г. Владимир |
|
22 апреля 2016 г. |
Дело N А43-14375/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Кузнецовой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя без образования юридического лица Силкина Вадима Анатольевича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.01.2016 по делу N А43-14375/2015, принятое судьёй Княжевой М.В., по иску казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1072130011821, ИНН 2130024126), г. Чебоксары Чувашской Республики, к ответчику предпринимателю без образования юридического лица Силкину Вадиму Анатольевичу (ОГРНИП 308522900900013, ИНН 523001154171), с. Сеченово Сеченовского района Нижегородской области, о взыскании 71 442 руб.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - КУ "Чувашуправдор" Минстроя Чувашии) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, к предпринимателю без образования юридического лица Силкину Вадиму Анатольевичу (далее - Силкин В.А.) о возмещении 71 442 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам транспортным средством.
Решением от 20.01.2016 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с Силкина В.А. в пользу КУ "Чувашуправдор" 71 442 руб. ущерба, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2857 руб. 68 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Силкин В.А. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнением к ней, в которых просит решение отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель указывает, что акт от 10.04.2015 N 1-254 составлен с нарушениями, в связи с чем не может являться допустимым доказательством по делу.
Заявитель также ходатайствует об отложении судебного разбирательства. Судом ходатайство рассмотрено и отклонено по мотиву недоказанности наличия уважительных причин неявки в судебное заседание.
Истец возразил против доводов жалобы, просил оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.04.2015 сотрудниками службы весового контроля выявлено превышение транспортным средством марки КамАЗ 53213, государственный регистрационный номер О 452 ВЕ 52, следовавшим по маршруту "Чебоксары - Сурское", установленных ограничений по осевой нагрузке.
Данный факт зафиксирован в акте весового контроля транспортного средства от 10.04.2015 N 1-254, в соответствии с которым выявлены нарушения в виде превышения осевых нагрузок транспортного средства, а именно превышение нагрузки на вторую ось на 1,30 т и на третью ось на 1,17 т, т.е. при допустимой нагрузке в 5 т на вторую и третью оси, фактическая нагрузка составила 6,34 т на вторую ось и 6,21 т на третью.
Истцом исчислен размер причиненного автомобильной дороге ущерба исходя из протяженности пройденного пути 194 км, что составило 71 442 руб. Акт с указанием суммы компенсации ущерба водителем подписан.
Силкину В.А. направлены копия акта от 10.04.2015 N 1-254 и письмо от 17.04.2015 N 707 с требованием о возмещении в добровольном порядке нанесённого ущерба, со сроком исполнения - 10 календарных дней с момента получения.
Невозмещение ответчиком суммы ущерба в добровольном порядке явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Постановление N 934), и исходил из доказанности причиненного ущерба.
На основании части 1 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Условиями получения специального разрешения являются согласование маршрута транспортного средства и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (часть 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 6, пункту 2 части 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ выдача специального разрешения и определение размера причиняемого вреда при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, осуществляется органом исполнительной власти субъекта в случае, если маршрут, часть маршрута проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, при условии, что маршрут проходит в границах такого субъекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Организацию весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Чувашской Республики, осуществляет казенное учреждение "Чувашупрдор" Минстроя Чувашии на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 N 586 "О создании передвижных пунктов весового контроля на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике".
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 N 77 "О вопросах движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" утверждены Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике, в таблице 2 которых установлены размеры вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Кроме этого, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2008 N 132 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике, согласно которому автомобильная дорога "Чебоксары - Сурское" (до границы Ульяновской области") (идентификационный номер 97 ОП РЗ 97К-001) является дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения. При этом её протяженность составляет 194,140 км.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 N 586 на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике созданы передвижные пункты весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов. При этом установлено, что взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается КУ "Чувашупрдор" Минстроя Чувашии, переименованным в КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2012 N 300.
Работником КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии 10.04.2015 на 44+190 км автодороги "Чебоксары-Сурское" было выявлено превышение осевых нагрузок одиночного транспортного средства марки КамАЗ 53213, государственный регистрационный номер О 452 ВЕ 52, фактически принадлежащего Силкину В.А., при перевозке груза без специального разрешения по названной автодороге.
В присутствии водителя транспортного средства автомобиля Силкина В.А. по результатам взвешивания составлен акт от 10.04.2015 N 1-254 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому размер возмещения вреда, из расчета на 194 км, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, составил 71 442 руб.
По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения осевых нагрузок транспортного средства, а именно превышение нагрузки на вторую ось на 1,30 т и на третью ось на 1,17 т, т.е. при допустимой нагрузке в 5 т на вторую и третью оси, фактическая нагрузка составила 6,34 т на вторую ось и 6,21 т на третью.
Проверив расчет размера вреда при превышении значений предельно
допустимых осевых нагрузок на соответствие пункту 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, суд счел его соответствующим законодательству.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что Силкиным В.А. при эксплуатации принадлежащего ему транспортного средства были превышены фактические осевые массы транспортного средства. Размер ущерба истцом определен в сумме 71 442 руб.
Поскольку доказательств погашения задолженности в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было, судом правомерно удовлетворено требование о возмещении ущерба.
Решение является законным, обоснованным, принятым при полном, всестороннем, объективном исследовании доказательств по делу, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы заявителя о том, что акт от 10.04.2015 N 1-254 составлен с нарушениями, в связи с чем не может являться допустимым доказательством по делу, подлежат отклонению.
Составленный в момент взвешивания транспортного средства ответчика акт от 10.04.15 N 1-254 содержит все необходимые данные, предусмотренные законодательством, подписан и заверен печатью должностного лица - государственного транспортного инспектора. Ответчиком данный акт обжалован не был и является действующим.
Весовое оборудование, с помощью которого было осуществлено взвешивание транспортного средства ответчика КамАЗ N О452ВЕ52, полностью соответствует установленным метрологическим и техническим требованиям.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 26.06.08 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" результаты поверки весового оборудования доступны для просмотра при осуществлении весового контроля.
Доказательства того, что водителю ответчика Силкину В.А. не были доступны сведения о весовом оборудовании и о его поверке, в материалах дела отсутствуют.
Акт был составлен уполномоченным на то должностным лицом, заверен подписью государственного транспортного инспектора.
Владелец транспортного средства, в отношении которого был составлен акт, вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, составивших акт, в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 6 постановления Правительства РФ "Об осуществлении должностными лицами федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" от 09.06.10 N 409.
Однако ответчик действия (бездействие) должностных лиц, производивших взвешивание и составивших акт, не обжаловал, в материалы дела сведений об обжаловании не представлял.
Кроме того, превышений транспортным средством ответчика КамАЗ N О452ВЕ52 по полной массе нет, что подтверждается п. 8 акта от 10.04.15 N 1-254 и расчетным листом от 10.04.15. Исковые требования заявлены в связи с превышением нагрузок по осям транспортного средства, а не по полной массе.
Размеры допустимых осевых масс, а также размер вреда рассчитаны с учетом того, что перевозка тяжеловесного груза осуществлялась в пределах действия временных ограничений движения, установленных автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения Чувашской Республики с 1 апреля 2015 года по 30 апреля 2015 года, согласно приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 26.02.15 N 02-03/26 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Чувашской республики в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в 2015 году".
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федеральный закон от 08.11.07 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 вышеуказанного приказа с 1 апреля 2015 года по 30 апреля 2015 года действует временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Чувашской Республики с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.
Согласно Приложению N 1 к данному приказу автомобильная дорога Чебоксары - Сурское попадает под вышеуказанную норму, ограничения на этом участке дороги установлены с 1 апреля 2015 года по 30 апреля 2015 года. Транспортное средство ответчика КамАЗ N О452ВЕ52 было остановлено 10.04.15, то есть в момент действия временных ограничений на автодороге Чебоксары - Сурское.
Поэтому указанные в акте от 10.04.15 N 1-254 и расчетном листе от 10.04.2015 нормативные осевые нагрузки указаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и основания неприменения данных значений отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.01.2016 по делу N А43-14375/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя без образования юридического лица Силкина Вадима Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А.Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14375/2015
Истец: КУ Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики, ООО "ТОПЛИВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ИП Силкин В. А.