г. Москва |
|
28 апреля 2016 г. |
Дело N А40-13706/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Румянцева П.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2016 г. по делу N А40-13706/16 принятое судьей Девицкой Н.Е.,
по заявлению ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, юр.адрес: 131000, г.Москва, Варшавское ш., д.37)
к Московской таможне ФТС
об изменении постановления от 25.12.2015 N 10129000-964/2015
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Панфилов А.Г. по доверенности от 31.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Московской таможне ФТС с заявлением об изменении постановления от 25.12.2015 N 10129000- 964/2015 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.9 в части изменения размера штрафа.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2016, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ФГУП "Почта России".
В обоснование принятого решения суд указал на отсутствие оснований для изменения размера штрафа, установленного таможенным органом, а также освобождения Предприятия от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен, в нем Владивостокская таможня поддерживает свою правовую позицию по спору.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 19.02.2014 находящееся под таможенным контролем международное почтовое отправление (МПО) N RB021990800UA, следующее по адресу: 662501, Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Весенняя, д. 11, кв.172, получателем которого является Бушина, передано с таможенного поста "Международный почтамт" Московской таможни с таможенным уведомлением N 10129051/190214/0000443 LC/AO в выделенное ОПС Сосновоборск 662501 (Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, д. 18) - филиал ФГУП "Почта России".
Постановлением Московской таможни от 25.12.2015 по делу об АП N 10129000- 964/2015 ФГУП "Почта России" привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 19.02.2014 находящееся под таможенным контролем международное почтовое отправление (МПО) N RB021990800UA, следующее по адресу: 662501, Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Весенняя, д. 11, кв.172, получателем которого является Бушина, передано с таможенного поста "Международный почтамт" Московской таможни с таможенным уведомлением N 10129051/190214/0000443 LC/AO в выделенное ОПС Сосновоборск 662501 (Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, д. 18) - филиал ФГУП "Почта России".
В соответствии с письмом ФТС России от 18.02.2005 N 01-06/4821 "О таможенном оформлении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" был сделан запрос от 11.08.2015 N 80-22/0725 на Красноярский таможенный пост Красноярской таможни из ответа которого следует, что на контроль в Красноярский таможенный пост данное уведомление не поступало.
По факту выдачи адресату почтовым отделением почты России МПО N RB021990800UA на УФПС Красноярского края Красноярским таможенным постом был отправлен запрос. Согласно ответа УФПС Красноярского края - филиала ФГУП "Почта России" заказной мелкий пакет N RB021990800UA поступил в отделение почтовой связи без отметок "С таможенным уведомлением" и "Груз таможенный" в накладной ф.16 и сопроводительных документах, в связи с чем, данное почтовое отправление было выдано адресату (письмо Красноярской таможни от 15.09.2015 N 19-01-65/01513). По информации с официального сайта ФГУП "Почта России" www.russianpost.ru было установлено, что 04.03.2014 г. МПО N RB021990800UA выдано оператором отделения почтовой связи Сосновоборск 662501 ФГУП "Почта России" получателю Бушиной.
По информации, представленной в письме Красноярской таможни присутствует ответ УФПС Красноярского края - филиал ФГУП "Почта России" от 11.09.2015 N 32.21-50/1462 из которого следует, что заказной мелкий пакет N RB021990800UA поступил в отделение почтовой связи Сосновоборск 662501 из Красноярского МСЦ без отметок "С таможенным уведомлением" и "Груз таможенный" в накладной ф.16 и сопроводительных документах, поэтому данное почтовое отправление было выдано адресату. МПО N RB021990800UA выдано без разрешения таможенного органа - Красноярского таможенного поста Красноярской таможни, чем нарушено предписание, указанное в уведомлении Московской таможни N 10129051/190214/0000443 LC/AO.
Таким образом, ФГУП "Почта России" произвело выдачу почтового отправления до завершения таможенных операций, в нарушение требований статьи 312 ТК ТС и Правил N 1381, тем самым совершив административное правонарушение, выразившееся в выдаче без разрешения таможенных органов товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. По данному факту, 10.08.2015 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10702000-1269/2015 в отношении ФГУП "Почта России" по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 312 ТК ТС предусмотрено, что международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям без разрешения таможенного органа.
Согласно п. 60 Правил N 1381 объект почтовой связи, являющийся местом международного почтового обмена, осуществляет выдачу МПО адресату после завершения таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО, при наличии оттиска штампа "Выпуск разрешен", проставленного в таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.
Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа или утрату товаров, находящихся под таможенным контролем.
Таким образом, ФГУП "Почта России" произвело выдачу почтового отправления до завершения таможенных операций, в нарушение требований статьи 312 ТК ТС и Правил N 1381, тем самым совершив административное правонарушение, выразившееся в выдаче без разрешения таможенных органов товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. По данному факту, 25.12.2015 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N10129000- 964/2015 в отношении ФГУП "Почта России" по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Факт совершения ФГУП "Почта России" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами административного дела, протоколом об административном правонарушении и по существу Предприятием не оспаривается.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения таможенных правил и норм, что свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.16.9 КоАП РФ.
Процедура привлечения Предприятия к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Ссылка заявителя на малозначительность правонарушения отклоняется.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также в п. 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Как верно отметил суд первой инстанции, в настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Предприятия к исполнению публично-правовых обязанностей. При этом устранение выявленного нарушения является обязанностью лица, его допустившего, и не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлен факт повторного привлечения Предприятия к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ является отягчающим вину обстоятельством.
Санкцией ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, часть 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ гласит, что при назначении административного наказания в соответствии ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Таким образом, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, допускается только в исключительных случаях. Сам по себе значительный размер штрафа не может являться основанием для его уменьшения без учета вышеуказанных обстоятельств.
Рассмотрев материалы дела, апелляционная коллегия установила, что заявитель не представил ни при рассмотрении дела судом первой инстанции, ни при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции доказательств наличия исключительных обстоятельств.
Ссылка заявителя на необходимость уменьшения размера назначенного штрафа с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П правомерно отклонена судом первой инстанции ввиду следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П указал, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
При этом, как пояснил Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении, снижение размера штрафа ниже низшего предела возможно только с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания
В материалы дела документы, которые позволяли бы назначить Предприятию штраф в размере, ниже нижнего предела части 1 статьи 16.9 КоАП РФ, не представлены.
При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для снижения назначенного ФГУП "Почта России" размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Предприятием требований правомерен.
Учитывая сказанное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии со ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2016 по делу N А40-13706/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13706/2016
Истец: ФГУП " Почта России"
Ответчик: Московская таможня ФТС, Московская таможня ФТС РФ