г. Чита |
|
25 апреля 2016 г. |
дело N А19-13163/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Якута Марины Николаевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2016 года по делу N А19-13163/2016 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Якута Марины Николаевны (ОГРНИП 315385000030144, ИНН 384900742996) к Министерству сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221) о признании незаконным решения от 08.05.2015 N 57-37-2139/5 об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе среди крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов,
(суд первой инстанции: судья Куклина Л.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Якута Марины Николаевны (далее - заявитель, глава КФХ Якута М.Н.) обратилась с требованием о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Иркутской области (далее - Министерство) от 08.05.2015 N 57-37-2139/5 об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе среди крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения.
Не согласившись с указанным решением, глава КФХ Якута М.Н. обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как необоснованного.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22 апреля 2015 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Якута Марина Николаевна обратилась в Министерство сельского хозяйства Иркутской области с заявкой на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров Иркутской области на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства с приложением необходимого пакета документов.
Рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, Министерством сельского хозяйства Иркутской области принято решение, оформленное письмом от 08.05.2015 N 57-37-2139/5, которым Якута М.Н. отказало в допуске к участию в конкурсном отборе в связи с просроченной задолженностью по налогам, со ссылкой на подпункт 16 пункта 6 Положения "О предоставлении начинающим фермерам Иркутской области грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства" утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 11.07.2013 N 255-пп.
Заявитель, полагая, что указанное решение об отказе в участии в допуске участию в конкурсном отборе не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования предпринимателя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов предпринимателя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемых действий правильным, исходя из следующего.
Регулирование порядка и условий предоставления за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, начинающим фермерам Иркутской области грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - гранты), категории лиц, имеющих право на получение грантов, а также порядок возврата грантов (остатков гранатов) предусмотрено Положением о предоставлении начинающим фермерам Иркутской области грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в случае производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства" утвержденным постановлением Правительства Иркутской области Постановление Правительства Иркутской области от 11.07.2013 N 255-пп (далее - Положения).
Статьей 4 Положения установлено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области по предоставлению грантов является Министерство сельского хозяйства Иркутской области.
Статьей 8 Положения к функциям Министерства в рамках настоящего Положения отнесено: 1) публикация извещения о проведении конкурсного отбора; 2) утверждение итогов конкурсного отбора; 3) публикация информации о признанных по результатам конкурсного отбора начинающих фермерах; 4) проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов; 5) иные функции в соответствии с настоящим Положением.
Пунктом 16 статьи 6 Положения установлено, что гранты предоставляются гражданам Российской Федерации, признанными начинающими фермерами по результатам конкурсного отбора начинающих фермеров Иркутской области на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - заявители, конкурсный отбор), при соблюдении следующих условий, в том числе: в крестьянском (фермерском) хозяйстве отсутствует просроченная задолженность по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам;
Статьей 12 Положения установлен перечень документов необходимых для участия в конкурсном отборе, в том числе: справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, выданная не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявки (п.37); справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданная Пенсионным фондом Российской Федерации не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявки (п. 38); справка о состоянии расчетов по страховым взносам перед Фондом социального страхования Российской Федерации, выданная не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявки (п.39)
Статьей 14 положения установлены основания для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе, в том числе: несоответствие заявителя условиям, установленным пунктом 6 настоящего Положения (п. 1);
С пакетом документов, представленных с конкурсной заявкой, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Якута Мариной Николаевной была представлена согласно описи: справка N 4083 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, в соответствии с которой у Якута М.Н. имеется задолженность по уплате земельного налога.
Заявитель указывает на то, что задолженность по налогам имелась у Якута Марины Николаевны как физического лица, в то время как основанием отказа является наличие задолженности в крестьянском (фермерском) хозяйстве (Главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Фактически задолженность в крестьянском (фермерском) хозяйстве отсутствовала просроченная задолженность по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам. Соответственно, по мнению заявителя, КФХ не может нести ответственность за гражданку Якута М.Н. (физическое лицо), так как является самостоятельным субъектом правоотношений.
Данные выводы заявителя суд правомерно отклонил как несостоятельные по следующим основаниям.
Согласно нормам пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 16 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
При этом глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 11.06.203 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
Статьей 12 Положения установлен перечень документов необходимых для участия в конкурсном отборе, в том числе: справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, выданная не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявки (п.37); справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выданная Пенсионным фондом Российской Федерации не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявки (п. 38); справка о состоянии расчетов по страховым взносам перед Фондом социального страхования Российской Федерации, выданная не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявки (пункт 39)
Статьей 14 положения установлены основания для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе, в том числе: несоответствие заявителя условиям, установленным пунктом 6 настоящего Положения (пункт 1).
С пакетом документов, представленных с конкурсной заявкой, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Якута Мариной Николаевной была представлена согласно описи: справка N 4083 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, в соответствии с которой у Якута М.Н. имеется задолженность по уплате земельного налога.
Задолженность по налогам Якута Марины Николаевны имелась, что заявитель не отрицает. Как установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра Якута М.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, Якута М.Н. и как физическое лицо и как предприниматель имеет один ОГРНИП и ИНН, справка о наличии либо отсутствии задолженности по налогам налоговым органом выдана как физическому лицу, но это не означает, что данная задолженность отсутствовала у Якута М.Н. как индивидуального предпринимателя.
Налоговым законодательством не предусмотрен контроль за уплатой налогов раздельно главой КФХ и крестьянским (фермерским) хозяйством как отдельным самостоятельным субъектом правоотношений. Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, наличие задолженности у главы КФХ как индивидуального предпринимателя и как физического лица Якута М.Н. в данном случае является задолженностью и крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу, что оспариваемый отказ Министерства сельского хозяйства Иркутской области принят Министерством в пределах своих полномочий в соответствии с требованиями Правительства Иркутской области от 11.07.2013 N 255-пп.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2016 года по делу N А19-13163/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13163/2015
Истец: Якута Марина Николаевна
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Иркутской области