04 мая 2016 г. |
Дело N А83-4997/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Баукиной Е.А., судей Остаповой Е.А., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кравченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А83-4997/2015 (судья Лагутина Н.М.) по апелляционной жалобе Красногвардейского районного потребительского общества на определение Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2016 об отказе в принятии обеспечительных мер в деле по иску Красногвардейского районного потребительского общества (ОГРН 1149102055190, ИНН 9105001311, Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногрвардейское, ул. Титова, 60) к Совету министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424, Республика Крым, г. Симферополь, пр-кт Кирова, 13), к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская торговая компания" (ОГРН 1149102042231, ИНН 9102025949, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Самокиша, 30) и к администрации Красногвардейского района Республики Крым (ОГРН 1149102094195, ИНН 9105003566, Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногрвардейское, ул. Энгельса, 3) о признании права собственности, с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Государственного Совета Республики Крым (ОГРН 1149102026336, ИНН 9102017673, Республика Крым, г. Симферополь, ул. К. Маркса, д. 18),
при участии:
от Красногвардейского районного потребительского общества - Новиковой Е.А. по доверенности от 07.10.2015,
от Совета министров Республики Крым - Бобковой В.В. по доверенности от 09.11.2015 N 1/01-48/5306,
от Государственного Совета Республики Крым - Лукашева М.И. по доверенности от 23.03.2016 N 28-50/105,
в отсутствие представителей администрации Красногвардейского района Республики Крым и государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская торговая компания",
установил:
Красногвардейское районное потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Совету Министров Республики Крым и Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская торговая компания" о признании права собственности Красногвардейского районного потребительского общества на объекты недвижимости:
- нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39;
- нежилое строение общей площадью 14,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, д. 52;
- здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, д. 46.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 03.11.2015 исковое заявление принято к производству арбитражного суда.
Красногвардейское районное потребительское общество 09.02.2016 обратилось в арбитражный суд первой инстанции с ходатайством о принятии обеспечительных мер, просило:
- запретить Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности, а также государственную регистрацию обременений на нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39; нежилое строение общей площадью 14,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К.Маркса, д. 52; здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, д. 46;
- запретить Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым осуществлять необходимые мероприятия, связанные с передачей в муниципальную собственность имущества, указанного в приложении к распоряжению Совета Министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2016 по делу N А83-4997/2015 Красногвардейскому районному потребительскому обществу в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер отказано, поскольку заявителем не представлено суду достаточных, безусловных доказательств того, что в отношении спорного имущества на день рассмотрения заявления указанными в ходатайстве лицами совершаются какие-либо действия, направленные на осуществление государственной регистрации перехода права собственности в соответствии с указанными в заявлении Распоряжениями Совета Министров Республики Крым; решение суда по иску о признании права собственности не относится к категории судебных актов, по которым предполагается принудительное исполнение в рамках исполнительного производства (нет оснований полагать, что непринятие обеспечительных мер приведет к затруднительности или невозможности исполнения судебного акта по данному делу); испрашиваемые обеспечительные меры
не связаны непосредственно с предметом спора, носят предварительный организационный характер и сами по себе не могут препятствовать реализации решения суда в случае удовлетворения исковых требований.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Красногвардейское районное потребительское общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит определение Арбитражного суда Республики Крым об отказе в принятии обеспечительных мер от 10.02.2016 по делу N А83-4997/2015 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить ходатайство Красногвардейского районного потребительского общества об обеспечении иска.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 апелляционная жалоба Красногвардейского районного потребительского общества принята к производству.
Администрация Красногвардейского района Республики Крым и государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская торговая компания" о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но представителей в судебное заседание не направили.
От администрации Красногвардейского района Республики Крым в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьями 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей администрации Красногвардейского района Республики Крым и государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская торговая компания".
Представитель Красногвардейского районного потребительского общества поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что заявленные им обеспечительные меры направлены на закрепление существующего состояния спорных правоотношений (status quo), предотвращение причинения значительного ущерба истцу и предотвращение затруднения исполнения решения суда в случае его принятия в пользу Красногвардейского районного потребительского общества. Апеллянт указывает, что в исковом заявлении и заявлении об обеспечении иска обосновал, что ответчиками в настоящее время осуществляются фактические действия по передаче права собственности на спорное имущество, правовая основа которых закреплена в постановлении Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью республики Крым", в постановлении Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на передачу имущества в муниципальную собственность", распоряжении Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность". Так, в пунктах 20, 21, 29 Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым (Приложение к Постановлению N 2085-6/14), перечислены как указанные в иске объекты, так и все иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе, в том числе, районных потребительских обществ. Следовательно, как собственность Республики Крым учитывается все имущество районного потребительского общества, без исключения. То же самое имущество указано в распоряжении Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность". Поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, заявленные обеспечительные меры соответствуют предмету иска и направлены не только на предотвращение затруднения исполнения судебного акта, но и на закрепление существующего состояния спорных правоотношений в период рассмотрения спора, так как изменение собственника спорного имущества или его обременение правами других лиц, не привлеченных к участию в деле, исключает возможность удовлетворения исковых требований (требование будет рассматриваться к ненадлежащему ответчику).
Представитель Совета министров Республики Крым просил определение Арбитражного суда Республики Крым об отказе в принятии обеспечительных мер от 10.02.2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Красногвардейского районного потребительского общества - без удовлетворения, пояснил: истцом не были представлены надлежащие доказательства того, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения по данному делу, либо обеспечительные меры необходимы для предотвращения значительного ущерба истцу; доводы о возможном обращении Красногвардейского районного потребительского общества с иными исками и несения в связи с этим дополнительных издержек носят предположительный характер и не могут свидетельствовать о возможности причинения ущерба заявителю; отсутствуют доказательства обращения каких-либо лиц в Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты; заявленные обеспечительные меры не связаны с предметом спора; решение по спору о признании права собственности на недвижимость не предполагает принудительного исполнения, следовательно, непринятие обеспечительных мер не может затруднить исполнение судебного акта по делу.
Представитель Государственного Совета Республики Крым поддержал доводы представителя Совета министров Республики Крым, просил определение Арбитражного суда Республики Крым об отказе в принятии обеспечительных мер от 10.02.2016 оставить без изменения.
В судебном заседании 25.04.2016 в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия апеллянта удовлетворено ходатайство представителя Совета министров Республики Крым о приобщении к материалам дела копии передаточного акта от 18.01.2016 по передаче объектов, находящихся в государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым.
Апелляционная жалоба Красногвардейского районного потребительского общества рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав содержание искового заявления и ходатайства Красногвардейского районного потребительского общества об обеспечении иска, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять срочные временные меры, направленные на обеспечение заявленных требований или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Перечень обеспечительных мер приведен в части 1 статьи 91 АПК РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 91 АПК РФ одной из обеспечительных мер является запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора. В соответствии с частью 2 данной статьи обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию, то есть быть связанными с предметом спора, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление N 55) разъясняется, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами. Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
Как следует из пункта 10 Постановления N 55 при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Предметом рассматриваемого спора является материально-правовое требование о признании права собственности на объекты недвижимости:
- нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39;
- нежилое строение общей площадью 14,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К.Маркса, д. 52;
- здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К.Маркса, д. 46.
Иск о признании права собственности - это вещно-правовое требование о констатации наличия у истца права собственности на индивидуально-определенное имущество перед лицом (ответчиком), не связанным с истцом обязательственными правоотношениями по поводу этого имущества, но не признающим, оспаривающим, отрицающим право истца (не претендуя на имущество, либо считая имущество своей собственностью).
Таким образом, объектом искового требования о признании права собственности является индивидуально-определенное имущество.
Истец просит принять обеспечительные меры в виде:
- запрета Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности, а также государственную регистрацию обременений на нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39; нежилое строение общей площадью 14,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К.Маркса, д.52; здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, д. 46;
- запрета Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым осуществлять необходимые мероприятия, связанные с передачей в муниципальную собственность имущества, указанного в приложении к распоряжению Совета Министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность".
Судебная коллегия апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что обеспечительная мера в виде запрета Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым осуществлять необходимые мероприятия, связанные с передачей в муниципальную собственность имущества, указанного в приложении к распоряжению Совета Министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" прямо не связана с предметом спора, поскольку не содержит индивидуализирующих признаков объектов, в отношении которых испрашивается запрет осуществлять мероприятия по передаче в муниципальную собственность.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что по передаточному акту от 18.01.2016 Министерство имущественных и земельных отношений передало муниципальному образованию Красногвардейский район Республики Крым в лице администрации Красногвардейского района объекты: аграрный рынок Красногвардейского РайПО по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39; рынок Октябрьского ХТО Красногвардейского РайПО по адресу: Республика Крым, пгт. Октябрьское, ул. К.Маркса, 46; рынок Октябрьского ХТО Красногвардейского Райпотребсоюза по адресу: Республика Крым, пгт. Октябрьское, ул. К.Маркса, 46; а также расположенное на территории муниципального образования Красногвардейский район иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в структуру ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть".
Таким образом, на момент обращения Красногвардейского районного потребительского общества с заявлением об обеспечении иска от 09.02.2016 и на момент принятия Арбитражным судом Республики Крым обжалуемого определения от 10.02.2016 запрет Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым осуществлять необходимые мероприятия, связанные с передачей в муниципальную собственность имущества, указанного в приложении к распоряжению Совета Министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р, не мог обеспечить фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Арбитражный суд Республики Крым при принятии обжалуемого определения от 10.02.2016 правильно руководствовался статьями 90, 91, 93 АПК РФ и верно сослался на пункты 9, 10 Постановления N 55, пункт 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", однако не учел, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, и для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения (пункта 10 Постановления N 55).
Как усматривается из представленных в суд апелляционной инстанции материалов дела, Красногвардейское районное потребительское общество к исковому заявлению приложило нотариально заверенные копии следующих документов:
- свидетельства от 26.07.2002 N 186 на право собственности Красногвардейского РайПО на здание продовольственного рынка в Автономной Республике Крым, пос. Октябрьское, по ул. К. Маркса, зд. 46;
- свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 30.08.2004 серии САА N 295967, извлечения о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 15.09.2004 серии СВС N 356770 с переводом на русский язык, подтверждающих регистрацию права коллективной собственности Красногвардейского РайПО на нежилое строение - колхозный рынок по адресу: Автономная Республика Крым, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39;
- свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 16.05.2013 серии САЕ N 944221, извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности от 16.05.2013 серии ССВ N 659651 с переводом на русский язык, подтверждающих регистрацию права частной собственности Красногвардейского РайПО на нежилое строение общей площадью 14,2 кв.м. по адресу: Автономная Республика Крым, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, дом 52.
В обоснование нарушения прав истца на указанные в иске объекты Красногвардейское районное потребительское общество ссылается на официально опубликованные нормативные акты: постановление Государственного Совета от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", распоряжение Совета министров Республики Крым от 03.09.2014 N 890-р "О создании государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская торговая компания", постановление Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 "О даче согласия Совету министров Республики Крым на передачу имущества в муниципальную собственность" и распоряжение Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность".
В пункте 1 постановления Государственного Совета от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - Постановление N 2085-6/14) установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
В Приложении к Постановлению N 2085-6/14 содержится перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, в том числе: в пункте 20 - аграрный рынок Красногвардейского РайПО, расположенный по адресу:
пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39; в пункте 21 - рынок Октябрьского ХТО Красногвардейского РайПО, расположенный по адресу: пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, 46; в пункте 22 - рынок ДП Октябрьского ХТО Красногвардейского райпотребсоюза, расположенный по адресу: пгт Октябрьское, ул. К. Маркса, 46.
В пункте 29 Приложения к Постановлению N 2085-6/14 указано: "Иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории Республики Крым".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 03.09.2014 N 890-р "О создании государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская торговая компания" создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская торговая компания" (далее - ГУП РК "Крымская торговая компания"). После проведения в соответствии с действующим законодательством полной инвентаризации имущества согласно приложению, его денежной оценки и государственной регистрации права собственности на него за Республикой Крым, предписано закрепить за ГУП РК "Крымская торговая компания" на праве хозяйственного ведения, в том числе, имущество (пункты 20, 21, 22, 31), которое соответствует имуществу, указанному в пунктах 20, 21, 22, 29 Приложении к Постановлению N 2085-6/14.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16 дано согласие Совету министров Республики Крым на безвозмездную передачу из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований Республики Крым имущества, указанного в пунктах 1 - 29, 113 Приложения к Постановлению N 2085-6/14.
В пункте 1 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" предписано: передать безвозмездно из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность имущество, согласно приложению. В частности, Муниципальному образованию Красногвардейский район Республики Крым - аграрный рынок Красногвардейского РайПО, расположенный по адресу:
Республика Крым, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39; рынок Октябрьского ХТО Красногвардейского РайПО, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, 46; рынок ДП Октябрьского ХТО Красногвардейского райпотребсоюза, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, 46; иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории муниципального образования Красногвардейский район.
Согласно пункту 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым совместно с администрациями муниципальных образований Республики Крым поручается в установленном порядке осуществить необходимые мероприятия, связанные с передачей имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
Поскольку объектом исковых требований о признании права собственности на недвижимое имущество является индивидуально-определенная вещь, судебная коллегия согласна с тем, что перечисленными выше документами не подтверждается факт нарушения ответчиками прав истца на нежилое строение общей площадью 14,2 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, д. 52.
В данном случае ссылка на пункт 29 Приложения к Постановлению N 2085-6/14 и пункт 4 приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" не состоятельна, так как в указанных пунктах отсутствует наименование и индивидуализирующие признаки какого-либо недвижимого имущества, равно как и указание на принадлежность имущества конкретному районному потребительскому обществу.
Истец не представил доказательства отказа Государственным комитетом по регистрации и кадастру Республики Крым в регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Красногвардейского районного потребительского общества на нежилое строение, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, д. 52, по причине возникновения на это имущество в соответствии с пунктом 29 Приложения к Постановлению N 2085-6/14 права государственной собственности Республики Крым или в соответствии пунктом 4 приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" права муниципальной собственности Красногвардейского района.
Суд апелляционной инстанции соглашается также с выводом арбитражного суда об отсутствии оснований для принятия обеспечительной меры в виде запрета Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности на спорное недвижимое имущество, учитывая следующее.
Согласно части 1, части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее по тексту - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно пункту 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
В соответствии с пунктом 6 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема - передачи.
Таким образом, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Республики Крым момент возникновения права собственности Республики Крым на имущество, включенное в Приложение к Постановлению N 2085-6/14, и момент возникновения права муниципальной собственности на имущество, безвозмездно переданное в муниципальную собственность Республикой Крым, не связаны с актом государственной регистрации права, соответственно, государственной или муниципальной собственности. Государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Республики Крым и муниципальных образований на территории Республики Крым является актом признания и подтверждения уже возникшего права (правоподтверждающим, а не правопорождающим актом).
Как указывалось выше, по передаточному акту от 18.01.2016 Министерство имущественных и земельных отношений передало муниципальному образованию Красногвардейский район Республики Крым в лице администрации Красногвардейского района объекты: аграрный рынок Красногвардейского РайПО, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39; рынок Октябрьского ХТО Красногвардейского РайПО, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, 46; рынок ДП Октябрьского ХТО Красногвардейского райпотребсоюза, расположенный по адресу: Республика Крым, пгт. Октябрьское, ул. К. Маркса, 46; иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории муниципального образования Красногвардейский район. Передаточный акт утвержден Заместителем министра имущественных и земельных отношений Республики Крым 18.01.2016.
Решение по спору о признании права собственности на недвижимость, действительно, не предполагает принудительного исполнения.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав (п. 1 ст. 28 названного Закона).
Согласно абзацу 1 пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст. 20, 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"" основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о государственной регистрации прав являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве, подлежащем государственной регистрации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"" судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи. Однако по смыслу пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации при наличии в реестре записи о праве какого-либо лица на недвижимое имущество судебный акт о признании аналогичного права на данное имущество за иным лицом имеет юридическую силу в отношении первого лица только при условии его участия в деле в качестве ответчика.
В настоящем деле и Республика Крым в лице Совета министров Республики Крым, и муниципальное образование Красногвардейский район в лице администрации Красногвардейского района Республики Крым привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Доказательства нарушения прав истца иными лицами, оспаривающими его право собственности, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что непринятие обеспечительной меры в виде запрета Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию перехода права собственности на спорные объекты не может затруднить исполнение судебного акта по делу, соответствует фактическим обстоятельствам настоящего дела и представленным доказательствам.
Вместе с тем коллегия судей, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства, представленные в дело на дату принятия обжалуемого определения 10.02.2016, включая содержание нормативных и ненормативных правовых актов Республики Крым, а также и передаточный акт от 18.01.2016, представленный Советом Министров Республики Крым в суд апелляционной инстанции, пришла к выводу, что имеются правовые основания для принятия обеспечительной меры в виде запрета Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию обременений на нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39, и здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, улица К. Маркса, д. 46.
Так, в соответствии с пунктом 3 постановления Государственного Совета от 13.01.2016 N 954-1/16 и пунктом 5.1 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" с момента передачи имущества из государственной собственности в муниципальную собственность и на период до 1 января 2017 года имущество, указанное в пункте 1 настоящего постановления, передается уполномоченными лицами муниципальных образований Республики Крым в фактическое пользование без проведения конкурентных процедур юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществлявшим по состоянию на 1 января 2016 года деятельность с использованием указанного имущества (кроме сдачи указанного имущества в субаренду), с последующим заключением договоров аренды, определяющих порядок, условия и сроки внесения арендной платы за период фактического пользования имуществом.
Акт о передаче спорного имущества в собственность Красногвардейского района утвержден 18.01.2016.
Таким образом, у муниципального образования имеется реальная возможность передать спорное имущество в фактическое пользование и в аренду иным лицам, не участвующим в деле.
Как следует из статьи 1 Закона о государственной регистрации прав ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве и других).
По общему правилу ограничения (обременения) при переходе права собственности от прежнего правообладателя к новому сохраняются (пункт 3 статьи 216, статьи 275, 277, 353, 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"). Следовательно, они стесняют собственника правами других лиц (обладателя сервитута, залогодержателя, арендатора, доверительного управляющего, концессионера). Это может причинить значительный ущерб заявителю в случае признания за ним права собственности на указанные в иске объекты:
- нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39;
- здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, улица К. Маркса, д. 46.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что срочная, временная обеспечительная мера в виде запрета Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию обременений на нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39, и здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, улица К. Маркса, д. 46, соответствует предмету иска, соразмерна ему и направлена на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Кроме того, содержащееся в части 4 статьи 96 АПК РФ указание на то, что обеспечительные меры действуют до фактического исполнения судебного акта, не препятствует их от мене по правилам статьи 97 АПК РФ, если по результатам рассмотрения ходатайства лица об отмене обеспечительных мер суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их дальнейшего применения.
В силу пункта 3 части 4 статьи 272 АПК РФ арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение арбитражного суда первой инстанции полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены определения арбитражного суда первой инстанции является, в том числе, нарушение или неправильное применение судом первой инстанции норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность определения Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2016, в пределах, предусмотренных статьей 268 АПК РФ, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в силу пункта 4 части 1 статьи 270, части 2 и пункта 3 части 4 статьи 272 АПК РФ отменяет обжалуемое определение арбитражного суда первой инстанции в части отказа в обеспечении иска Красногвардейского районного потребительского общества в виде запрета Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию обременений на нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39; здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, улица К. Маркса, д. 46, и принимает новый судебный акт об удовлетворении заявления Красногвардейского районного потребительского общества о принятии обеспечительных мер в указанной части.
В остальной части определение Арбитражного суда Республики Крым об отказе в принятии обеспечительных мер от 10.02.2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Красногвардейского районного потребительского общества - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 266-268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Крым об отказе в принятии обеспечительных мер от 10.02.2016 по делу N А83-4997/2015 отменить в части отказа в обеспечении иска Красногвардейского районного потребительского общества в виде запрета Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию обременений на нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39; здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, улица К. Маркса, д. 46.
В указанной части разрешить вопрос по существу.
Запретить Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять государственную регистрацию обременений на нежилое строение колхозного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Ленина, 39; здание продовольственного рынка, расположенное по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, пгт. Октябрьское, улица К. Маркса, д. 46.
В остальной части определение Арбитражного суда Республики Крым об отказе в принятии обеспечительных мер от 10.02.2016 по делу N А83-4997/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Красногвардейского районного потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
Е.А. Остапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4997/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2016 г. N Ф10-2204/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ", СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-486/16
19.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4997/15
04.09.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2204/16
15.05.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-486/16
27.02.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4997/15
14.02.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-4997/15
13.07.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2204/16
04.05.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-486/16