Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2016 г. N Ф05-11122/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 апреля 2016 г. |
Дело N А40-214144/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2016 по делу N А40-214144/15, принятое судьей Е.В. Михайловой,
по заявлению Департаменту городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
о признании незаконным и решения об отказе в государственной регистрации и обязании совершить регистрационные действия
при участии:
от заявителя: |
Ермолаев Н.Н. по доверенности от 07.12.2015; |
от заинтересованного лица: |
Обижаева О.А. по доверенности от 21.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее также Управление) оформленное письмом от 13.08.2015 N 77/012/217/2015-684 об отказе в государственной регистрации права государственной собственности города Москвы в отношении объекта недвижимого имущества - нежилое здание, площадью 4660, 2 кв.м с кадастровым номером 77:01:0003035:3027, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лобачика, д. 4; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве произвести государственную регистрации права собственности города Москвы в отношении указанного объекта.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2016 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела 19 ноября 2015 вх. N 77/012/217/2015-684 в Управление поступили документы на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание кадастровый номер 77:01:003035:3027, общая площадью 4 660,2 кв.м, по адресу: г.Москва, ул. Лобачика, д. 4.
В качестве правоустанавливающих документов были представлены: разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта от 31.12.2013 N RU77141000-005431; договор краткосрочной аренды земельного участка N М-01-514787 от 27.09.2007, заключенного между заявителем и ГУП города Москвы по эксплуатации коммунальных коллекторов "Москоллектор" в отношении земельного участка с кадастровым N 77:01:0003035:79, общая площадь 1 570 кв.м, предоставленный для проектирования и строительства здания Управления аварийно-восстановительных работ и транспортного обеспечения.
Об отказе в государственной регистрации права Департамент был уведомлен письмом от 13.08.2015 N 77/012/217/2015-684.
Управление вынесло отказ на основании абзацев 4 (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства), 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя), пункта 1 ст. 20 Закона о регистрации.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, которая производится по установленной Законом о регистрации системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имуществом сделок с ним (п. 2 ст. 2 Закона о регистрации). При этом государственная регистрация носит со стороны государства правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.
Так, согласно ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (п. 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 2).
Частью 1 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ. Согласно абзацу 4 пункта 1 данной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также в случае если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзаца 10 п.1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Между тем, Департаментом в регистрирующий орган также представлено разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта от 31.12.2013 N RU7714000-005431, которым вводится в эксплуатацию построенный объект капитального строительства - здание Управления аварийно-восстановительных работ и транспортного обеспечения по адресу: Москва, ул. Лобачика, д.6, общей площадью 4660,2 кв.м., количество этажей: 8, в том числе 1 подземный.
Этажность здания, указанная в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 31.12.2013 N RU77141000-005431 отличается от этажности здания, указанной в кадастровом паспорте.
Правила оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества в части указания этажности не совпадают, но сведения об этажности объекта недвижимого имущества в указанных документах не противоречат друг другу и не являются ошибочными.
Кроме того, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, оформивший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, подтверждает письмом от 15.10.2014 N 09-7609/14-1, что построенное здание (в т.ч. 1 подземный), и в здании имеется один технический этаж, расположенный над последним этажом, который не учитывался при определении этажности здания. Таким образом, здание состоит, как и планировалось, всего из 9 этажей (4-7 этажей+подвал+верхний технический этаж).
Состав этажности построенного здания подтверждается документами ТБТИ Центральное (поэтажные планы N 34 10 302761 и экспликация N 02 10 13 0031554), составленными на основании обследования от 02.10.2013 года, в соответствии с которыми оформлялось разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.12.2013 NRU77141000-005431.
Согласно ч. 10 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Нормами ст. 55 ГрК РФ не предусмотрена возможность внесения изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе путем указания в нем новых объектов.
Учитывая, что нормы ГрК РФ относятся к сфере публично-правовых, в них действует принцип императивности, согласно которому административному органу разрешено только то, что прямо указано в данных нормах.
При проведении правовой экспертизы Управление могло определить, что заявленный к регистрации объект недвижимого имущества, а именное, объемно- технические показатели, указанные в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию соответствуют тем, что приведены в кадастровом паспорте на объект.
Различие в указание этажности здания носит формальный характер, не является следствием каких-либо отклонений при строительстве и вводе в эксплуатацию здания.
Актом ввода указанного объекта в эксплуатацию, в частности подтверждается соответствие уже построенного объекта строительным нормам и правилам, а правомерность такого строительства - разрешительной документацией предваряющей строительство объекта, и как установлено судом Департаментом в материалы регистрационного дела кроме указанных выше документов было также представлено разрешение на строительство спорного объекта права.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2016 по делу N А40-214144/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214144/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2016 г. N Ф05-11122/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве