г. Москва |
|
29 апреля 2016 г. |
Дело N А40-135835/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Румянцева П.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Префектуры ЮЗАО г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2016 г. по делу N А40-135835/15 принятое судьей Шудашовой Я.Е.,
по заявлению Автостояночного кооператива "КАЛУЖСКИЙ" ПО (ОГРН: 1057749594264, ИНН: 7727097608, адрес: 117036, г. Москва, пр-т Шестидесятилетия октября, д. 27, к.1, кв. 47 )
к заинтересованным лицам: 1) Префектуре Юго-Западного административного округа города Москвы (ОГРН: 1027700594350, ИНН: 7727092744, адрес: 117209, г. Москва, пр-т Севастопольский, д. 28, к. 4), 2) Управе района Черемушки города Москвы (ОГРН: 1027728018306, ИНН: 7728274850, дата регистрации от 19.12.2002, адрес: 117335, г. Москва, ул. Власова Архитектора, д. 25, корп. 2)
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674, дата регистрации: 08.02.2003, адрес: 125009, г. Москва, пер. Газетный, дом _) о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованных лиц: |
1) Захарова Е.П. по доверенности от 09.10.2015 2) Гатикаев Т.Н. по доверенности от 18.04.2016, Гордиенко Ф.И. по доверенности от 18.04.2016 |
от третьего лица: |
Дергаусова А.А. по доверенности от 19.10.2015 |
УСТАНОВИЛ:
Потребительское общество Автостояночный кооператив "КАЛУЖСКИЙ" (далее - Заявитель, ПО "Калужский", Кооператив) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Префектуре Юго-Западного административного округа города Москвы (дл - Префектура), Управе района Черемушки города Москвы (далее - Управа) о признании незаконным решения Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы о демонтаже 207 металлических гаражей АСК "Калужский", оформленное протоколом Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮЗАО г. Москвы от 26.06.2015 г. N 4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2016 г. признано незаконным решение Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы о демонтаже 207 металлических гаражей АСК "Калужский", оформленное протоколом Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮЗАО г. Москвы от 26.06.2015 г. N 4.
Префектура обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Префектуры при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Префектуры доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Управы согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Третьего лица по делу также согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить.
Кооператив, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как указано судом первой инстанции, Потребительское общество Автостояночный кооператив "Калужский" (ИНН 7727097608, КПП 772701001, ОГРН 1057749594264, ОКПО 43278898, зарегистрирован по адресу Москва г, проспект 60-летия Октября, д.27, к.1, кв.47, 117036), действует с 29.01.1996 г. Адрес фактического месторасположения: г. Москва, Научный проезд, влад.6 не изменялся с 1996 г. Основным видом деятельности компании является: "Прочая вспомогательная транспортная деятельность".
Кооператив в заявлении ссылался на то, что в начале июля 2015 года по телефону председателю АСК "Калужский" неизвестными лицами было сообщено, что начиная со 2 июля 2015 года на территории АСК "Калужский" по адресу: г. Москва, Научный проезд, вл. 6, будут производиться работы по демонтажу металлических гаражей. Указанные работы были начаты 2 июля 2015 года, однако никаких письменных уведомлений о причинах и порядке проведения указанных работ в адрес председателя АСК "Калужский" и его членов не поступало. Неоднократные требования о предоставлении каких-либо официальных документов на проведение демонтажа, обращенные к лицам, производящие указанные работы, оставались без ответа.
22 июля 2015 года на месте проведения демонтажных работ появился гр-н Готикаев Тукан Николаевич, представившийся представителем управы района Черемушки и начальников строительного объекта по демонтажу металлических гаражей, который предъявил выписку из протокола заседания Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮЗАО города Москвы N 4 от 26 июня 2015 г. (т. 1 л.д. 45) согласно которой указанной комиссией было принято решение о демонтаже и (или) перемещении 207-ми металлических гаражей.
В вышеуказанной выписке также указано, что от управы района Черемушки предоставлена информация о том, что пользователи указанных гаражей не подпадают под льготную категории (ветераны и инвалиды ВОВ, инвалиды-колясочники).
Заявитель указал, что вопреки требованию пунктов 4.3., 4.4 постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП нарушен порядок выявления незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и освобождения земельных участков от таких объектов, установленного образца акт о выявлении незаконно размещенного объекта не составлялся
В нарушение требований пункта 7.5. Постановления Правительства города Москвы N 614-ПП от 02.11.2012 г. "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", непосредственно на территории АСК "Калужский" не была размещена необходимая информация.
По мнению Заявителя, вышеуказанные нарушения порядка организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, нарушили права членов АСК "Калужский" и лишили их возможности самостоятельно провести своевременное перемещение принадлежащего им имущества, подготовить используемые ними объекты к демонтажу либо перемещению, а также предоставить органам исполнительной власти подтверждения их принадлежности к льготным категориям (ветераны и инвалиды ВОВ, инвалиды-колясочники). Кроме того, автостояночный кооператив "Калужский", расположенный по адресу г. Москва, Научный проезд, вл. 6 не входит в Перечень объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению (Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г.N 614ПП).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Кооператива, исходил из следующего.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействий), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
Суд первой инстанции оценил решение Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы о демонтаже 207 металлических гаражей АСК "Калужский", оформленное протоколом Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮЗАО г. Москвы от 26.06.2015 г. N 4) на соответствие положениям Постановления Правительства г. Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП и признал его незаконным ввиду непредставления Префектурой необходимых доказательств по делу.
Вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает неправомерным.
Правительством Москвы 02 ноября 2012 года принято постановление N 614-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" (далее -Постановление N 614-ПП).
Постановлением N 614-1ТП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно расположенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (далее - Положение).
Указанное Положение определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно расположенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с указанным порядком (п. 4) управа района города Москвы на постоянной основе выявляет, незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства осуществляет проверку наличия документов, являющихся основанием для размещения объектов. В случае выявления незаконно размещенных объектов составляет акт и е течение одного рабочего дня направляет его в префектуру соответствующего округа.
Следовательно, Правительством Москвы на управы возложена обязанность по выявлению на территории управ незаконно размещенных объектов.
Управой района Черемушки города Москвы, в рамках полномочий, возложенных на нее постановлением N 614-ПП, на земельном участке площадью 5000 кв.м, имеющему адресный ориентир: Научный проезд, вл. 6 были выявлены установленные металлические гаражи без оформленных правоустанавливающих документов и 22.06.2016 г. составлен Акт обследования объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
Указанный акт с фототаблицами и распечатками из базы ИС РЕОН был направлен в Окружную комиссию по пресечению самовольного строительства на территории ТОЗАО города Москвы (далее - Окружная комиссия).
Электронная база ИС РЕОН - это информационная система Реестра единых объектов недвижимости города Москвы.
Информационная система разработана на основании:
- Постановления Правительства Москвы от 09.11.2004 г. N 783-ПП "Об организационных мероприятиях по формированию единого объекта недвижимого имущества".
- Распоряжения Правительства Москвы от 10.12.2004 г. N 2488-РП "О первоочередных мерах по кодификации объектов недвижимости города Москвы"
- Постановления Правительства Москвы от 20.06.2006 г. N 419-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2005 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2006 год".
- Постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 г. N 945-ПП "Об организации межведомственного информационного взаимодействия и обеспечении доступа к базам данных городских систем".
- Постановления Правительства Москвы от 19.02.2008 г. N 122-ПП "О мерах по совершенствованию обеспечения исполнительных органов государственной власти города Москвы геоинформационными (пространственными) данными".
Согласно Положению о Реестре единых объектов недвижимости города Москвы ИС РЕОН обеспечивает ведение сведений о фактическом состоянии земель города, а также о расположенных в границах города объектах недвижимости, независимо от форм собственности на них. Базовый и дополнительные разделы ИС РЕОН формируется с использованием городских информационных ресурсов, в том числе на основании запросов к органам исполнительной власти и городским организациям с использованием уникальных номеров (идентификационных кодов) объектов недвижимости, являющихся переходными ключами между уникальными номерами зданий и сооружений и кадастровыми номерами соответствующих земельных участков.
26 июня 2015 года Комиссия рассмотрела вопрос по обращению Управы о размещении на земельном участке площадью 5000 кв.м по адресу: Научный проезд, вл.6 двухсот семи металлических гаражей без оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений.
Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства на территории ЮЗАО города Москвы осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, являющегося приложением N 3 к постановлению Правительства Москвы от 31 мая 2011 г. N 234-ПП.
В п. 1.1. указанного положения установлено, что Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия) является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного города Москвы.
В соответствии с п. 3.2. Положения материалы к заседаниям Окружной комиссии представляются управлением строительства префектуры соответствующего административного округа города Москвы и управой района города Москвы, на территории которого расположен рассматриваемый объект, с учетом мнения Мосгосстройнадзора, Москомархитектуры, Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и других федеральных и городских органов исполнительной власти по необходимости.
По результату рассмотрения было принято решение о демонтаже и перемещении объектов в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП. Данное решение оформлено протоколом от 26.06.2015. N 4.
Пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, признается самовольным занятием земель,
В отсутствие правоустанавливающих документов на относящийся к государственной собственности земельный участок, на котором самовольно установлены некапитальные объекты, права и охраняемые законом интересы правообладателя объекта не могут признаваться нарушенными принятием уполномоченным органом власти решения о демонтаже и (или) перемещении такого объекта.
Довод Заявителя об отсутствии информации о демонтаже отклоняется судом апелляционной инстанции, так как не может повлиять на правильность вынесения спорного решения. Информация, подтверждающая размещение информации о демонтаже не прикладывается к материалам заседания Окружной комиссии и на ее основании решения не принимается. Уведомление размещаются по результату принятого решения. Проведение либо не проведение процедуры, указанной в пункте 7.5 постановления N 614-ПП не могли повлиять на решение Окружной комиссии.
Кроме того, в нарушение статьи 198 АПК РФ и статьи 13 ГК РФ Заявителем не представлено в материалы дела доказательств того, что решение Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы о демонтаже 207 металлических гаражей АСК "Калужский", оформленное протоколом Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮЗАО г. Москвы от 26.06.2015 г. N 4 нарушает его права и обязанности; не представлено доказательств принадлежности спорных гаражей ему либо его членам.
Таким образом, Решение Окружной комиссии от 26.06.2015 N 4 принято в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 614-ПП, не противоречит федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, прав и законных интересов Заявителя не нарушает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2016 г. подлежит отмене, а заявление ПО Автостояночный кооператив "КАЛУЖСКИЙ" - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.02.2016 г. по делу N А40-135835/15 отменить.
В удовлетворении заявления ПО Автостояночный кооператив "КАЛУЖСКИЙ" отказать.
Взыскать с ПО Автостояночный кооператив "КАЛУЖСКИЙ" государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей - в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135835/2015
Истец: Автостояночный кооператив "Калужский", Автостояночный кооператив "Калужский" Потребительское общество
Ответчик: ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, Префектура ЮЗАО г. Москвы, Управа района Черемушки г. Москвы, УПРАВА РАЙОНА ЧЕРЕМУШКИ ГОРОДА МОСКВЫ