город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2016 г. |
дело N А32-3719/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.12.2015 по делу N А32-3719/2015
по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства Максименко Александра Ивановича
к заинтересованному лицу - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным бездействия,
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство Максименко Александра Ивановича (далее - хозяйство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 13.11.2014 N 52-3016ж/14-12-03 в предоставлении в аренду хозяйству земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001005:0015, общей площадью 37 437 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга", участок N19.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие департамента, выразившееся в непринятии решения о предоставлении КФХ "Максименко А.И." в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001005:0015, общей площадью 37 437 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга", участок N 19, как не соответствующее статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Решено обязать департамент в течение месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении КФХ "Максименко А.И." в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001005:0015, общей площадью 37 437 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга", участок N 19, а также подготовить и направить в адрес КФХ "Максименко А.И." проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001005:0015, общей площадью 37 437 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга", участок N 19.
Решение мотивировано обоснованностью размера испрашиваемого земельного участка, общей площадь 37 437 кв.м., или 3,74 гектара. Хозяйство представило документы, обосновывающие размер испрашиваемого земельного участка. Департамент не представил доказательств, свидетельствующих о том, что размер испрашиваемого заявителем земельного участка не соответствует экономическим возможностям созданного крестьянского хозяйства, а также видам осуществляемой им сельскохозяйственной деятельности. Ограничения, установленные статьей 12.2 Закона Краснодарского края N 532-КЗ, не могут применяться в отношении заявителя.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. Так, вывод суда о наличии со стороны департамента бездействия в вопросе рассмотрении заявления КФХ "Максименко А.И." о предоставлении спорного земельного участка является необоснованным. Департамент в ответ на обращение КФХ "Максименко А.И." с заявлением от 17.10.2014 N 280 (входящий N 52-2720-ж/14 от 21.10.2014) направил заявителю ответ от 13.11.2014 N 52-3016-ж/14-12-03, в котором указал, что считает целесообразным рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков из числа земель, не являющихся собственностью Краснодарского края. Суд не учел, что заявление КФХ "Максименко А.И." не содержало обоснования площади испрашиваемого земельного участка, в связи чем, департамент правомерно отказал в его предоставлении. Заявление о предоставлении спорного земельного участка не отвечает требованиям, установленным Законом N 74-ФЗ, поскольку заявитель не обосновал размер испрашиваемого земельного участка для увеличения объемов выращивания продукции. Заявитель не представил сведения о текущих и планируемых объемах производства, а также не обосновал взаимосвязь увеличения конкретного объема продукции с указанной площадью участка, которая является значительной. КФХ "Максименко А.И." также не обосновало наличие у него реальной возможности обрабатывать столь значительную площадь земельного участка в целях выращивания сельскохозяйственных культур силами двух членов КФХ. Кроме того, суд необоснованно сослался на документы и пояснения, которые не были предоставлены КФХ "Максименко А.И." при обращении к департаменту с заявлением о предоставлении земельного участка.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, хозяйство направило в департамент заявление от 17.10.2014 N 280 о предоставлении в аренду за плату сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001005:0015, общей площадью 37437 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, СК "Радуга", участок N19. В качестве цели использования земельного участка указано - для увеличения объемов выращивания с/х продукции за плату, для осуществления деятельности крестьянского хозяйства.
Размер испрашиваемого земельного участка обоснован увеличением объемов выращиваемой сельскохозяйственной продукции и видами деятельности крестьянского хозяйства (выращивание зерновых, зернобобовых и масличных культур).
В письме от 13.11.2014 N 52-3016ж/14-12-03 департамент указал на целесообразность предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель, не являющихся собственностью Краснодарского края.
Заявитель, ссылаясь на незаконность бездействий департамента, выразившихся в уклонении от предоставления в аренду земельных участков, обратился в суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в главе 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Статья 12 закона N 74-ФЗ (в действовавшей в спорный период - 20.10.14г. - редакции) регламентировала порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
В силу указанной нормы (в редакции, действовавшей в спорный период) граждане, заинтересованные в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в уполномоченный государственный (муниципальный) орган заявление. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение (ч.1 ст. 12 закона N 74-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Данная норма означает, что в предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству может быть отказано, если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов.
Согласно ч.3 ст. 12 закона N 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Частью 4 ст. 12 закона N 74-ФЗ установлено, что решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
Суд первой инстанции, удовлетворив требования заявителя, пришел к выводу о незаконности отказа департамента в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду, поскольку он не соответствует статье 12 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что заявление КФХ "Максименко А.И." подлежало частичному удовлетворению, поэтому судебная коллегия не находит оснований в полной мере согласиться с выводами суда первой инстанции.
Суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Департаментом не доказан факт принятия всех необходимых и надлежащих действий по рассмотрению заявления КФХ о предоставлении спорного земельного участка в соответствии с требованиями ст. 12 закона N 74-ФЗ в редакции, действовавшей на момент поступления данного заявления в департамент.
Из материалов дела следует, что департамент в ответ на обращение КФХ "Максименко А.И." с заявлением от 17.10.2014 N 280 (входящий N 52-2720-ж/14 от 21.10.2014) направил заявителю ответ от 13.11.2014 N 52-3016-ж/14-12-03, в котором указал, что считает целесообразным рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков.
На дату поступления в департамент заявления КФХ, порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности был регламентирован ст. 12 закона N 74-ФЗ в действовавшей в тот период времени редакции.
В названном письме от 13.11.14г. департамент сообщает КФХ, что на территории муниципального образования Темрюкский район имеются земли сельскохозяйственного назначения, не являющиеся собственностью Краснодарского края. Так же на территории края осуществляются федеральные и краевые программы, необходимым условием реализации которых является наличие свободных от прав третьих лиц земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края как резерва, достаточного как для размещения объектов федерального и краевого значения, так и для компенсации землепользователям, в случае необходимости прекращения их прав на земельные участки.
В связи с этим департамент указал, что считает целесообразным рассмотреть вопрос о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель, не являющихся собственностью Краснодарского края.
Согласно доводам апеллянта, указанная формулировка не может расцениваться как бездействие в вопросе рассмотрении заявления КФХ "Максименко А.И." о предоставлении спорного земельного участка.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку судебная коллегия приходит к выводу о том, что департамент, в нарушение требований ст. 12 закона N 74-ФЗ, не рассмотрел поступившего к нему 21.10.14 заявления КФХ "Максименко А.И." в определённые указанной нормой закона N 74-ФЗ сроки, а также на предмет его соответствия требованиям ст. 12 закона N 74-ФЗ, и не проинформировал КФХ "Максименко А.И." о принятом по данному заявлению решении.
Из решения суда от 08.12.2015 следует, что ответ департамента не содержит информации о непредставлении документов, обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка. Соответствующие возражения были заявлены уполномоченным органом только в суде, в связи с чем, хозяйство представило документы, обосновывающие размер испрашиваемого участка.
В связи с указанными обстоятельствами довод апеллянта, изложенный в отзыве на заявление хозяйства, о том, что при обращении с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения хозяйство не обосновало необходимость в предоставлении испрашиваемого участка (подпункт 5 пункта 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве), правомерно был отвергнут судом.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии действий департамента статье 12 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ.
Отклоняется как несостоятельный довод департамента об отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка в связи с тем, что представленные заявителем документы, обосновывающие размер испрашиваемого земельного участка, не были представлены на момент обращения с заявлением в департамент, соответственно не были ему известны.
Департамент при рассмотрении такого заявления обязан был руководствоваться требованиям ст. 12 закона N 74-ФЗ в действовавшей в спорный период редакции, которую департамент толкует ошибочно.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что из содержания письменного ответа департамента от 13.11.14, на который ссылается департамент, не следует принятие департаментом решения о предоставлении спорного земельного участка или об отказе в его предоставлении с указанием мотивов такого отказа со ссылкой на законы или иные нормативно-правовые акты.
В предоставлении земельного участка могло быть отказано, если поданное заинтересованным лицом заявление не соответствовало требованиям ч.1 ст. 12 закона N 74-ФЗ. При этом, такое решение уполномоченного органа должно быть мотивированным в соответствии с позициями, обозначенными в ч.1 ст. 12 закона N 74-ФЗ. Отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, не указанным в действующем законодательстве, является незаконным.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что департамент допустил противоречащее ст. 12 закона N 74-ФЗ бездействие в отношении заявления КФХ "Максименко А.И.", выразившееся в не рассмотрении данного заявления в сроки и принятия по нему решения в соответствии с требованиями названной нормы закона N 74-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции так же пришёл к выводу о том, что данное нарушение прав и законных интересов КФХ "Максименко А.И." незаконным бездействием департамента не может быть компенсировано отзывом департамента на заявление, предоставленным им суду первой инстанции, в котором департамент привёл основания для отклонения заявления КФХ "Максименко А.И.", основанные на положениях ст. 12 закона N 74-ФЗ. При этом суд первой инстанции рассматривал заявление КФХ с приложениями в том виде, в котором оно поступило в департамент.
Согласно ч.1 ст. 12 закона N 74-ФЗ, рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков отнесено к исключительной компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение испрашиваемыми земельными участками.
Указанное решение по данному вопросу может быть обжаловано в судебном порядке.
Нарушение данной процедуры прохождения заявления о предоставлении в пользование земельных участков является нарушением конституционного принципа разделения властей. Суд не может принимать на себя функции исполнительной власти, рассматривая за него заявление о предоставлении земельных участков.
В случае установления такого бездействия со стороны органа исполнительной власти, суд вправе в качестве адекватного способа восстановления прав и интересов заявителя, нарушенных данным незаконным уклонением, обязать уполномоченный орган исполнить возложенную на него законодательством обязанность путём рассмотрения поступившего к нему заявления и принятия по нему решения в сроки и порядке, установленные действующим законодательством.
Основываясь на приведённых выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных нормами гл. 24 АПК РФ, в процедуре которой рассматривается данное дело, процессуальных оснований для оценки вопроса о том, подлежало ли удовлетворению адресованное департаменту заявление КФХ "Максименко А.И." с учётом доводов, изложенных департаментом в отзыве на заявление в суд первой инстанции и доводов КФХ "Максименко А.И." по существу заявления в обоснование необходимости КФХ данного участка и наличия у КФХ возможности его использовать - эти вопросы обязан рассмотреть департамент как уполномоченный на рассмотрение заявления КФХ орган с соблюдением требований ст. 12 закона N 74-ФЗ, поскольку департамент от рассмотрения заявления КФХ в данной процедуре закона N 74-ФЗ фактически уклонился. Как уже было обосновано выше, суд как орган судебной власти не вправе исполнять функции департамента в сфере распоряжения земельными участками.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что требование КФХ "Максименко А.И." о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в не рассмотрении заявления о предоставлении спорного земельного участка, подлежало удовлетворению на основании ч.2 ст. 201 АПК РФ.
Данное бездействие противоречит требованиями ст. 12 закона N 74-ФЗ в действовавшей на дату поступления заявления в департамент редакции, и нарушает права и законные интересы хозяйства в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит изменению судом апелляционной инстанции в указанной части с принятием нового судебного акта о признании незаконным бездействия департамента.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2015 по делу N А32-3719/2015 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в нерассмотрении заявления КФХ "Максименко А.И." от 17.10.2014 г. исх. N 280 (входящий N 52-2720-ж/14 от 21.10.2014 г.) в установленные сроки и в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в действовавшей в период поступления указанного заявления КФХ "Максименко А.И." в Департамент имущественных отношений Краснодарского края редакции.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенное незаконным бездействием нарушение прав и законных интересов КФХ "Максименко А.И." путём рассмотрения заявления КФХ "Максименко А.И." от от 17.10.2014 г. исх. N 280 (входящий N 52-2720-ж/14 от 21.10.2014 г.) и принятия по нему решение в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в действовавшей в период поступления в Департамент имущественных отношений Краснодарского края указанного заявления редакции и в установленные указанной нормой сроки, исчисляемые с даты вступления настоящего постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда в законную силу.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3719/2015
Истец: КФХ "Максименко А. И.", КФХ Максименко Александра Ивановича
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Департамент имущ отношений КК