г. Хабаровск |
|
29 апреля 2016 г. |
А37-2085/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Козловой Т.Д., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.,
при участии в заседании:
от ГУ - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Крыловой О.В., представителя по доверенности от 20.04.2015, Курбатовой А.Д., представителя по доверенности от 30.11.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 10.02.2016
по делу N А37-2085/2015
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Дьячковой Э.Л.,
по иску государственного учреждения - Магаданского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью "Технократ"
о взыскании 8 029,82 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Магаданское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024900957950, ИНН 4909039203, далее - ГУ Магаданское РО Фонда социального страхования РФ) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Технократ" (ОГРН 1094910002527, ИНН 4909104276, далее - ООО "Технократ") о взыскании 8029,82 рубля, из которых: 3 987 рублей составляют сумму штрафа и 4042, 82 рубля неустойки, начисленных за ненадлежащее исполнение и просрочку обязательств по государственному контракту на поставку оригинальных тонер-картриджей для Xerox Phaser 3010/40/WC от 25.06.2015 N 167 для нужд истца.
Решением суда от 10.02.2016 с ООО "Технократ" в пользу истца взыскана неустойка в размере 1 348, 60 рубля, госпошлина в размере 336 рубля, всего - 1 684 рубля. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит принятый по делу судебный акт от 10.02.2016 отменить, удовлетворить заявленные им исковые требования полностью.
Обосновывая требования жалобы, ее податель, ссылаясь на письмо Министерства финансов РФ от 15.01.2016 N 02-01-11/1140 считает, что судом ошибочно рассчитан коэффициент К, что привело к неверному расчету пени за просрочку исполнения обязательств по контракту.
Также оспаривает вывод суда о неправомерности предъявленного ко взысканию истцом штрафа, начисленного не в связи с просрочкой исполнения обязательств по государственному контракту, а связи с неисполнением возложенных на ответчика государственным контрактом обязательств (на дату составления требования об уплате штрафа N 11-07/11/8430 от 14.08.2015, тонер-картриджи поставлены не были).
В заседании суда апелляционной инстанции, организованном с применением системы видеоконференц-связи посредством Арбитражного суда Магаданской области представители истца настаивали на отмене решения от 10.02.2016 по мотивам, приведенным в жалобе.
Согласно материалам дела, между ГУ Магаданское РО Фонда социального страхования РФ (заказчик) и ООО "Технократ" (поставщик) 25.06.2015 заключен государственный контракт N 167 на поставку оригинальных тонер-картриджей для Xerox Phaser 3010/40/WC для нужд Государственного учреждения - Магаданского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
По условиям названного контракта поставщик обязался осуществить поставку оригинальных тонер - картриджей Xerox Phaser 3010/40/WC (далее-товар) для нужд Государственного учреждения - Магаданского регионального отделения ФСС РФ в соответствии со Спецификацией (Приложение N 2 к Контракту), а заказчик обязался оплатить товар в порядке и сроки, определенные условиями настоящего Контракта.
По условиям пунктов 1.2, 2.1.1 контракта поставщик обязан поставить товар в течение 15 календарных дней с даты заключения контракта в количестве и ассортименте, указанном в Спецификации (Приложение N 2 к Контракту).
Соответственно, обязательство по поставке товара по контракту от 25.06.2015 должно было быть исполнено ООО "Технократ" не позднее 10.07.2015.
Цена контракта и порядок расчетов оговорены сторонами в разделе 4 договора, согласно которому общая цена контракта составила 39 870,00 рублей. Оплата поставленного товара производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 5 (пяти) банковских дней с момента подписания сторонами акта передачи - приемки товара (без претензий) и получения от поставщика счета, счет - фактуры и товарной накладной.
В соответствии с пунктом 6.4 контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом) подлежит начислению и уплате штраф в размере 10 % от цены контракта: 3 987,00 рублей.
Ввиду неисполнения в установленный контрактом срок обязательств по поставке товара, заказчик направил поставщику требование об уплате штрафа за неисполнение обязательств по государственному контракту от 14.08.2015 N 11-07/11/8430, которое получено последним 26.08.2015.
Поставка оригинальных тонер-картриджей для Xerox Phaser 3010/40/WC 3045 в количестве 10 штук на общую сумму 39 870,00 рублей осуществлена 21.08.2015, что подтверждается подписанным сторонами актом приема N 1 от 21.08.2015, товарной накладной N224 от 21.08.2015, в связи с чем просрочка поставки товара составила 41 день, с 10.07.2015 по 21.08.2015.
По условиям пункта 6.4 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Поставщиком, и определяется в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
В связи с просрочкой исполнения обязательств по поставке товара, заказчик направил поставщику требование об уплате неустойки (пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств по государственному контракту от 03.09.2015 N 11-07/11/8921.
Неуплата поставщиком штрафа и начисленных пени, послужила основанием для обращения заказчика в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно статье 516 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. В случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (статья 516 ГК РФ).
Согласно статьям 525, 526 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 487 ГК РФ в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
По правилам статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Статьей 330 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку (штраф, пеню).
В силу части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В пункте 6.4 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплату неустоек (штрафов, пеней).
За просрочку исполнения поставщиком своих обязательств по контракту начисляется пеня, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом) подлежит начислению и уплате штраф в 10% от цены контракта.
По утверждению истца, штраф начислен не в связи с просрочкой исполнения обязательств по государственному контракту, а связи с неисполнением возложенных на него государственным контрактом обязательств (на дату составления требования об уплате штрафа N 11-07/11/8430 от 14.08.2015, тонер-картриджи поставлены не были).
Буквальное содержание пункта 6.4 контракта в части начисления штрафа в качестве основания его начисления не содержит указаний на временной период неисполнения обязанности по поставке товара, соответственно для начисления таких санкций и последующего его взыскания судом необходимо установление самого по себе факта не поставки товара, а не просрочки исполнения такой обязанности.
Поскольку в настоящем случае, обязанность по поставке товара ответчиком фактически исполнена с просрочкой, но в полном объеме, привлечение его к ответственности в виде штрафа, противоречит пункту 6.4 контракта.
Частями 5, 7, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Часть 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ не содержит фиксированной ставки пени, а установленный Правилами порядок ее определения зависит от ряда переменных показателей (итоговая цена контракта, количество дней просрочки, объем неисполненного обязательства, коэффициент, учитываемый при расчете размера ставки).
Правила определения размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1063 размер ставки определяется по формуле: С = Сцб x ДП, где: Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.
Согласно пункту 8 Правил N 1063 коэффициент К определяется по формуле: К = ДП / ДК x 100%, где: ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50-100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Идентичные правила начисления неустойки за просрочку исполнения поставщиком обязательств определены в абзаце 2 пункта 6.4 контракта.
Согласно расчету истца пеня за 41- дневную просрочку поставки товара составила 4 042, 82 рубля.
Судом первой инстанции расчет, произведенный истцом, в части определения коэффициента, подлежащего применению при вычислении размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, признан не соответствующим Правилам N 1063.
Так, в соответствии с расчетом суда первой инстанции размер пени составил 1348, 60 рубля, где:
К = 41/15 х 100% = 2,73% (при К = 0-50, размер ставки принимается равным 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ или 0,0825);
С = 0,0825 х 41= 0,033825
П = 39 870 рубля х 0,033825 = 1348, 60 рубля
При расчете коэффициента К истец, в нарушение пункта 8 указанных Правил N 1063, рассчитывает данный коэффициент по формуле "К = ДП / ДК x 100", тогда как следует в соответствии с указанными положениями: "К = ДП / ДК x 100%" (т.е. умножить не на 100, а на 100%).
Ссылаясь на письмо Министерства финансов РФ от 15.01.2016 N 02-01-11/1140 истец в апелляционной жалобе приводит довод о неверном расчете судом коэффициента К (для получения итогового процентного значения коэффициента К подразумевается умножение на 100, а не на 1), что привело к неверному расчету пени за просрочку исполнения обязательств по контракту.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку вышеназванное письмо не является нормативным правовым актом, не влечет правовых последствий для неопределенного круга лиц, не имеет обязательной юридической силы. В соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письмо Министерства финансов РФ от 15.01.2016 N 02-01-11/1140 не входит в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Следует также отметить, что правовая позиция по исчислению коэффициента К по формуле пункта 8 Правил N 1063 изложена в Определении Верховного Суда РФ от 16.12.2015 N 310-ЭС15-15602.
Таким образом, расчет пени, произведенный судом первой инстанции, апелляционным судом проверен и признан верным, как соответствующий Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. При этом арифметических ошибок судом не допущено.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о неверном пересчете неустойки судом первой инстанции, апелляционным судом признаны несостоятельными.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения. Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и норм материального права.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10.02.2016 по делу N А37-2085/2015 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2085/2015
Истец: ГУ - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российкой Федерации, ГУ - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ООО "Технократ"
Третье лицо: ООО "Технократ"