г. Хабаровск |
|
29 апреля 2016 г. |
А73-7015/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2016 года 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.
при участии в заседании:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края: представитель не явился,
от Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю: Волковой Е.С., представителя по доверенности от 25.03.2016; Шпакова Н.А., представителя по доверенности от 21.04.2016
от ТУ Росимущества по Хабаровскому краю: Колчанова А.В., представителя по доверенности от 10.11.2015 13/юр/10758.1-08
от Правительства Хабаровского края: Ислямовой Е.Г., представителя по доверенности от 05.11.2015 N 9.3.41-26683
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
на решение от 08.02.2016
по делу N А73-7015/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Паниной А.А.,
по иску Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края
к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю;
об истребовании имущества,
по встречному иску Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю
к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края; Хабаровскому краю в лице Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края; Николаевскому муниципальному району Хабаровского края в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края,
об истребовании имущества,
третье лицо, заявляющее самостоятельные требования по встречному иску: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае,
третье лицо без самостоятельных требований по встречному иску: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительство Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "НЦРБ", ОГРН 103270110101, ИНН 2705010065) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УФСБ РФ по Хабаровскому краю, ОГРН 1022700929162, ИНН 2721010351) с иском об истребовании из чужого незаконного владения нежилого помещения площадью 12 кв. м., находящегося на 2 этаже функционального (встроенного) помещения N I(18-56), N II(23-50), расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137.
На основании статьи 132 АПК РФ судом принят встречный иск, УФСБ России по Хабаровскому краю (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к КГБУЗ "НЦРБ", Хабаровскому краю в лице Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее - Министерство), Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) о признании права собственности Российской Федерации на административное здание, расположенное по адресу г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д. 137, площадью 1443,6 кв. м., литеры А, А1, А2, включая функциональное (встроенное) помещение N 1 (18-56), 2 (23-50), площадью 801,0 кв. м, расположенное в указанном административном здании. Обязании Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края передать в установленном порядке из собственности Хабаровского края в собственность Российской Федерации функциональное (встроенное) помещение N 1 (18-56), 2 (23-50), площадью 801,0 кв. м, расположенное по адресу г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д. 137.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае).
Решением от 01.04.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015, в первоначальном иске судом отказано, встречный иск удовлетворен полностью.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.10.2015 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением от 21.10.2015 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, по встречному иску привлечено Правительство Хабаровского края.
До принятия судебного акта по существу спора принято в порядке статьи 49 АПК РФ уточнение встречных требований УФСБ РФ по Хабаровскому краю, согласно которым предметом встречного иска является истребование из чужого незаконного владения находящееся в федеральной собственности и на праве оперативного управления за УФСБ России по Хабаровскому краю функциональное (встроенное) помещение N I (18-56), II (23-50) площадью 801 кв. м, расположенное по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137.
Определением от 22.12.2015 судом на основании статьи 50 АПК РФ ТУ Росимущества в Хабаровском крае привлечено в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора. Предъявило самостоятельные требования в отношении предмета спора по встречному иску, согласно которым также просит истребовать из незаконного владения больницы функциональные помещения площадью 801 кв. м, расположенные в административном здании по ул. Приамурской, 137 в г. Николаевске-на-Амуре, ссылаясь на то, что эти помещения являются федеральной собственностью.
Решением суда от 08.02.2016 первоначальный иск удовлетворен полностью, в удовлетворении встречного иска Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю, а также самостоятельных требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае судом отказано.
Не согласившись с принятым решением, УФСБ России по Хабаровскому краю, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять новое решение об отказе КГБУЗ "НЦРБ" в иске в полном объеме, удовлетворении встречного иска УФСБ России по Хабаровскому краю, а также самостоятельных требований ТУ Росимущества в Хабаровском крае.
УФСБ России по Хабаровскому краю в своей апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Приводит доводы о том, что административное здание по ул.Приамурская, 137 общей площадью 1479,800 кв.м находится в федеральной собственности, закреплено на праве оперативного управления за УФСБ России по Хабаровскому краю; земельный участок, на котором расположено указанное административное здание, предоставлено УФСБ России на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Указывает, что здание передано в УКГБ Нижне-Амурской области на основании акта от 28.04.1956, право собственности возникло в силу статей 22 и 58 ГК РСФСР 1922 года и является юридически действительным даже при отсутствии государственной регистрации в силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.08.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Приводит доводы об отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих факт разделения здания, акт уполномоченного органа о предоставлении части здания площадью 801 кв. м для нужд лечебного учреждения. Считает вывод суда о доказанности факта использования лечебным учреждением 801 кв.м административного здания, что, по мнению суда, является основанием для передачи указанным функциональных помещений в муниципальную собственность на основании приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991N 3020-1 (Постановление ВС РФ N 3020-1), необоснованным.
Полагает, неверным вывод суда о возникновении права муниципальной собственности на спорные помещения на основании приложения N 3 к Постановлению ВС РФ N 3020-1, поскольку объект недвижимого имущества находился в ведении Российской Федерации в лице ТУ Росимущества, в ведение органов государственной власти Хабаровского края не передавался.
Считает, что спорное административное здание, как имущество органов безопасности РФ, на основании Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 является объектом, относящемся исключительно к федеральной собственности.
Указывает, что судом не дана надлежащая оценка незаконности решений и действий ответчиков по встречному иску по передаче в муниципальную собственность, а в последующем в собственность Хабаровского края спорного помещения, при том что не соблюдена процедура, предусмотренная распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности в порядке оформления прав собственности", а именно, в реестр муниципального имущества помещения приняты без составления, утверждения, проверки и регистрации соответствующего перечня.
Не согласен заявитель и с выводом суда о пропуске срока исковой давности истцом по встречному иску, начало которого судом определено с 1981 года поскольку нахождение в части спорных помещениях учреждения здравоохранения не нарушало и не исключало право государственной собственности. Считает нарушенным право собственности РФ при внесении имущества в реестр муниципальной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности в 2012 году, о чем заявителю стало известно в 2014 году.
Ту Росимущества в Хабаровском крае в апелляционной жалобе приводит доводы, аналогичные доводам УФСБ РФ по Хабаровскому краю.
В представленным отзывах Администрация Николаевского муниципального района, Правительство Хабаровского края, КГБУЗ "НЦРБ" против удовлетворения апелляционных жалоб возражали, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители УФСБ России по Хабаровскому краю, ТУ Росимущества в Хабаровском крае доводы жалоб поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить, принять судебный акт об удовлетворении требований встречного иска, отказав в первоначальном иске истцу.
Представитель Правительства Хабаровского края просила решение оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица в заседание Шестого арбитражного апелляционного суда не явились, заседание проводится в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административное здание общей площадью 1479,8 кв. м, расположенное в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края по ул. Приамурская, 137 (до 1956 года значилась как ул. Приамурская, 62 по справке КГУП "Хабкрайинвентаризация" от 21.08.2013) построено в 1942 году.
Указанное здание согласно акту от 26.04.1954, утвержденному начальником УМВД по Нижне-Амурской области и начальником УКГБ при Совете Министров СССР по Нижне-Амурской области, передано из УМВД в КГБ в составе выделенных имущественно-материальных ценностей.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 29.05.2014 N 722/1 административное здание, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д.137, общей площадью 1479,8 кв. м, инвентарный номер 932, лит. A, Al, А2, является федеральной собственностью и закреплено за УФСБ России по Хабаровскому краю на праве оперативного управления (основания внесения в реестр Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, акт от 26.04.1954)
В соответствии с выпиской из реестра (сводной описи) муниципального имущества от 29.09.2014 N 1-14/67 функциональное (встроенное) помещение N I (18-56), II (23-50) площадью 801,0 кв. м., расположенное по адресу: Хабаровский край, Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д.137, по состоянию на 25.05.2012 являлось муниципальным имуществом, реестровый номер 2700051, внесено в Реестр (сводную опись муниципального имущества) 13.07.2006 на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N3020-1.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.05.2013, за больницей зарегистрировано право оперативного управления на объект недвижимости функциональное помещение I (18-56), II (23-50) общей площадью 801 кв. м, расположенное по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137.
Основанием для регистрации права явился приказ от 25.05.2012 N 237-к "О передаче помещения из казны Николаевского муниципального района", согласно которому из казны Николаевского муниципального района в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского муниципального района передано нежилое функциональное помещение N I (18-56), II (23-50) площадью 801,0 кв. м, расположенное по адресу: Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д. 137.
Собранием депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края 25.06.2012 принято решение N 64-344 "О безвозмездной передаче муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского района и его имущества в государственную собственность Хабаровского края", которым был утвержден перечень имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края.
Пунктом 24 вышеуказанного Перечня в состав имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, вошло детское отделение, общей площадью 801 кв. м., введено в эксплуатацию в 1942 году, два этажа, стены кирпичные, перекрытия деревянные, износ -28%, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137, функциональное помещение N 1 (18-56), 2 (23-50).
Правительством Хабаровского края 29.12.2012 издано распоряжение N 842-рп "О принятии в государственную собственность Хабаровского края муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского муниципального района Хабаровского края, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края", которым был утвержден Перечень недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Николаевского муниципального района Хабаровского края.
На основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 N 842-рп 23.04.2013 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о государственной регистрации права собственности Хабаровского края на функциональное помещение, назначение: нежилое, общей площадью 801 кв. м., этаж 1, 2, адрес (местонахождение) имущества: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137, пом. I (18-56), II (23-50), кадастровый (или условный) номер: 27-27-08/001/2012-618 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.04.2013 серии 27-АВ N 792546).
Актом комиссионного осмотра от 01.11.2013 установлено, что помещение N 24 площадью 12 кв. м, составляющее часть регистрированных за ним на праве оперативного управления функциональных помещений, занимает отдел Управления ФСБ, договорные отношения отсутствуют. Факт использования этого помещения ответчиком не оспаривается.
Письмом от 26.07.2013 больница предложила ответчику заключить договор аренды на данное помещение. В ответ на данное предложение Управление ФСБ письмом от 28.10.2013 сообщило, что заключение договоров аренды производится только с согласия ФСБ России, документы подготовлены и после согласования будут направлены.
Поскольку вопрос о заключении договора аренды не решился, истец, указывая, что спорное помещение используется ответчиком без законных и договорных оснований, обратился в арбитражный суд с иском об истребовании из чужого незаконного владения нежилого помещения площадью 12 кв. м., находящегося на 2 этаже функционального (встроенного) помещения N I(18-56), N II(23-50), расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, 137.
Ответчик и ТУ Росимущества в Хабаровском крае, полагая, что истец без предусмотренных законом оснований владеет функциональными помещениями площадью 801 кв. м, поскольку право собственности Хабаровского края и оперативного управления больницы на эти функциональные помещения зарегистрированы незаконно, ссылаясь на то, что все административное здание площадью 1 479,8 кв. м является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за Управлением ФСБ, обратились со встречным иском и самостоятельными требованиями соответственно об истребовании помещений площадью 801 кв. м у истца.
Удовлетворяя первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречного иска и самостоятельных требований ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, суд исходил из наличия доказательств, подтверждающих имущественное право истца в отношении помещения, занимаемого Управлением ФСБ без наличия правовых оснований. Встречные требования отклонены судом ввиду недоказанности права Российской Федерации и права оперативного управления истца по встречному иску на истребуемое имущество, а также ввиду пропуска срока исковой давности.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Статья 52 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года предусматривала различные формы собственности: государственную (национализированную и муниципализированную), кооперативную, частную.
В силу статьи 22 ГК РСФСР 1922 года, статьи 95 ГК РСФСР 1964 года административное здание общей площадью 1479,8 кв. м с момента создания (1942 год) являлось государственной собственностью, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
В соответствии с действующим до разграничения государственной собственности законодательства: статья 11 Конституции РСФСР 1978 года, статья 94 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, статьи 2, 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР", государственная собственность определялась как общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности; в исключительной собственности государства находились: земля, ее недра, воды, леса; государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства; государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
Верховным Советом Российской Федерации принято постановление N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), которым разграничено право собственности на принадлежащие государству до 21.01.1992 объекты между государственным и муниципальным имуществом.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество органов безопасности относится исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 2 постановления от 27.12.1991 N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Абзацем 4 пункта 2 приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 предусмотрено, что учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров) относятся к объектам муниципальной собственности.
При рассмотрении настоящего спора суд установил, что спорное нежилое помещение площадью 801 кв.м. является составной частью административного здания в г. Николаевске-на-Амуре, по ул. Приамурская, 137, в котором на момент разграничения государственной собственности (вступления в силу Постановления N 3020-1), располагалось учреждение здравоохранения - детская больница г. Николаевска-на-Амуре.
Данный вывод суда сделан в результате анализа представленных в дело доказательств в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: карточек на основное строения по ул. Приамурской, 137 в г. Николаевске-на-Амуре от 24.11.1959; отчетов о развертывании коек 1956, 1958, 1960, 1961 годов с указанием места расположения больницы по ул. Приамурской, 137; справки о работе городского отдела здравоохранения за 1958 год с приложением списка больниц с указанием их адресов; смет расходов на 1963, 1967, 1984 годы; а также технического паспорта на здание по состоянию на 27.03.1981, содержащего сведения о площади занимаемых больницей помещений 808,19 кв.м в технического паспорта по состоянию на 05.06.2013, сопоставление которых позволяет установить совпадение по расположению используемых больницей помещений.
В связи с чем доводы заявителей жалобы о необоснованности вывода суда о доказанности использования учреждением здравоохранения спорного помещения площадью 801 кв.м на момент разграничения государственной собственности, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Установив факт нахождения спорных помещений на момент законодательного разграничения государственной собственности в пользовании и владении учреждения здравоохранения, суд первой инстанции, исходя из приведенных выше положений Постановления 3020-1, пришел к правомерному выводу о том, что помещение площадью 801 кв.м подлежало передаче в муниципальную собственность, независимо от того, что здание находилось на балансе УКГБ Нижне-Амурской области.
При отсутствии, в свою очередь, доказательств того, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорные помещения использовались органами службы безопасности, как и иными перечисленными в пункте 2 раздела II приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 органами и учреждениями, доводы заявителей жалобы об отнесении их к объектам федеральной собственности, необоснованны.
С учетом установленного, в силу закона у Российской Федерации не возникло права собственности на спорное нежилое помещение, доводы заявителей жалобы в соответствующей части также подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, в связи с чем могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли данное право в установленном законом порядке.
В связи с чем судом правомерно отклонены доводы ответчиков по первоначальному иску о несоблюдении оформления порядка передачи объекта в муниципальную собственность Николаевского района, поскольку отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом города, района, не свидетельствует о том, что данное имущество не является муниципальной собственностью.
Таким образом, спорный объект недвижимости правомерно включен в реестр муниципальной собственности. В свою очередь, помимо выписки из реестра муниципальной собственности на помещение больницы, в дело представлены свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности от 23.04.2012 и права оперативного управления от 15.06.2012, подтверждающие возникновение и наличие права муниципальной собственности у администрации района.
Последующая передача этого имущества в собственность Хабаровского края в составе имущественного комплекса МБУЗ "Центральная районная больница" Николаевского муниципального района во исполнение пункта 27 Перечня имущества, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 N 842-рп, в соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3., подпунктом "л" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" осуществлена в рамках передачи соответствующих полномочий.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Права, предусмотренные статьями 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющим имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо по иному основания, предусмотренному законом или договором (статья 305 ГК РФ).
При установленных обстоятельствах принадлежности помещения площадью 801 кв.м КГБУЗ "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" и фактического использования Управлением ФСБ помещения N 24 площадью 12 кв.м в их составе без правовых оснований, требование истца по первоначальному иску правомерно удовлетворено судом.
При недоказанности прав ответчика и третьего лица с самостоятельными требованиями на истребуемое ими имущество, в удовлетворении встречного иска и заявленных самостоятельных требований судом отказано.
Кроме того, судом установлено, что заявителями по встречному иску пропущен срок исковой давности, о применении которой заявлено стороной, что явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении встречного иска Управления ФСБ и самостоятельного требования ТУ Росимущества по Хабаровскому краю.
Доводы заявителей жалоб об отсутствии пропуска срока исковой давности отклоняются апелляционным судом, как основанные на неправильном применении норм материального права.
Исходя из существа спора по встречному иску об истребовании имущества, находящегося во владении ответчика, суд первой инстанции обоснованно признал, что такой иск носит виндикационный характер.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, суд пришел к правильному выводу, что возникший спор по встречному иску разрешается по правилам статьи 301 ГК РФ, и к такому иску применяется общий трехгодичный срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Течение срока исковой давности определено судом в порядке, установленном пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, с 1981 года, подтвержденного доказательствами владения больницей помещениями площадью 801 кв..м, о котором заявители жалобы не могли не знать. Иск заявлен в суд в 2015 году, то есть по истечении срока исковой давности.
Таким образом, решение судом принято на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального права. Доводы заявителей апелляционных жалоб по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении спора.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
В силу изложенного, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.02.2016 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7015/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7015/2014
Истец: Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Николаевская-на-Амуре центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю, Управление ФСБ Российской Федерации по Хабаровскому краю
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительство Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3188/16
29.04.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1371/16
08.02.2016 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7015/14
06.10.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3517/15
23.06.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2544/15
01.04.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7015/14