28 апреля 2016 г. |
Дело N А83-4262/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объёме 28.04.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Полынкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии: представителя АО "Дружба народов Нова" - Поклонской Татьяны Александровны, доверенность от 13.04.2016 N б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2016 по делу N А83-4262/2015 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) к акционерному обществу "Дружба народов Нова" (ул. Полевая, 7, пгт. Красногвардейское, Красногвардейский район, Республика Крым, 297000), заинтересованные лица - Управление федеральной налоговой службы России по Республике Крым (ул. А. Невского, 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295006), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N1 Республики Крым (ул. Дзержинского, 30, г. Джанкой, Республика Крым, 296100) о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) (далее - Служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к акционерному обществу "Дружба народов Нова" (ул. Полевая, 7, пгт. Красногвардейское, Красногвардейский район, Республика Крым, 297000) (далее - АО "Дружба народов Нова", Общество) о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, в размере 12 402 000,6 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2016 в удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что во исполнение норм Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым", ему был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года, где за налогоплательщиком - АО "Дружба народов Нова" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 12 402 000,6 руб. При этом, переданный реестр был сформирован УФНС России по Республике Крым в разрезе налогоплательщиков, с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов, сборов и обязательных платежей, а также без предоставления Службе расчётов и документов (налоговые декларации, cверки расчетов, карточка лицевого счета, налоговое дело должника), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр. Заявитель указывает также на то, что судом первой инстанции материалы дела были исследованы не в полном объеме.
Представитель АО "Дружба народов Нова" возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обосновывая свои возражения тем, что Служба финансового надзора Республики Крым в нарушение требований ч. 4 ст. 215 АПК РФ, не представила в дело доказательства, подтверждающие возникновение задолженности у ООО "Дружба народов Нова" в переходной период, либо опровергающие данные, предоставленные Обществом в процессе рассмотрения настоящего дела.
Служба финансового надзора Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения судебного разбирательство уведомлена надлежащим образом.
Управление федеральной налоговой службы России по Республике Крым и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 Республики Крым, представили в дело заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Службы финансового надзора Республики Крым, Управление федеральной налоговой службы России по Республике Крым и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 29 января 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Указом Главы Республики Крым N 51-У от 16 июня 2014 года "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" была утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым, которая наделена функциями, полномочиями, правами и обязанностями, согласно нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Крым.
Служба финансового надзора Республики Крым является новообразованным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым, согласно которому, Служба финансового надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
Служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым, в котором по состоянию на 01 января 2015 года за налогоплательщиком - акционерным обществом "Дружба народов Нова", числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 12 402 000,6 руб.
На основании подпункта 11.1. пункта 11 Порядка зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01.01.2015, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 N 254, Службой в адрес АО "Дружба народов Нова" было направлено предписание от 28.05.2015 исх. N 05-14/538 о необходимости в течение двадцати рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым.
В связи с неисполнением АО "Дружба народов Нова" указанного предписания, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с АО "Дружба народов Нова" задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 1 января 2015 года, образовавшейся в переходном периоде, в размере 12 402 000,60 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие возникновение задолженности у Общества в переходной период, а также, что отсутствуют документы, на основании которых возможно установить сумму задолженности (расчет), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования Службы финансового надзора Республики Крым удовлетворению не подлежат.
При этом, суд апелляционной инстанции установил, что кроме вышеуказанных доводов, судом первой инстанции, в качестве основного довода и основания для отказа Службе финнадзора РК в удовлетворении заявленного ею требования указано преюдициальное значение Постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу N А83-2417/2015 при рассмотрении им настоящего дела. Данное обоснование суда первой инстанции, положенное в основу отказа Службе финнадзора в удовлетворении заявленного ею требования, признается судом апелляционной инстанции безосновательным. Однако, признавая безосновательность части мотивации оспариваемого административным органом решения, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение отмене не подлежит, а требование Службы финнадзора не может быть удовлетворено исходя из следующего.
Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Так, статья 212 АПК РФ определяет, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (статья 213 АПК РФ).
Как определено статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Акционерное общество "Дружба народов Нова" является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц.
В выписке ЕГРЮЛ имеются сведения о регистрации АО "Дружба народов Нова" на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - регистрационный номер 31398117, дата регистрации 07.05.2001, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения - 12.12.2014, ОГРН 1149102128878.
Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон N 56 ЗРК) устанавливает особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 1 января 2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Статьей 2 Закона N 56 ЗРК установлено, что Служба финансового надзора Республики Крым определена органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - переходный период), у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Закона N 56 ЗРК, Служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой Службы Республики Крым.
Соответственно, следует признать, что Служба финансового надзора является уполномоченным органом на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период.
В соответствие с ч. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон N 56), Налоговая служба Республики Крым до 01 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 01 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
В соответствие с ч. 2 ст. 4 Закона N 56, Служба финансового надзора Республики Крым осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходной период, в соответствие с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
В свою очередь, в соответствие со ст. 5 Закона N 56, порядок зачета и переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года, определяет Совет министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров от 12.05.2015 N 254 был утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года (далее - Порядок N 254).
В соответствие с п. 11 Порядка N 254, Служба финансового надзора Республики Крым направляет налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходной период с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки, Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности.
Судом установлено, что 02.03.2015 АО "Дружба народов Нова" был направлен Запрос в Службу финансового надзора Республики Крым исх. N 192 от 27.02.2015 года с просьбой подтвердить факт наличия либо отсутствия Общества в реестре налогоплательщиков, имеющих задолженность по оплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.
10 марта 2015 года АО "Дружба народов Нова" было получено письмо Службы финансового надзора Республики Крым от 03.03.2015 года N 05-14/677, в котором подтверждается отсутствие информации об АО "Дружба народов Нова" в Реестре налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, за период с 18.03.2014 по 31.12.2014, переданном Налоговой службой Республики Крым в Службу финансового надзора Республики Крым в соответствие с Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 (копии данных документов приобщены в дело).
Тем, не менее 04 июня 2015 года Обществом было получено предписание Службы финансового надзора Республики Крым исх N 05-14/2850 от 28 мая 2015 года о возмещении Обществом задолженности в бюджет Республики Крым в сумме 12 402, 60 тыс рублей.
Учитывая то, что предписание было вынесено Службой финансового надзора Республики Крым в нарушение требований Закона, без правовых оснований возлагало на Общество обязательства по перечислению денежных средств в бюджет, в связи с отсутствием у АО "Дружба народов Нова" задолженности перед бюджетом, образовавшейся в переходной период, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Служба финансового надзора Республики Крым, в свою очередь, обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с АО "Дружба народов Нова" задолженности в бюджет Республики Крым в сумме 12 402 000,60 руб. в связи с неисполнением Обществом вынесенного Службой предписания.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 года по делу N А83-2417/2015 предписание Службы финансового надзора Республики Крым от 28 мая 2015 года N 05-14/2850 было признано недействительным.
В соответствие со ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствие с ч. 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствие с пунктом 11 Порядка N 254, основанием для взыскания Службой финансового надзора Республики Крым в судебном порядке с налогоплательщика задолженности, образовавшейся в переходной период, является неисполнение данным налогоплательщиком предписания в установленный срок.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что основанием для взыскания задолженности, якобы образовавшейся у Общества в переходной период, является не предписание, а исполнительный документ, противоречит нормам ч. 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не принимается судом апелляционной инстанции.
В свое апелляционной жалобе Служба финансового надзора Республики Крым указывает, что письмом УФНС России по Республике Крым от 23 апреля 2015 года исх. N 17-18/04567 в адрес Службы был направлен реестр юридических лиц, которые в текущем году приобрели статус налогоплательщика РФ с внесением сведений о них в январе-феврале 2015 года в ЕГРЮЛ, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 01 января 2015 года по результатам контрольно-проверочной работы, в котором за налогоплательщиком - АО "Дружба народов Нова" числится задолженность, образовавшаяся с 18.03.2014, в размере 12 402,60 тыс. рублей.
При этом, Служба финансового надзора Республики Крым указывает, что данный реестр является доказательством, подтверждающим обоснование заявленных требований.
Однако, суд апелляционной инстанции считает безосновательным данное утверждение исходя из следующего.
Во-первых, УФНС по Республике Крым не является правопреемником Налоговой службы Республики Крым и, соответственно не является органом, уполномоченным на формирование реестра налогоплательщиков в порядке, предусмотренном ч.1 ст. 4 Закона Республики Крым N 56.
Во-вторых, пунктом 3 Постановления Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 года N 254 УФНС по Республике Крым было исключительно рекомендовано сформировать учетные данные о налогоплательщиках, прошедших в период с 1 января по 1 марта 2015 года процедуру перерегистрации в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, данные, сформированные УФНС по Республике Крым, носят только справочный характер, и не являются основанием для осуществления мероприятий по взысканию задолженности в понимании ст. 4 Закона N 56.
В-третьих, сведения об АО "Дружба народов Нова" были внесены в ЕГРЮЛ в соответствие с законодательством РФ 11.12.2014, соответственно п. 3 Постановления Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 N 254 и п. 9 Порядка не распространяются на АО "Дружба народов Нова".
В-четвертых, в реестре, сформированном Налоговой службой Республики Крым, данные об АО "Дружба народов Нова" отсутствуют, что подтверждается письмом Крымфиннадзора от 03.03.2015 N 05-14/677 и заявителем не оспаривается.
В-пятых, задолженность АО "Дружба народов Нова" перед бюджетом Республики Крым по состоянию на 01.01.2015 отсутствует, о чем также свидетельствуют данные лицевого счета Общества, которые были предоставлены МИФНС N 1 по Республике Крым, и Заявителем не оспариваются.
Вышеизложенное подтверждается также Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу N А83-2417/2015, оставленным в силе Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20.04.2016, было проверено и оценено Арбитражным судом Республики Крым при рассмотрении дела N А83-4262/2015.
Кроме всего, в своей апелляционной жалобе административный орган ссылается на то, что УФНС по Республике Крым и его территориальные органы являются держателями информации в соответствие с п. 9 Порядка и переходных положений Закона Республики Крым от 14.08.2014 N 50-ЗРК "Об архивном деле".
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что обоснование Службой финансового надзора Республики Крым своей позиции в отношении Реестра, полученного от УФНС по Республике Крым, нормами п. 9 Порядка и переходных положений Закона РК "Об архивном деле" недопустимо с учетом следующего.
Реестр, о котором заявляет Служба, не является архивным документом ликвидированной Налоговой службы Республики Крым, так как данный реестр не был принят на хранение в архив, а создавался самостоятельно самим УФНС по Республике Крым уже в 2015 году после ликвидации Налоговой Службы Республики Крым, что следует из содержания данного документа.
Кроме того, реестр, на который ссылается заявитель, был сформирован УФНС по Республике Крым и передан Службе 23 апреля 2015 года, то есть до принятия Постановления Совета Министров РК от 12.05.2015 N 254, на нормы которого ссылается Служба.
Соответственно, следует признать, что Реестр УФНС по Республике Крым, на который ссылается Заявитель, не может быть признан допустимым доказательством наличия задолженности АО "Дружба народов Нова" перед бюджетом Республики Крым в соответствие со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Что касается утверждения, Службы финансового надзора Республики Крым о том, что сумма НДС в размере 12 402 000,00 тыс. руб является недоимкой по НДС, начисленной Обществу по налоговому уведомлению-решению N 0004912200 от 24.12.2014, а также о том, что судом первой инстанции не дана оценка этому утверждении, то суд апелляционной инстанции считает их безосновательными исходя из следующего.
В процессе рассмотрения дела Арбитражным судом Республики Крым пояснения МИФНС N 1 были рассмотрены, что отражено на странице 5-6 решения от 29.01.2016 и установлено, что на лицевом счете АО "Дружба народов Нова", сумма денежного обязательства по налоговому уведомлению-решению N 0004912200 отсутствовала.
Данное обстоятельство дополнительно подтверждает факт отсутствия задолженности АО "Дружба народов Нова" перед бюджетом Республики Крым по состоянию на 01.01.2015.
Кроме того, судом апелляционной инстанции путем изучения материалов дела было установлено, что 24 декабря 2014 года Джанкойской ОНИ НС РК было вынесено налоговое уведомление-решение N 0004912200 об увеличении суммы денежного обязательства АО "Дружба народов Нова" по НДС: за основным платежом 188 020 рублей; за штрафными санкциями - 13 163 363 рублей.
Учитывая данное обстоятельство, уверенное в том, что налоговое уведомление - решение было вынесено Джанкойской ОНИ НС РК в нарушение норм Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходной период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2010-6/14 от 11.04.2014 с изменениями, п. 123.1., 123.2. ст. 123, ст. 209 Налогового кодекса Украины в редакции на 21.02.2014, 30 декабря 2014 года АО "Дружба народов Нова" обжаловало данное налоговое уведомление-решение в Арбитражный суд Республики Крым.
В соответствие с налоговым уведомлением-решением сумма начисленного денежного обязательства при проведении судебного обжалования подлежит уплате на протяжении 10 (десяти) календарных дней, следующих за днем согласования согласно ст. 57.3. Налогового кодекса Украины.
По причине ликвидации Налоговой службы Республики Крым и ее территориальных органов производство по делу было прекращено (определением Арбитражного суда Республики Крым от 26.02.2015 по делу N А83-107/2015), соответственно обязательства, начисленные в соответствие с данным налоговым уведомлением-решением согласованы не были.
Между тем, налоговое законодательство Украины не предусматривает взыскание несогласованной задолженности вышеуказанное дополнительно подтверждает факт отсутствия задолженности АО "Дружба народов Нова" перед бюджетом Республики Крым по состоянию на 01.01.2015.
При это, вручение почтового уведомления МИФНС N 1 по Республике Крым не может являться подтверждением согласования налоговых обязательств с учетом отсутствия по состоянию на 31.12.2014 вступившего в законную силу решения суда о признании налогового уведомления - решения N 0004912200 законным по результатам судебного обжалования Обществом указанного решения.
Документы, подтверждающие отсутствие согласованных налоговых обязательств (акт проверки от 19.12.2014 N 645/22-00/31398117, налоговое уведомление-решение от 24.12.2014 N 0004912200, заявление о признании недействительным решения налогового органа N 891 от 30.12.2014, определение о прекращении производства по делу), приобщены в материалы дела.
Довод апелляционной жалобы Службы финансового надзора Республики Крым, касающийся того, что при рассмотрении данного дела судом, якобы не были рассмотрены предоставленные Обществом первичные документы, и им не дана должная правовая оценка. И решение основано исключительно на пояснениях Общества, по мнению суда апелляционной инстанции является необоснованным, исходя из следующего.
В процессе рассмотрения дела в Арбитражном суде Республики Крым, Обществом были предоставлены и имеются в материалах дела письменные пояснения (исх. N 1493 от 29.10.2015, N 2034 от 11.12.2015), а также первичные бухгалтерские и налоговые документы, подтверждающие правомерность формирования налоговых обязательств и налогового кредита в период июль-сентябрь 2014 года, отсутствие оснований для вынесения налогового уведомления - решения от 24.12.2014 N 0004912200.
Соответственно, следует признать факт того, что Арбитражный суд Республики Крым при вынесении Решения по делу N А83-4262/2015, по результатам рассмотрения всех имеющихся в деле материалов, установил, что предоставленные первичные документы свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для начисления задолженности (штрафных санкций) в размере 12 402 000,60 руб., что отражено в решении от 29.01.2016.
Согласно ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Однако ни Служба финансового надзора Республики Крым, ни заинтересованные лица в свою очередь, в процессе рассмотрения дела не предоставили аргументированные возражения относительно недопустимости предоставленных доказательств, либо их неполноты для подтверждения отсутствия задолженности АО "Дружба народов Нова" перед бюджетом Республики Крым, подлежащей взысканию, в сумме 12 402 000,60 руб.
При этом, какие - либо допустимые доказательства, подтверждающие возникновение задолженности у Общества в переходной период, либо опровергающие данные, предоставленные Обществом в процессе рассмотрения настоящего дела, согласно ч. 4 ст. 215 АПК РФ, Службой финансового надзора Республики Крым как заявителем предоставлены не были.
В свою очередь, АО "Дружба народов Нова" в суд первой инстанции были представлены в дело первичные документы (копии актов оказания услуг, налоговых накладных, расходных и товаро-транспортных накладных, платежных поручений, копии лицевых счетов, договоров с контрагентами и иной первичной документации), свидетельствующие об отсутствии правовых оснований для начисления задолженности (штрафных санкций) в размере 12 402,60 рублей, а также фактически опровергают наличие взыскиваемой задолженности за спорный период с Общества.
В соответствии со статьей 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4); в случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (часть 5); при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как указывалось выше, пункт 1 части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" установил обязанность Службы финансового надзора Республики Крым до 1 января 2015 года обеспечить прием от Налоговой службы Республики Крым Реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года.
Следовательно, специальная норма материального права установила обязанность Службы финансового надзора Республики Крым обеспечить прием не только Реестра налогоплательщиков с данными о задолженности, но и обязанность получить учетные и отчетные данные о начислениях и уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет, а также о состоянии расчетов и обязательств. Доказательств исполнения такой обязанности заявителем в дело не представлено.
Соответственно, учитывая отсутствие документов подтверждающих возникновение задолженности у Общества в переходной период, а также отсутствие документов, на основании которых возможно было бы установить сумму реальной задолженности (расчет), требования Службы финансового надзора Республики Крым не подлежат удовлетворению.
На основании установленных обстоятельств и названных норм материального права Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит; судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 января 2016 года по делу N А83-4262/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4262/2015
Истец: Служба финансового надзора Республики Крым
Ответчик: АО "ДРУЖБА НАРОДОВ НОВА"
Третье лицо: АО "ДРУЖБА НАРОДОВ НОВА", Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба N 1 по Республике Крым, Межрайонная инспекция ФНС N 1 по Республике Крым (г. Джанкой), Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Крым