г. Красноярск |
|
29 апреля 2016 г. |
Дело N А69-4005/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной политики Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "05" февраля 2016 года по делу N А69-4005/2015, принятое судьёй Чамзы-Ооржак А.Х.,
установил:
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (ОГРН 1131719000995, ИНН 1701052697, г.Кызыл; далее - заявитель, Министерство, Минтруд Республики Тыва) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва (ОГРН 1021700512052, ИНН 1700000390, г.Кызыл; далее - ответчик, Управление, УФК по Республике Тыва) о признании недействительными уведомлений от 01.12.2015 N УБЛ-15-2884 и NУБЛ-15-7244 о приостановлении операций по расходованию средств.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 24.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Матвеева Екатерина Комбуевна и Варламова Любовь Дондуповна.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "05" февраля 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Минтруд Республики Тыва ссылается на следующие обстоятельства:
- при приостановлении операций на лицевом счете Минтруда Республики Тыва полностью прекращено финансирование социально значимых выплат; Министерство не имело возможности произвести первоочередные социально значимые платежи, в частности, заработную плату работников подведомственных бюджетных учреждений, социальные выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, ЕДВ из федерального бюджета на приобретение жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ветеранам боевых действий, получивших военную травму, чернобыльцам, ветеранам труда, труженикам тыла, пострадавшим от политических репрессий, на погребение, малоимущим гражданам;
- Управление при приостановлении операций по расходованию средств лицевого счета Министерства нарушило права и законные интересы третьих лиц, подведомственных Минтруду организаций социального обслуживания и социально незащищенных слоев населения;
- на момент рассмотрения заявления и вынесения решения Министерством была утрачена возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия;
- нормативные правовые акты по доплате (Закон Республики Тыва от 13.07.2005 N 982 ВХ-1 "О статусе депутатов Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", статья 22 Закона Республики Тыва от 17.01.2011 N 287 ВХ-1 "О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва", Указ N 145 и постановление N 511) были признаны утратившими силу;
- Министерство, являясь органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Председателя Правительства и Правительства Республики Тыва деятельности, не имеет полномочий самостоятельно устанавливать ежемесячную доплату к государственной пенсии, лицам, состоявшим ранее на государственной службе Республики Тыва.
УФК по Республике Тыва представило отзыв на апелляционную жалобу Министерства, считает, что доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности вынесенного судебного акта нельзя признать состоятельными, так как решение суда об отказе в удовлетворении заявления основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Просило решение Арбитражного суда Республики Тыва от 05.02.2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на указанное решение - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
23.07.2015 и 08.06.2015 Управлением направлены в адрес Министерства уведомление N УПЛ-15-7975 о поступлении исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N 0027449668, выданного на основании решения от 24.04.2015 Кызылского городского суда Республики Тыва по делу N 2-1815/2015, и уведомление N 15-9007 о поступлении исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N 002748319, выданного на основании решения от 10.06.2015 Кызылского городского суда Республики Тыва по делу N 2-4289/2015.
Письмом Министерство труда и социальной политики Республики Тыва сообщило органу казначейства о том, что источником оплаты задолженности по исполнительным листам являются средства республиканского бюджета.
Министерством в адрес Министерства финансов Республики Тыва направлен запрос - требование о выделении финансирования в размере 82 781 рубля 27 копеек и 190 152 рубля 59 копеек в счет доплаты к трудовой пенсии, 2000 рублей в счет возмещения расходов на представителя, 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины по кодам бюджетной классификации 924.1001.8633019.312.263, 924.1006.8900019.244.290, 924.1006.8900019.244.226 в целях исполнения требования по исполнительным документам N 002749668 от 01.06.2015 N002748319 от 16.07.2015, выданным на основании решений Кызылского городского суда Республики Тыва.
30.11.2015 Органом казначейства направлены в адрес Министерства уведомления N УВИ-15-2788 и N УВИ-15-2883 о возобновлении исполнения исполнительного документа в связи с отменой отсрочки согласно апелляционному определению от 17.11.2015 и от 18.11.2015.
01.12.2015 Управлением Федерального казначейства направлены Уведомления N УБЛ-15-2884 и N УБЛ-15-7244 о приостановлении операций по расходованию средств на основании пункта 3 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми уведомлениями от 01.12.2015, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых уведомлений, поскольку пунктом 3 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении приостановления операций по лицевым счетам, соответственно, операции по счетам должника могут быть приостановлены органами казначейства по любому лицевому счету должника, независимо от их целевого назначения. При этом суд указал на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих исполнение Министерством труда и социальной политики Республики Тыва требований исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, в установленный законом срок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 24.04.2015 по делу N 2-1815/2015 выдан исполнительный лист серии ФС N 0027449668, на основании решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 10.06.2015 по делу N 2-4289/2015 выдан исполнительный лист серии ФС N 002748319. Данные исполнительные листы предъявлены к исполнению в УФК по Республике Тыва, должником в документах значится Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации, регулируется статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанной статьи орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что о поступлении в Управление вышеуказанных исполнительных документов ответчиком в Министерство направлены соответствующие уведомления от 08.06.2015 N УПЛ-15-7975 и от 23.07.2015 NУПЛ-15-9007, которые получены Министерством труда и социальной политики Республики Тыва 08.06.2015 и 27.07.2015, что подтверждается распиской должника о получении (л.д. 75, 102).
В ответ на вышеуказанные уведомления Министерством направлены в орган казначейства письма от 09.06.2015 N 3478 и от 30.07.2015 N4717, в которых указано, что источником оплаты задолженности по исполнительным листам являются средства республиканского бюджета, следовательно, расходы должны производиться по соответствующим кодам бюджетной классификации (вх. N3439 от 09.06.2015, N 4798 от 30.07.2015).
Также Министерством в Министерство финансов Республики Тыва направлены запрос - требования от 09.06.2015 N 3479, от 30.07.2015 N 4725 о выделении финансирования в размере 82 781 рубля 27 копеек и 190 152 рубля 59 копеек в счет доплаты к трудовой пенсии, 2000 рублей в счет возмещения расходов на представителя, 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины по кодам бюджетной классификации 924.1001.8633019.312.263, 924.1006.8900019.244.290, 924.1006.8900019.244.226 в целях исполнения требования по исполнительным документам N 002749668 от 01.06.2015, N 002748319 от 16.07.2015, выданным на основании решений Кызылского городского суда Республики Тыва.
Исполнение указанных исполнительных листов приостанавливалось на основании определений от 21.09.2015 об отсрочке исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва, Управлением возобновлен срок исполнения вышеуказанных исполнительных документов в связи с отменой определений об отсрочке исполнения решений определениями апелляционной инстанции Верховного суда Республики Тыва по гражданским делам от 18.11.2015. Уведомления о возобновлении исполнения исполнительного документа от 30.11.2015 N УВИ-15-2788 и N УВИ-15-2883 получены заявителем 30.11.2015.
Министерством в Управление не представлены документы, свидетельствующие о принятии действий по исполнению решений Кызылского городского суда Республики Тыва от 24.04.2015 и от 10.06.2015 с момента возобновления исполнения исполнительных документов.
Поскольку установленный бюджетным законодательством Российской Федерации трехмесячный срок для исполнения требований исполнительных листов ФС N 0027449668 и ФС N 002748319 истек 07.09.2015 и 22.10.2015, Управление на основании пункта 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации 01.12.2015 (после получения определения апелляционной инстанции Верховного суда Республики Тыва по гражданским делам от 18.11.2015) приостановило осуществление операций по расходованию средств по двум счетам заявителя: в качестве распорядителя бюджетных средств N 01122200640 (транзитный счет) и в качестве получателя средств N03122200640, на который перечисляются бюджетные ассигнования как казенному учреждению, в том числе и из федерального бюджета, о чем должнику направлены соответствующие уведомления от 01.12.2015 N УБЛ-15-2884 и NУБЛ-15-7244.
Учитывая вышеизложенное нормативное правовое регулирование, а также установленные в рамках настоящего спора обстоятельства, апелляционная коллегия полагает законными и обоснованными оспариваемые уведомления о приостановлении операций по расходованию средств.
Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям от 28.12.2015 N 311870 и от 28.12.2015 N 310036, требования по исполнительным документам Варламовой Л.Д. и Матвеевой Е.К. к Министерству были исполнены самим Министерством в полном объеме 28.12.2015, то есть в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции.
Доказательства, подтверждающие исполнение Министерством труда и социальной политики Республики Тыва требований исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, в установленный законом срок, в материалах дела отсутствуют и об их наличии не заявлено.
Следовательно, у Арбитражного суда Республики Хакасия отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований и признания недействительными уведомлений от 01.12.2015 N УБЛ-15-2884 и NУБЛ-15-7244 о приостановлении операций по расходованию средств.
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель указал, что при приостановлении операций на лицевом счете Минтруда Республики Тыва полностью прекращено финансирование социально значимых выплат; нарушены права и законные интересы третьих лиц.
Апелляционная коллегия отклоняет приведенные доводы, поскольку при неисполнении судебного акта в установленные действующим законодательством сроки органы Федерального казначейства в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, в том числе, вне зависимости от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования.
Следовательно, приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является прямо предусмотренной законом обязанностью органов Федерального казначейства. Органы Федерального казначейства выступают именно в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение судебных актов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах, открытых в органе Федерального казначейства.
Как обоснованно указал ответчик в отзыве на апелляционную жалобу, действия органа Федерального казначейства предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами, из чего ошибочно исходит заявитель.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 01.11.2011 N 7608/11 по делу N А41-8597/10 указал, что приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Таким образом, поскольку Министерство не осуществило действий по исполнению решений суда в установленном законом порядке, в частности не представило в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, Управление правомерно приостановило операции по расходованию средств на его лицевом счете получателя бюджетных средств.
Министерство также ссылается на то, что на момент рассмотрения заявления и вынесения решения Министерством была утрачена возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод, как не свидетельствующий о наличии оснований для признания оспариваемых уведомлений недействительными.
Как указано выше, вступившие в законную силу судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике. При этом отсутствие необходимого объема финансирования не освобождает должника от исполнения судебного акта.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции требования по исполнительным документам Варламовой Л.Д. и Матвеевой Е.К. были исполнены самим Министерством в полном объеме.
Доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство труда и социальной политики Республики Тыва освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "05" февраля 2016 года по делу N А69-4005/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-4005/2015
Истец: Министерство труда и социальной политики РТ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Третье лицо: Варламова Л Д, Матвеева Е К, Управление Федерального казначества по Республике Тыва