 2. Дополнительными видами деятельности Общества является производство мыла и моющих средств (24.51.3), деятельность промышленного железнодорожного транспорта (60.12.2).
Согласно пункту 2 приложения 2 Указания Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" при решении вопросов о праве на льготное пенсионное обеспечение работников, занятых в производстве синтетических моющих средств, следует иметь в виду, что согласно общесоюзному классификатору (промышленная и сельскохозяйственная продукция), синтетические моющие средства являются химикатами и входят в раздел 240000 "Продукция органического синтеза, синтетические красители и нефтекоксолесохимическая продукция" указанного классификатора.
В соответствии с действующим законодательством рабочим и мастерам предприятий отраслей промышленности, занятым полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической продукции, в том числе и синтетических моющих средств, а также на ремонте и обслуживании технологического и электрооборудования в этих производствах, льготные пенсии могут назначаться по подразделу "Б" раздела "Химическое производство" Списков N 1 и N 2 в зависимости от класса опасности вредных веществ. Так, льготная пенсия в соответствии с подразделом "Б", назначается мастерам и рабочим по Списку N 1 при условии, что они заняты на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 или 2 класса опасности, а также канцерогенов, по списку N 2 - при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона о трудовых пенсиях, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила).
В силу пунктов 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.
Из вышеуказанных положений следует, что обязанность страхователя исчислять страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников с применением дополнительного тарифа возникает при наличии совокупности следующих признаков: профессиональная деятельность организации, в которой трудятся работники, должна относиться к установленному виду производств с вредными и тяжелыми условиями труда; должности работников должны входить в установленный перечень профессий и должностей, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение; класс условий труда на рабочих местах должен соответствовать вредному и (или) опасному классу условий труда, при этом занятость работников в тяжелых, вредных условиях труда должна составлять не менее 80% процентов рабочего времени.
Между тем указанные выше обстоятельства в ходе проверки Фондом не исследовались.
Учреждением в оспариваемом решении не приведено доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность начисления Обществу дополнительных страховых взносов с выплат, начисленных в пользу 104 работников.
При принятии оспариваемого страхователем решения Фонд ограничился формальной констатацией факта указания спорных должностей сотрудников Общества в Списках N 1, N 2 и "малый", утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Из материалов дела следует, что основной вид деятельности Общества не соответствует установленному виду производств с вредными и тяжелыми условиями труда; из представленных страхователем табелей учета рабочего времени за 2013 год, карт аттестации рабочих мест по условиям труда, штатного расписания на 2013 год не следует, что работники на рабочем месте с вредными условиями труда заняты полный рабочий день, а класс условий труда соответствует вредному и (или) опасному.
Работники ООО "Скоропусковский синтез" в 2013 году не обладали правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о чем Обществу также сообщено письмом Управления (л.д.38-42).
Согласно части 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей до 01.01.2014, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Позиция заявителя о том, что в 2013 году право не исчислять и не уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, возникает у страхователя только в том случае, если по результатам проведенной специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) условия труда работника на работах с тяжелыми или вредными условиями труда будут признаны допустимыми или оптимальными, не основана на законодательстве.
Как определено пунктом 7 статьи 7 Закона N 426-ФЗ, с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
В силу части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ), результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.
Из названных положений следует вывод, что в 2013 году страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
Доказательств того, что по результатам аттестации рабочих мест 104 сотрудников Общества их условия труда были признаны вредными либо опасными заявителем не представлено.
Лица, работающие на должностях, перечисленных в перечне, не заняты ведением технологического процесса химического производства. Из документов, представленных Обществом в ходе выездной налоговой проверки не возможно установить наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ и канцерогенов.
При указанных обстоятельствах у Фонда отсутствовали основания отнесения 104 работников ООО "Скоропусковский синтез" к занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях.
Доводы заявителя о том, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от обеспечения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии, обоснованно отклонены судом.
Исходя из совокупного толкования вышеуказанных законодательных актов увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсионное обеспечение.
Таким образом, у Управления отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу недоимки по страховым взносам, а также соответствующих сумм пеней и штрафа.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт Управления не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы страхователя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно удовлетворил заявленное страхователем требование, признав недействительным оспариваемое решение Фонда.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2016 по делу N А43-13863/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В.Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13863/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 сентября 2016 г. N Ф01-3575/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО " СКОРОПУСКОВСКИЙ СИНТЕЗ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МОСКОВСКОМ РАЙОНЕ Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА, УПФ РФ в Московском районе г. Нижнего Новгорода