гор. Самара |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А65-18989/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш. при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев 21 апреля 2016 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2016 года, принятое по делу N А65-18989/2015 (судья Харин Р.С.)
по иску Публичного акционерного общества "КАМАЗ" (ОГРН 1021602013971, ИНН 1650032058), гор. Набережные Челны
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), гор. Казань,
с участием третьих лиц:
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район, Танаевский лес,
- Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, гор. Москва
о понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан заключить с ПАО "КАМАЗ" в редакции истца сроком на 49 лет договоры аренды земельного участка с кадастровым номером 16:39:102101:325, площадью 72 938 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:576, площадью 41 831 кв.м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение,
при участии в судебном заседании:
от истца - Лохтина Е.Н. представитель по доверенности N 01/07-472 от 30.10.2014, Соколова А.В. представитель по доверенности N 01/07-491 от 04.12.2014;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" - Имамов А.Г. (директор, приказ N 748-лс от 28.10.2011);
от третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - Публичное акционерное общество "КАМАЗ" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан о понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан заключить с ПАО "КАМАЗ" в редакции истца сроком на 49 лет договоры аренды земельного участка с кадастровым номером 16:39:102101:325, площадью 72 938 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:576, площадью 41 831 кв.м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение.
Истец посредством электронной почты представил ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доработав ранее согласованный с ответчиком и третьими лицами проект договора аренды, исключив из него условие об оплате за фактическое пользование земельными участками. Просил удовлетворить заявленные требования и обязать ответчика заключить договор аренды земельных участков в редакции истца от 13 января 2016 года.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что проект договора аренды земельного участка не изменен, с учетом исключения из него условий договора по ранее включенным обязательствам по оплате арендной платы с 2012 по 2014 годы, суд посчитал возможным принять уточненные требования к рассмотрению, что не нарушает прав ответчика. Суд учел, что проект договора дорабатывался истцом, с учетом протокола разногласий ответчика при рассмотрении данного спора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2016 года суд исковые требования удовлетворил. Обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Публичным акционерным обществом "КАМАЗ" договор аренды земельных участков с кадастровым номером 16:39:102101:325, площадью 72 938 кв.м, с кадастровым номером 16:39:000000:576, площадью 41 831 кв.м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение сроком на 49 лет в редакции истца.
Заявитель - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав заявителю в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2016 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 29 марта 2016 года на 11 час. 30 мин.
Заявитель - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, также не согласившись с решением суда первой инстанции, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований отказать.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2016 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 29 марта 2016 года на 11 час. 30 мин.
Заявитель - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама", также подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2016 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 29 марта 2016 года на 11 час. 30 мин.
В судебном заседании 29 марта 2016 года был объявлен перерыв до 05 апреля 2016 года до 15 час. 50 мин. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2016 года, в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Балакиервой Е.М., Пышкиной Н.Ю., рассмотрение дела в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 21 апреля 2016 года на 15 час. 40 мин.
В связи с отпуском судьи Пышкиной Н.Ю., участвовавшего в составе суда, рассматривающего дело до отложения судебного разбирательства, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена ее замена на судью Романенко С.Ш., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Представитель третьего лица ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представители истца возражали против отмены оспариваемого судебного акта по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представители ответчика и третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-7116/2014 от 02 октября 2014 года, Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 апреля 1991 года N 223 и Постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19 сентября 1991 года N 410 был создан государственный природный национальный парк "Нижняя Кама" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Татарской ССР общей площадью 26 112 га.
В соответствии с действующим законодательством Положение о Государственном природном национальном парке утверждено Постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19 сентября 1991 года N 410.
Указанным постановлением в пользование государственному природному национальному парку "Нижняя Кама" предоставлено 17 518 гектаров земель государственного лесного фонда Елабужского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства Татарской ССР и 553 гектара земель государственного запаса Елабужского района. Включено в состав государственного природного национального парка "Нижняя Кама" 7 111 гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарской ССР, 436 гектаров земель города Елабуги и 494 гектара земель, переданных промышленным предприятиям и организациям под учреждения отдыха, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Главной задачей национального парка определено сохранение уникальных природных комплексов Нижнего Прикамья и создание условий для развития организованного отдыха трудящихся.
К Постановлению Кабинета Министров ТАССР от 19 сентября 1991 года N 410 определена экспликация земель государственного природного национального парка "Нижняя Кама" в Татарской ССР, согласно которой земли, включенные в состав ГПНП "Нижняя Кама" составили, в том числе земли учреждений отдыха предприятий и организаций, в том числе концерна "Камаз" 371 га.
Постановление Совета Министров РСФСР от 20 апреля 1991 года N 223 и Постановление Кабинета Министров ТАССР от 19 сентября 1991 года N 410 не отменены и не изменены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В последующем в учредительные документы были внесены изменения, в настоящее время организационно-правовой формой заявителя является: Федеральное государственное бюджетное учреждение. Местонахождение земельных участков, включенных в состав Национального парка "Нижняя Кама", закреплено в карте-схеме функциональных зон Национального парка "Нижняя Кама", являющейся неотъемлемым приложением к Положению "О Национальном парке "Нижняя Кама" от 30 декабря 1999 года, утвержденному руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлен перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. К их числу отнесены, в том числе, национальные природные парки, с учетом приложения N 1 к указанному постановлению.
Государственным актом на право пользования землей серии А-I N 902269 предоставлено Дирекции Камского объединения по производству большегрузных автомобилей КАМАЗ право бессрочного и бесплатного пользования 234,5 га земли в границах согласно плану землепользования для строительства кратковременных баз отдыха КАМАЗА, с учетом согласования Тукаевского районного (городского) Совета народных депутатов. Акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей за номером 20. Также представлен план землепользования кратковременные базы отдыха.
В материалы дела представлен договор аренды участка лесного фонда N 58 от 113 апреля 2000 года, по условиям которого Национальный парк "Нижняя Кама" (Владелец лесного фонда) передал в долгосрочное пользование (аренду), а ОАО "КАМАЗ" (арендатор) принял участок лесного фонда в Челнинском лесничестве для осуществления культурно - оздоровительных целей, в том числе с указанием баз отдыха "Иволга" и "Бережок".
Данный договор подписан сторонами с учетом приложения в виде расчета арендной платы, а также подписанного сторонами протокола разногласий к договору.
Также представлена лицензия N 87 от 13 апреля 2000 года, выданная Национальным парком "Нижняя Кама" ОАО "КАМАЗ" на осуществление культурно-оздоровительных мероприятий с указанием особых условий: соблюдение лесного и природного законодательства.
Дополнительным соглашением от 20 июня 2005 года к договору аренды участка лесного фонда N 58 от 13 апреля 2000 года стороны изменили площадь участка лесного фонда в связи с продажей базы отдыха "Волга" и определили площадь арендуемого участка - 12, 24 га, в том числе база отдыха "Бережок" - 4, 32 га, база отдыха "Иволга" - 7, 92 га.
Публичное акционерное общество "КАМАЗ" является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельных участках, находящихся в границах Национального парка "Нижняя Кама":
- база отдыха "Бережок" (расположена на земельном участке с кадастровым номером 16:39:000000:576);
- база отдыха "Иволга" (расположена на земельном участке с кадастровым номером 16:39:102101:325).
В материалы дела представлены кадастровые паспорта на сформированные земельные участки (выписки из государственного кадастра недвижимости):
- от 17 февраля 2010 года N 1600/301/10-64536 (кадастровый номер 16:39:102101:325), с разрешенным использованием земельного участка для строительства кратковременных баз отдыха, с указанием площади 72 938 +/- 473 кв.м, указанием кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости, с указанием, что площадь и местоположение границ земельного участка соответствует материалам межевания;
- от 17 февраля 2010 года N 1600/301/10-64567 (кадастровый номер 16:39:000000:576), с разрешенным использованием земельного участка для строительства кратковременных баз отдыха, с указанием площади 41 831 +/- 358 кв.м, указанием кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости, с указанием, что площадь и местоположение границ земельного участка соответствует материалам межевания;
К кадастровым паспортам приложены планы (чертеж, схема) земельных участков.
Право собственности ОАО "КАМАЗ" (правопредшественник истца) на объекты недвижимости оформлено в 2007 и 2008 годах.
Право собственности ПАО "КАМАЗ" на объекты недвижимости в составе базы отдыха "Иволга" (Республика Татарстан, Тукаевский район, территория Национального парка "Нижняя Кама") подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности: серии 16-АА N 859093 (теннисный корт, площадь 701,2 кв.м), N 859094 (дом для отдыха, площадь 55 кв.м), N 859095 (банно-прачечный пункт, 75,4 кв.м), N 859096 (дом деревянный (лыжная база), площадь 58,2 кв.м), N 859097 (бетонное покрытие, площадь 789,6 кв.м), N 859098 (вещевой склад, площадь 101,6 кв.м), N 859092 (бильярдная, площадь 67,9 кв.м), N 753064 (арт.скважина с пристройкой, площадь 18,9 кв.м), N 753063 (здание 8-местного жилого дома, площадь 63,8 кв.м), N 672897 (здание столовой на 150 мест, площадь 859,8 кв.м).
Право собственности ПАО "КАМАЗ" на объекты недвижимости в составе базы отдыха "Бережок" (Республика Татарстан, Тукаевский район, территория Национального парка "Нижняя Кама") подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности: серии 16-АА, N 380554 (пристрой к сторожке, площадь 5,10 кв.м), N 381386 (домик дачный, площадь 58,20 кв.м), N 381387 (баня, площадь 45,60 кв.м), N 381388 (летний дом с верандой, площадь 28,40 кв.м), N 381389 (летний домик, площадь 33 кв.м), N 381390 (летний домик, площадь 29,50 кв.м), N 381391 (зимний дом, площадь 31,20 кв.м), N 381392 (летний домик, площадь 29,10 кв.м), N 381393 (зимний дом, площадь 33,40 кв.м), N 381394 (лыжная база, площадь 90,30 кв.м), N 381395 (домик типа "Шалаш", площадь 11,80 кв.м), N 381396 (сторожка, площадь 23,90 кв.м), N 381397 (летняя эстрада, площадь 40,20 кв.м), N 381398 (дорога подъездная, площадь 185,90 кв.м).
В свидетельствах о государственной регистрации права относительно баз отдыха в качестве документа-основания указано решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июня 2007 года по делу N А65-7704/2007, а также по делу N А65-14817/2007 от 07 сентября 2007 года.
При рассмотрении арбитражного дела N А65-5092/2008 было установлено, что объекты, об установлении юридического факта владения на которые ходатайствует заявитель, находятся на балансе ОАО "КАМАЗ" и числятся за ним. В подтверждение этого факта заявителем представлены следующие документы: технический паспорт на базу отдыха "Иволг", в составе которой находятся объекты, бухгалтерский баланс на 01 января 2008 года с расшифровкой, инвентарные карточки, справка РГУП БТИ об отсутствии регистрации на 01 января 2000 года. Отсутствие зарегистрированного права подтверждается также ответом УФРС на запрос заявителя. Земельный участок под объектом недвижимости находится в аренде у заявителя, что подтверждается договором N 58 от 13 апреля 2000 года. При рассмотрении заявления, судом сделан вывод об отсутствии спора о праве на данные объекты недвижимости. Данный вывод подтверждается письмом Исполнительного комитета муниципального образования гор. Набережные Челны N 01-31-491 от 27 февраля 2007 года и Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района о том, что объект не является муниципальной собственностью, письмом МЗИО РТ N 1- 30/1138 от 22 февраля 2007 года, согласно которому объект не является государственной собственностью (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 апреля 2008 года).
В судебном акте также указано, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 сентября 2007 года по делу N А65-14817/2007 установлен факт владения и пользования ОАО "Камаз" как своими собственными объектами недвижимости в составе базы отдыха "Иволга", но в этот перечень не вошли вышеуказанные объекты, поскольку они не указывались заявителем при рассмотрении дела.
Представители истца в судебном заседании указали, что на спорных земельных участках имеются дополнительные объекты недвижимости, которые входят в состав баз отдыха, однако в установленном порядке не оформлены, поскольку данное оформление, по мнению представителей истца, не обязательно в соответствии с нормами действующего законодательства.
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:000000:576, 16:39:102101:325 входят в состав границ Национального парка "Нижняя Кама".
Письмом N 22001-1145 от 27 декабря 2012 года ОАО "КАМАЗ" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан с просьбой предоставить указанные земельные участки, занимаемые базами отдыха "Иволга" и "Бережок", в аренду и направить в адрес ОАО "КАМАЗ" договор аренды земельных участков.
В материалы дела представлена переписка сторон относительно согласования возможности заключения договоров аренды земельных участков в 2013, 2014 годах, с учетом представленных ответов о невозможности заключения договоров аренды, учитывая отсутствия утвержденного Положения о ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама". Ответы представлены Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
21 октября 2014 года ОАО "КАМАЗ" обращался с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Нижняя Кама" об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в силу подготовить проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми N 16:39:000000:576, 16:39:102101:325, между ОАО "КАМАЗ" и Российской Федерацией со всеми необходимыми приложениями (акт приема - передачи, расчет арендной платы, план-схема земельного участка) и в срок 1 рабочий день направить их в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ, об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации согласовать проекты договоров аренды в 30-дневный срок с момента их поступления и в срок 1 рабочий день возвратить в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан, об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан и Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама" в 10-дневный срок подписать договоры аренды земельных участков с кадастровыми NN 16:39:000000:576, 16:39:102101:325 и в срок 1 рабочий день направить их со всеми необходимыми приложениями (акт приема-передачи, расчет арендной платы, план-схема земельного участка) в адрес ОАО "КАМАЗ". Определением суда от 19 января 2015 года по делу N А65-25269/2014 указанное исковое заявление было оставлено без рассмотрения, ввиду ненадлежащего соблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора. В рамках указанного спора ответчики также ссылались на отсутствие утвержденного Положения о национальном парке "Нижняя Кама".
Впоследствии истцом, с учетом заявления о предоставлении земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, на праве аренды от 10 февраля 2015 года, в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан были направлены проекты договоров аренды земельных участков. С учетом представленных ответчиком протоколов разногласий, в том числе в рамках рассмотрения данного спора, истцом был доработан единый договор аренды земельных участков на 2 объекта.
Поскольку стороны не пришли к согласию по условиям договора, истец обратился в суд с целью урегулирования спора между сторонами.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с представленными в материалы дела правоустанавливающими документами на объекты недвижимости, которые принадлежат истцу на праве собственности, истец имеет право на заключение договоров аренды спорных земельных участков.
Обжалуя судебный акт, заявители ссылаются на то, что ответчик не может самостоятельно, без согласования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации заключать договоры аренды земельных участков. Также, по мнению заявителей, суд не учел тот факт, что площадь испрашиваемых земельных участков значительно превышает площадь расположенных на них объектов недвижимости. Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102101:325, 16:39:000000:576 частично расположены в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос Нижнекамского водохранилища.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб, мотивированного отзыва, заслушав пояснения представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает оспариваемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции указал, что согласно части 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Вместе с тем, суд не учел, что положения статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению только в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для одной из сторон.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Земли особо охраняемых природных территорий являются объектами общенационального достояния.
Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт б статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования, суд также указывает, что одной из основных задач национального парка является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях (статья 13 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях N 33-ФЗ от 15 февраля 1995 года, статья 2 Положения о национальных природных парках РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года N 769).
В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в том числе, рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров (статья 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года).
Земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством (статья 17 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
В материалы дела представлены свидетельства о праве собственности истца на объекты недвижимого имущества, в том числе теннисный корт, дом для отдыха, лыжная база, бетонное покрытие, вещевой склад, бильярдная, арт. скважина, здание 8-местного жилого дома, здание столовой, домики дачные, баня, летние домики, зимние дома.
При этом суд первой инстанции указал, что назначение указанных объектов недвижимости позволяет отнести их к использованию в целях осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и входят в состав баз отдыха "Иволга" и "Бережок".
Главой VI ЗК РФ N 136-ФЗ от 25 октября 2001 года регламентируется предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности указывается договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом (подпункт 17 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеперечисленных норм, а также учитывая представленные в материалы дела правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, которые принадлежат истцу на праве собственности, суд первой инстанции указал, что истец имеет право на заключение договоров аренды спорных земельных участков.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102101:325, 16:39:000000:576 частично расположены в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос Нижнекамского водохранилища. Данный факт подтверждается письмом Минприроды от 30 ноября 2015 года N 12-31/29994.
Следует отметить, что доступ к береговой линии фактически возможен только через территорию баз отдыха "Бережок" и "Иволга", что подтверждается актами обследования от 05 февраля 2016 года.
Однако договор аренды в редакции истца не содержит сведения об ограничениях, установленных действующим законодательством в отношении использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны двести метров.
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной собственности, являются водными объектами общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Так, согласно статье 9 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе является административным правонарушением в области охраны окружающей среды и природопользования в соответствии со статьей 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного, договор аренды испрашиваемых земельных участков, в пределах которых находится береговая полоса, предназначенная для общего пользования, является противоречащем вышеперечисленным нормам действующего законодательства.
Также несостоятельны доводы суда первой инстанции относительно обоснованности заявленного размера земельных участков, необходимых для обслуживания недвижимых объектов истца.
Истец указал в проекте договора аренды земельных участков с кадастровым номером 16:39:102101:325, площадью 72 938 кв.м, с кадастровым номером 16: 39: 000000: 576, площадью 41 831 кв.м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение. Данные площади определены истцом, в том числе на основании представленных в материалы дела кадастровых паспортов. Земельные участки в указанной площади поставлены на кадастровый учет в установленном порядке.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, площадь земельного участка с кадастровым номером 16:39:102101:325 - 72 938 кв.м, тогда как площадь объектов недвижимости (б/о "Иволга"), расположенных на нем - 2 791,40 кв.м. Площадь земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:576 - 41 831 кв.м, площадь объектов недвижимости (б/о "Бережок"), расположенных на нем - 645,6 кв.м.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 01 марта 2011 года N 13535/2010 - собственник объектов недвижимости должен представить обоснование (доказательства), подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов, в том числе в заявленных целях.
Статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что существуют предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Площадь испрашиваемых земельных участок значительно превышает площадь расположенных на них объектов недвижимости.
Согласно действующему законодательству на истца возложена обязанность доказывания. В данном случае истцу необходимо было доказать необходимость использования всей площади испрашиваемых земельных участков, тогда как данных доказательств истцом не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции не правомерно указал в судебном акте, что с учетом подписания договора аренды земельных участков, ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" должно осуществить действия, предусмотренные действующим законодательством, в целях прохождения государственной регистрации заключенного договора аренды земельных участков.
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:102101:325, 16:39:000000:576 находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама".
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях предоставления земельных участков в аренду федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в целях осуществления рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации прекращение прав на земельные участки, предоставленные в установленном порядке, возможно лишь по основаниям и в порядке, установленном данным Кодексом.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрен статьей 53 настоящего Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в п. 3 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридических лиц необходим документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В рассматриваемом случае - это Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренный законодательством порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования не соблюден.
Судебная коллегия отмечает, что истцом требования о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемыми земельными участками не заявлялись.
Однако суд первой инстанции обязывает ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" осуществить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков в нарушение требования действующего законодательства (в отсутствие согласия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
В рамках рассмотрения настоящего спора ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" не является ответчиком.
В соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции вправе принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, однако такие решения в отношении третьих лиц без самостоятельных требований процессуальным законом не предусмотрены.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2016 года, принятое по делу N А65-18989/2015, подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в иске.
Расходы по государственной пошлине по иску подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2016 года, принятое по делу N А65-18989/2015, отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Публичного акционерного общества "КАМАЗ" отказать.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18989/2015
Истец: ПАО "КАМАЗ", г. Набережные Челны
Ответчик: Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в РТ, г. Казань
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, г. Москва, ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район