город Ростов-на-Дону |
|
29 апреля 2016 г. |
дело N А32-35887/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: Поддубного С.С. по доверенности от 19.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2016 по делу N А32-35887/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества
принятое в составе судьи Григорьевой Ю.С.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю, управление) о признании незаконным отказа управления от 21.08.2015 N 23/012/805/2015-2664 в государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, пос. Кабардинка, ул. Мира, 6: сооружение бун (волнорез), (кадастровый условный номер: 23:40:0202004:508); сооружение бун (волнорез) (кадастровый условный номер 23:40:0202004:509); сооружение подпорная стена (кадастровый условный номер 23:40:0202004:507); сооружение подпорная стена (кадастровый условный номер 23:40:0202004:504); обязании управления устранить допущенное нарушение.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорные стены и буны не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно для улучшения качества земель и обслуживают земельный участок, на котором они расположены с целью укрепления береговой полосы. Доказательства того, что спорные объекты создавались как объекты недвижимости не представлены.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 02.02.2016 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что спорные объекты недвижимого имущества возведены Северо-Кавказской железной дорогой в составе объектов инфраструктуры оздоровительного лагеря и переданы в уставной капитал ОАО "РЖД" на основании передаточного акта от 30.09.2003, распоряжения N 23/012/805/2015-2664.от 30.09.2003. Спорные объекты являются гидротехническими сооружениями и относятся к объектам недвижимости. Законодательство не исключает возможность нахождения гидротехнических сооружений у юридических лиц на праве собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на непредставление доказательств того, что буны и подпорные стены относятся к объектам недвижимого имущества. Спорное имущество не было создано как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства с соблюдением градостроительных норм. Обществом не представлено документов, подтверждающих возникновение права собственности на спорные объекты у ФГУП Северо-Кавказская железная дорога. Права на спорные объекты ГУП Крайтехинвентаризация не регистрировались. Приложения к передаточному акту от 30.09.2003 у заявителя отсутствуют. Предусмотренные водным законодательством документы, необходимые для регистрации прав на гидротехнические сооружения заявителем не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.04.2015 ОАО "РЖД" обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, пос. Кабардинка, ул. Мира, 6: сооружение бун (волнорез), (кадастровый условный номер: 23:40:0202004:508); сооружение бун (волнорез) (кадастровый условный номер 23:40:0202004:509); сооружение подпорная стена (кадастровый условный номер 23:40:0202004:507); сооружение подпорная стена (кадастровый условный номер 23:40:0202004:504).
Решением управления, изложенном в сообщении об отказе в государственной регистрации права от 21.08.2015 N 23/012/805/2015-2664, обществу отказано в государственной регистрации права собственности на указанные объекты на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Не согласившись с решением управления, ОАО "РЖД" обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, решение управления может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу суд апелляционной инстанции находит не доказанным.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с пунктом 1 статьи 13 которого государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу пункта 1, 2 статьи 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основанием для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 17 названного Закона).
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из материалов дела усматривается, что для регистрации права собственности на спорные сооружения общество представило: кадастровые и технические паспорта на сооружения - буны (волнорезы), подпорные стены.
Заявитель также сослался на распоряжение Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/б-р/884р, которым имущество ФГУП Северо-Кавказская железная дорога МПС РФ балансовой стоимостью 1 535,7 млрд. руб. передано ОАО "РЖД". Обществом представлена выписка из перечня передаваемого имущества, в соответствии с которой обществу переданы подпорные стенки, расположенные по адресу: г. Геленджик, пос. Кабардинка, ул. Мира, 6.
Поскольку в силу положений Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрации подлежат права на недвижимое имущество, в рамках настоящего дела подлежит установлению факт отнесения спорных объектов к объектам недвижимости.
Обществом представлено заключение N 488-Э от 15.08.2014, составленное ООО "Судебная экспертиза", в соответствии с которым сооружения волнорезов и подпорные стенки прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, следовательно, относятся к недвижимому имуществу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Понятие объекта капитального строительства содержится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не отождествляет понятия объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивается критерием прочной связи с землей (пункт 10 статьи 1 Кодекса).
Заявитель полагает, что буны и подпорные стены являются объектами недвижимости - гидротехническими сооружениями.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническими сооружениями понимаются: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (статья 3).
Определение понятия "сооружение" сформулировано в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, согласно которому к подразделу "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
В силу подпункта 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
То есть сооружение, в том числе гидротехническое, является результатом строительства. Следовательно, вопрос, является ли конкретное имущество недвижимым, должен решаться с учетом назначения имущества, а также обстоятельств, связанных с его созданием.
Создания объекта недвижимости должно было подтверждаться разрешением на его строительство и разрешением на ввод в эксплуатацию. Однако такие доказательства заявителем представлены не были.
В ответ на запрос государственного регистратора ГУП Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ представило сведения об отсутствии зарегистрированных прав на спорное имущество.
Представленные истцом кадастровые и технические паспорта содержат техническое описание объектов, их месторасположение, и сами по себе не являются основанием для отнесения имущества к недвижимому.
Согласно правовым позициям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 16.12.2008 N 9626/08, от 02.03.2010 N 14971/09, от 20.10.2010 N 6200/10, критерием отнесения к объектам недвижимости тех объектов, которые представляют собой покрытие земельного участка, является возможность их самостоятельного хозяйственного использования либо при отсутствии такового - вхождение в состав комплекса имущества, для обслуживания которого данные площадки предназначены.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13, право собственности может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае спорные объекты являются элементом благоустройства (улучшением) земельного участка (предназначены для защиты расположенных на земельном участке строений), а не объектами недвижимого имущества в смысле, придаваемом соответствующему понятию статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обществом не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что спорные строения (подпорные стены и волнорезы) являются объектами недвижимого имущества, имеющими самостоятельное назначение, право собственности на которые подлежит регистрации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что к заявлению, поданному в Росреестр по Краснодарскому краю, документы были поданы не в полном объеме, в связи с чем, отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.1997 N 222-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является правомерным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2016 по делу N А32-35887/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35887/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО РЖД
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю