г. Саратов |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А12-54365/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Абросимовым О.А.
при участии в судебном заседании представителя администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области Зайцева Д.В., действующего по доверенности от 12.01.2016 N 19,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по обеспечению жизнедеятельности населения Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 5А, ОГРН 1103444004982, ИНН 3444179637)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2016 года по делу N А12-54365/2015 (судья Лаврик Н.В.),
по заявлению комитета по обеспечению жизнедеятельности населения Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 5А, ОГРН 1103444004982, ИНН 3444179637)
к Палласовскому муниципальному району в лице администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области (404264, Волгоградская область, г. Палласовка, ул. Коммунистическая, д. 2, ОГРН 1023405175287, ИНН 3423019819)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" (404264, Волгоградская область, г. Палласовка, ул. Береговая, д. 79, ОГРН 1063454046160, ИНН 3423019819), индивидуальный предприниматель Изюминкова Ольга Павловна (Волгоградская область, г. Палласовка), комитет финансов Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 7, ОГРН 106344006922, ИНН 3444130624), государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Палласовская центральная районная больница" (404263, Волгоградская область, г. Палласовка, ул. Победы, д. 9, ОГРН 1023405164969, ИНН 3444130624), государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Волгоградский областной клинический перинатальный центр N 1 им. Л.И. Ушаковой" (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 12А; ОГРН 1023402022027, ИНН 3435800110)
о взыскании 18 400 рублей,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился комитет по обеспечению жизнедеятельности населения Волгоградской области (далее - истец, комитет) с заявлением к Палласовскому муниципальному району в лице администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация) о взыскании 18 400 рублей, как использованных не по целевому и не по адресному назначению средств иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области.
Решением суда первой инстанции от 11.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
Комитет финансов Волгоградской области поддерживает доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 95 93604 5, N 410031 95 93601 4, N 410031 95 93605 2, N 410031 95 93606 9, N 410031 95 93603 8, конвертом с уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 95 93607 6. Комитетом по обеспечению жизнедеятельности населения, государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Волгоградский областной клинический перинатальный центр N 1 им. Л.И. Ушаковой" заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Судом ходатайства удовлетворены. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 25 марта 2016 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в феврале 2015 года комитет финансов Волгоградской области провёл выездную проверку по вопросу целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с оказанием помощи гражданам Украины. В ходе проверки комитет финансов Волгоградской области установил, что Лятовская Евгения Викторовна, включенная в список лиц, временно покинувших территорию Украины и находящихся в пункте временного размещения на территории Палласовского муниципального района, в период с 22 сентября по 14 октября 2014 года находилась на стационарном лечении в ГБУЗ "Волгоградский областной клинический перинатальный центр N 1 им. Л.И. Ушаковой".
Комитет финансов Волгоградской области вынес на имя председателя комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения представление от 11.03.2015 о принятии мер по взысканию в областной бюджет с администрации Палласовского муниципального района, как с получателя, предоставившего недостоверные сведения, бюджетных средств в сумме 17 600 руб., поскольку посчитал, что в вышеуказанный период Лятовская Е.В. не пользовалась услугами по проживанию и питанию, а поэтому сумма в размере 17 600 руб. получена администрацией района необоснованно.
Поскольку администрация района отказала в требованиях комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения вернуть бюджетные средства относительно расхода по Лятовской Е.В. добровольно, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Палласовского муниципального района 18 400 рублей, в том числе по Соглашению N 50 за период времени с 22 по 29 сентября 2014 года на сумму 6 400 рублей., по Соглашению N 60 за период времени с 30 сентября по 14 октября 2014 года на сумму 12 000 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что трансферты получены в соответствии с условиями их предоставления. Комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения не доказано, что денежные средства в сумме 18 400 рублей направлены и использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
В силу статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения Соглашения N 50 от 14.10.2014) в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе в форме дотаций, в пределах процентов общего объёма межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций).
В редакции статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (на момент заключения соглашения N 60 от 02.12.2014) в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта
Российской Федерации, в том числе в форме дотаций, в пределах 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) расчётного объёма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчётного объёма дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений.
Согласно статье 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов); иных межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правительство Волгоградской области своим постановлением от 24.07.2014 N 369-п "Об обеспечении временного социально-бытового обустройства граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области", постановило обеспечить временное социально-бытовое обустройство граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области, за счёт средств областного бюджета.
Уполномоченным органом по организации временного социально-бытового обустройства граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области, является комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области.
Порядок предоставления и расходования межбюджетных трансфертов определён в постановлениях Правительства Волгоградской области от 12.08.2014 N 445-п, от 10.10.2014 N548-п.
На основании указанных постановлений между комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области и Палласовским муниципальным районом Волгоградской области в лице главы администрации района заключено Соглашение N 50 от 14.10.2014 "О предоставлении из областного бюджета бюджету Палласовского муниципального района Волгоградской области иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения, источником финансового обеспечения которых являются средства резервного фонда Правительства Волгоградской области", а также Соглашение N60 от 02.12.2014 "О предоставлении из областного бюджета бюджету Палласовского муниципального района Волгоградской области иного межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения".
В соответствии со списками к данным соглашениям, Соглашение N 50 от 14.10.2014 рассчитано на период времени с 02.09.2014 по 29.09.2014, а Соглашение N 60 от 02.12.2014 на период с 02.09.2014 по 04.11.2014.
Согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Волгоградской области от 24.07.2014 N 369-п, на территории Палласовского муниципального района пунктом временного размещения беженцев из Украины является гостиница
"Юбилейная" ИП Изюмниковой О.П.
Организация питания граждан Украины, вынужденно временно прибывших в Палласовский муниципальный район, осуществлялась в баре ООО "Красный Октябрь".
Между администрацией и ИП Изюмниковой О.П., а также между администрацией и ООО "Красный октябрь" 12 августа 2014 года заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с организацией проживания на территории Палласовского муниципального района беженцев с Украины и их питанием.
Порядком N 445-п установлено, что условиями предоставления трансфертов являются: наличие списков лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории муниципального образования, с указанием фактической продолжительности пребывания (дней), которые утверждены главой муниципального образования и согласованы с территориальным подразделением Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области по форме, установленной соглашением; наличие заявки муниципального образования на получение трансфертов по форме, установленной соглашением.
Для получения трансфертов муниципальные образования представляют в комитет: 1) заявку на получение трансфертов, которая формируется на основании списков лиц;
2) отчёт о расходовании средств, выделенных из резервного фонда Правительства Волгоградской области в полном объёме, если муниципальное образование являлось получателем средств резервного фонда Правительства Волгоградской области на финансирование мероприятий по временному размещению и питанию лиц, вынужденно покинувших территорию Украины.
Для осуществления расходов областного бюджета по предоставлению трансфертов Комитет представляет министерству финансов Волгоградской области платежные документы, оформленные в установленном порядке.
Министерство финансов Волгоградской области на основании платёжных документов осуществляет в установленном порядке перечисление трансфертов на счета Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, открытые для учёта поступления средств и их распределения между бюджетами муниципальных образований.
Финансовые органы муниципальных образований учитывают полученные трансферты в доходах местных бюджетов по соответствующему коду бюджетной классификации доходов Российской Федерации.
Муниципальные образования представляют отчёты об использовании средств в комитет. Сроки и форма представления отчёта устанавливаются соглашением.
Трансферты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Неиспользованные трансферты подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством.
Муниципальные образования несут ответственность за достоверность представляемых списков лиц и целевое расходование выделенных средств в установленном законодательством порядке.
Трансферты в случае их использования не по целевому назначению взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Статьёй 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Условием предоставления иных межбюджетных трансфертов по спорным соглашениям, как прямо вытекает из содержания данных соглашений, являются: наличие заявки о перечислении иного межбюджетного трансферта и наличие списков лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Волгоградской области.
Из буквального содержания пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ следует, что использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случаях, когда денежные средства направлены на иные цели, нежели цели, установленные при получении средств.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения в апелляционной жалобе указывает, что, поскольку гражданка Украины Лятовская Евгения Викторовна отсутствовала в пункте временного размещения с 22 сентября по 14 октября 2014 года в связи с тем, что находилась на стационарном лечении в больнице, то в указанный период времени она не пользовалась услугами пункта временного размещения по проживанию и питанию. Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения полагает, что на какие бы цели не был бы использован перечисленный администрации межбюджетный трансферт за исключением содержания гражданки Лятовской Евгении Викторовны, он был использован не по целевому назначению.
Апелляционной коллегией считает позицию заявителя необосновнной. Денежные средства правомерно затрачены на проживание Лятовской Е.В., поскольку в период её временного отсутствия в месте временного размещения номер в гостинице "Юбилейная" не освобождался, в номере находились её вещи, а также проживал её ребёнок - Лятовская Вероника Владимировна, которая также включена в список лиц, находящихся в пунктах временного размещения.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Лятовская Е.В. не выселялась из пункта временного размещения, что подтверждено табелем учёта проживания граждан в пункте временного размещения. Заявления о выбытии из ПВР на имя начальника пункта временного размещения Изюмниковой О.П. от неё не поступало, обратное материалами дела не подтверждается. Сведения в ООО "Красный Октябрь", оказывающее услуги по организации питания, представлялись на основании табеля учета проживания граждан в пункте временного размещения и согласно списку лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, утверждённому главой Палласовского муниципального района. Пища готовилась и талоны выдавались по количеству лиц, учтённых в списке.
Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что администрация района посредством услуг ИП Изюмниковой и ООО "Красный Октябрь" организовала проживание и питание граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и временно находящихся на территории Палласовского муниципального района, в том числе гражданки Украины Лятовской Евгении Викторовны. Трансферты получены в соответствии с условиями их предоставления. Комитетом не доказано, что денежные средства в сумме 18 400 руб. направлены и использованы администрацией Палласовского муниципального района на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Комитет не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Все обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела, выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2016 по делу N А12-54365/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-54365/2015
Истец: Комитет по обеспечению безопасности жизнидеятельности населения Волгоградской области
Ответчик: Администрация Палласовского муниципального района Волгоградской области, Палласовский муниципальный район Волгоградской области в лице Администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области
Третье лицо: ГБУЗ "Волгоградский областной клинический перинатальный центр N1 имени Л. И. Ушаковой" г. Волжский, ГБУЗ "Палласовкая центральная районная больница", ГБУЗ "Палласовская ЦРБ", Гостиница "Юбилейная" ИП Изюминкова О. П., ИП Изюмникова О. П., Комитет финансов Волгоградской области, ООО "Красный Октябрь"