г. Хабаровск |
|
29 апреля 2016 г. |
А73-18736/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 15.03.2016
по делу N А73-18736/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 16.12.2015 о наложении административного штрафа по исполнительному производству N 14075/15/27027
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании постановлений Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств (далее - отдел) от 16.12.2015 о наложении административного штрафа по исполнительным производствам N 13829/15/27027, 13269/15/27027, 13262/15/27027, 14075/15/27027, 13267/15/27027, 13265/15/27027, 13606/15/27027, 13259/15/27027, 13636/15/27027, 13332/15/27027, 13369/15/27027,134988/15/27027.
Определением суда от 30.12.2015 требования о признании незаконными и отмене постановлений от 16.12.2015 о наложении административного штрафа по исполнительным производствам N N 13829/15/27027,13269/15/27027,13262/15/27027,14075/15/27027,13267/15/2702 7,13265/15/27027,13606/15/27027,13259/15/27027,13636/15/27027,13332/15/27 027, 13369/15/27027, 134988/15/27027 выделены в отдельные производства.
В настоящем деле рассматривается требование Министерства ЖКХ Хабаровского края о признании незаконным постановления от 16.12.2015 вынесенного в рамках исполнительного производства N 14075/15/27027.
Решением суда первой инстанции от 15.03.2015 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Министерство ЖКХ Хабаровского края, не согласившись с судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Министерство и отдел, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, в Межрайонном Отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на исполнении находится исполнительный лист серии ВС N 000988183 по делу N 2-961/15 от 27.01.2015, выданный Центральным районным судом г. Хабаровска 19.03.2015.
Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ Хабаровского края обязано предоставить Серпак Владиславу Александровичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Комсомольске-на-Амуре, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
В отношении министерства возбуждено исполнительное производство N 15877/15/27001 (после перерегистрации присвоен номер 14075/15/27027), в ходе исполнения которого должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В ответ на требования от министерства в адрес отдела поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда.
18.06.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Решение суда должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем министерству вручено требование, в котором должник предупреждался об ответственности по статье 113 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" об административной ответственности по статьям 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статье 315 УК РФ.
В указанном требовании должнику также указано о необходимости явки в Межрайонное ОСП по исполнению особых исполнительных производств для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ - 11.12.2015 в 12-10 ч.
В назначенное время представитель должника в отдел не явился, доказательств исполнения требований исполнительного документа не представил.
11.12.2015 судебным приставом-исполнителем в отношении министерства составлен протокол N 138/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
11.12.2015 вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 12-10 ч. 16.12.2015.
Копия протокола и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 15.12.2015, что подтверждается штампом входящей корреспонденции министерства.
По состоянию на 16.12.2015 министерством решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
16.12.2015 в отношении министерства вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Несогласие министерства с вышеуказанным постановлением от 16.12.2015 о наложении административного штрафа явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Порядок исполнения содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера регулируется главой 13 Закона об исполнительном производстве.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом по материалам дела установлено, что в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ВС N 000988183, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 27.01.2015 по делу N 2-961/2015, возбуждено исполнительное производство N 15877/15/27001 (после перерегистрации присвоен номер 14075/15/27027)..
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Серпак Владиславу Александровичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Комсомольске-на-Амуре, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
В ходе исполнения исполнительного документа, Министерству неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
18.06.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Решение суда должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем министерству вручено требование об исполнении решения суда, вручение подтверждается штампом входящей корреспонденции министерства.
В требовании должник предупреждался об ответственности по статье 113 Закона об исполнительном производстве, об административной ответственности по статьи 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
Однако в установленный срок требование должником не исполнено.
Таким образом, как правильно признал суд первой инстанции, установленные по делу обстоятельства подтверждают доказанность в бездействии министерства события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению гражданину благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решений суда должнику было известно со дня вынесения соответствующих судебных актов. Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю не может быть признан уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суд обоснованно отклонил довод министерства о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства ЖКХ Хабаровского края предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенные действия - предоставить гражданину жилое помещение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.03.2016 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-18736/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18736/2015
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство жилищно-комунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю