г. Санкт-Петербург |
|
29 апреля 2016 г. |
Дело N А21-6941/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Лебедева С.В. по доверенности от 12.01.2015;
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7490/2016) ГБУДО Калининградской области "Центр развития одаренных детей" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2015 по делу N А21-6941/2015 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ГБУДО Калининградской области "Центр развития одаренных детей"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным предписания
установил:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калининградской области "Центр развития одаренных детей" (ОГРН 1113926010780, далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным вынесенного государственным инспектором по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) предписания от 01.06.2015 N 8.2-к-380-пр-П/0026-2015.
Решением суда от 01.12.2016 в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Ростехнадзора от 26.05.2015 в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 01.06.2015 N 8.2-к-380-првн-А/0026-2015.
Кроме того, Управлением 01.06.2015 выдано Учреждению предписание N 8.2-к-380-првн-П/0026-2015 об устранении выявленных нарушений (далее - предписание), согласно которому Учреждению в срок до 01.06.2015 необходимо не допускать эксплуатацию опасного производственного объекта III класса опасности: сеть газораспределения, рег. N А21-06656-0001, расположенного по адресу: 238322, Калининградская область, Гурьевский район, пос. Ушаково, ул. Дружбы, поскольку Учреждением названный ОПО эксплуатируется при отсутствии лицензии на деятельность по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, чем нарушены положения статьи 9 Федерального закона Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон), а также пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 22.04.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Полагая, что указанное предписание является неправомерным и необоснованным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об отмене вышеназванного предписания.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь на ОПО нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
К видам деятельности в области промышленной безопасности отнесена в том числе эксплуатация опасного производственного объекта (ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ), следовательно законодателем установлен запрет предприятиям имеющим опасный производственный объект эксплуатировать его с нарушением законодательства, т.е без наличия лицензии.
Пункт 3 статьи 49 ГК РФ предусматривает, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).
Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Как установлено судом и следует из материалов дела, что на основании свидетельства о государственной регистрации опасных производственных объектов N А21-06656 Учреждение эксплуатирует опасный производственный объект III класса опасности: сеть газопотребления, регистрационный номер А21-06656-0001, расположенного по адресу: 238322, Калининградская область, Гурьевский район, пос. Ушакове, ул. Дружбы.
Включение в реестр опасных производственных объектов, подтверждает тот факт, что данный объект относится к категории опасных производственных объектов в независимости от факта дальнейшей его эксплуатации (либо временной не эксплуатации).
Регистрация опасного производственного объекта осуществлялась на основании заявления руководителя Общества. Сведения, предоставленные руководителем Общества, являются подтверждением того, что составляют единый производственно-технологический комплекс и данные по характеристике определены и установлены руководителем - Общества, и до настоящего времени данные не изменились.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Ростехнадзора N 542 от 15.31.2013 "сеть газопотребления'' - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки - природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
Согласно характеристики указанной в Сведениях характеризующих ОПО в сети газопотребления Общества постоянно находится и транспортируется опасное вещество - газ.
Опасный производственный объект представляет собой согласно Сведений заявителя, характеризующих ОПО из:
- котел газовый Simplex 575-2шт - обращение опасного вещества - газ, (с использованием оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа);
- сигнализатор окиси углерода и горючих газов СТГ 1 - обращение опасного вещества - газ;
- газовая горелка - 2шт. - обращение опасного вещества - газ, (с использованием оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа);
- газорегуляторная установка (регулятор давления) - 1шт., обращение опасного вещества- газ (с использованием оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа);
- клапан - отсекатель с электромагнитным приводом, обращение опасного вещества - газ;
- газовый счетчик с датчиком давления, обращение опасного вещества - газ, работающими на природном газе, ГРПШ и подводящие газопроводы.
В соответствии с разделом 2 Карты учета опасного производственного объекта, признаком опасности является получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ в количествах, указанных в приложении 2 к Закону.
В соответствии с пунктом 1 приложения 1 Закона N 116-ФЗ (в редакции от 02.07.2013) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к данному Федеральному закону количествах опасные вещества.
Согласно пункту 1 приложения 2 Закона N 116-ФЗ, классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к данному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 данного приложения.
В силу пункта 4 Приложения 2 Классификация опасных производственных объектов Закона N 116-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 2-ФЗ) для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 данного пункта.
Таким образом, в соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения 2, исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, классы опасности устанавливаются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 Приложения 2 к указанному Федеральному закону.
Учитывая, что порядок установления классов опасности для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления закреплен пунктом 4 Приложения 2 Закона N 116-ФЗ, таблицы 1 и 2 Приложения 2, определяющие класс опасности опасных производственных объектов, исходя из количества опасного вещества ИЛИ опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, к указанным объектам применению не подлежат.
При указанных обстоятельствах в отношении критерия определения классов опасности сетей газопотребления - установлено исключение и таким критерием является не количество опасного вещества, а давление газа.
Для сетей газораспределения и сетей газопотребления установлены классы опасности не ниже третьего.
Следовательно, довод Общества о том, что эксплуатируемая сеть газопотребления не является опасным производственным объектом, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 11 приказа от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" система теплоснабжения идентифицируется по признаку использования и транспортирования опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С.
Согласно ссылке 29 к Требованиям в составе объекта учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и др. в зданиях и сооружениях на территории организации.
В составе такого объекта учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации. При этом границами указанного объекта выступает граница территории организации.
Согласно пункту 23.3.1 Регламента N 606 условием для исключения опасного производственного объекта (ОПО) из государственного реестра являются изменения, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности или самого объекта.
При этом эксплуатирующая организация обязана представить копии документов, подтверждающих ликвидацию и вывод из эксплуатации ОПО, сдачу в аренду ОПО, консервацию (на срок не менее года) ОПО, смену организации - владельца ОПО, факт купли-продажи ОПО, изменения на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т. д.).
Доказательств Обществом о консервации или ликвидации проверяемого объекта в материалы дела не представлено.
Как усматривается из материалов дела, что по состоянию на сегодняшний день оснований для исключения из государственного реестра опасных производственных объектов сети газопотребления, у Общества не имеется, лицензия не получена и более двух лет опасный производственный объект эксплуатируется незаконно. При этом сеть газопотребления продолжает использоваться в целях транспортирования, использования опасного вещества. Критерии идентификации с момента перерегистрации не изменились.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проведения проверки Управлением был выявлен факт невыполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 26.01.2015 N 8.2-К-46- првн-П/0001-2015, срок исполнения которого истек, а именно: не допускать эксплуатацию ОПО при отсутствии лицензии на деятельность по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Пунктом 5 распоряжения N К-380-пр от 26.05.2015 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица установлены цель и задачи проведения проверки: проверка проводится с целью контроля за выполнением требований ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от N8.2-к-46-првн-П/0001-6 2015 от 26.01.2015, срок для выполнения которого истек; задачей проверки является проверка выполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона N 294-ФЗ должностное лицо, осуществляющее проверку, не имеет право выходить за рамки определенных полномочий, указанных в распоряжении.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что в вышеуказанном распоряжении не установлена задача по установлению идентификации объекта ОПО, проверка проводилась с целью установления исполнения предписания.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что решением суда от 21.04.2016 по делу N А21-420/2015 вступившим в законную силу, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, Обществу отказано в признании недействительным предписания от 26.01.2015 N 8.2-К-46-првн-П/0001-2015, на основании которого выдано предписание от 01.06.2015 N 8.2-к-380-пр-П/0026-2015.
Кроме того, решением арбитражного суда от 15.05.2015 по делу N А21-2264/2015, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Обществу отказано о признании незаконным отказа Управления в исключении эксплуатируемого Учреждением опасного производственного объекта "сеть газопотребления ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей", (регистрационный номер А21-06656-0001, расположенный по адресу: 238322, Калининградская область, Гурьевский район, п.Ушаково, ул.Дружбы)" из государственного реестра опасных производственных объектов. Данным решением установлено, что наружные газопроводы находятся на балансе поставщика газа ОАО "Калининградгазификация", в то время как внутренний газопровод и газоиспользующее оборудование котельной - в зоне ответственности Общества.
Таким образом, оспоренное предписание не возлагает на Общество незаконные обязанности и ограничения в осуществлении экономической деятельности, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 декабря 2015 года по делу N А21-6941/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Калининградской области "Центр развития одаренных детей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6941/2015
Истец: ГБУДО К/о "Центр развития одаренных детей"
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору