г. Вологда |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А05-8255/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безуглой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2016 года по делу N А05-8255/2015 (судья Филипьева А.Б.),
установил:
администрация муниципального образования "Северодвинск" (место нахождения: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7; ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма Кэтрис" (место нахождения: 164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Адмирала Нахимова, д. 4, оф. 1; ОГРН 1032901000076, ИНН 2902002514, далее - ООО "ПКФ Кэтрис") о взыскании 149 019 руб. 11 коп., в том числе 137 269 руб. 50 коп. долга по внесению платы за фактическое пользование в период с 24.05.2012 по 28.12.2014 земельным участком площадью 11 265 кв.м, а также 11 749 руб. 61 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.12.2012 по 15.05.2015.
ООО "ПКФ Кэтрис" предъявило встречное исковое заявление о взыскании с Администрации 89 605 руб. убытков, составляющих разницу между арендными платежами и суммой земельного налога, которая подлежала бы уплате в случае оформления земельного участка в собственность (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельного предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Стеллс" (далее - ЗАО "Стеллс") и индивидуальный предприниматель Макаров Евгений Николаевич (далее - Предприниматель).
Решением суда от 15 февраля 2016 года исковые требования Администрации удовлетворены в части взыскания с ООО "ПКФ Кэтрис" 138 331 руб. 42 коп., в том числе 137 269 руб. 50 коп. платы за пользование земельным участком и 1061 руб. 92 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении первоначальных требований в остальной части отказано. Встречные исковые требования ООО "ПКФ Кэтрис" к Администрации о взыскании 89 605 руб. убытков удовлетворены. В результате зачета первоначальных и встречных требований с ООО "ПКФ Кэтрис" взыскано 48 726 руб. 42 коп., в том числе 47 664 руб. 50 коп. платы за пользование земельным участком и 1061 руб. 92 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. С ООО "ПКФ Кэтрис" в доход федерального бюджета взыскано 5078 руб. 73 коп. государственной пошлины по первоначальному иску. С Администрации в пользу Общества взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по встречному иску.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить в части удовлетворения встречного иска, а также частичного отказа в удовлетворении первоначального иска, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска в полном объеме, а также об отказе в удовлетворении встречного иска в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему. Имеющиеся у Администрации сведения об отсутствии ограничений и обременений земельного участка основывались на данных государственных реестров. При осуществлении межевых работ ООО "ПКФ Кэтрис" и нанятый им кадастровый инженер были обязаны обнаружить, что на земельном участке расположен не принадлежащий ООО "ПКФ Кэтрис" объект недвижимости. Покупатели провели раздел земельного участка в 2010 году, не уведомив об этом Администрацию, что подтверждается титульным листом межевого плана земельного участка. При этом, в 2012 году они обращались в Администрацию с заявлением о внесении изменения в схему раздела земельного участка, подтверждая тем самым, что участок не разделен. С заявлением о внесении изменения в договор аренды земельного участка, в связи с его разделом арендаторы (покупатели) не обращались. Издавая распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка от 12.04.2012 N 164-риз и подписывая договор купли-продажи от 29.06.2012 N 37/12, Администрация тем самым подтверждала, что не владела информацией о том, что участок уже разделен покупателями, и на нем расположен объект муниципальной собственности. Договор купли-продажи не был заключен между сторонами, в том числе в связи с действиями Предпринимателя, ЗАО "Стелле" и ООО "ПКФ "КЭТРИС", продавших принадлежащие им объекты недвижимости, указав тем самым на незаинтересованность в его заключении. Какие-либо действия, либо бездействия Администрации, связанные с заключением договора купли-продажи, в судебном порядке не оспорены, предусмотренный на их обжалование срок истек. Договор купли-продажи земельного участка не был заключен в том числе в связи с продажей ООО "ПКФ КЭТРИС" и третьими лицами принадлежащих им помещений иному лицу. Администрация не считала возможным предоставить истцу льготу по покупке земельного участка, сформированного в качестве объекта права по истечении льготного периода.
ООО "ПКФ КЭТРИС" в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце четвертом пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
С учетом изложенного и доводов отзыва ООО "ПКФ КЭТРИС" на апелляционную жалобу апелляционным судом проверяется законность и обоснованность оспариваемого решения в полном объеме.
Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.03.2003 Комитетом по управлению муниципальным имуществом (арендодатель), ЗАО "Стеллс" и ООО "ПКФ Кэтрис" (арендаторы) заключен договору аренды N 11 363 000, согласно которому арендаторам предоставлена в аренду часть площадью 11 390 кв.м от земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:0057 общей площадью 17 105 кв.м, расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, квартал 055, Архангельское ш., д. 25, корп. 1, для производственной деятельности.
Договор заключен на срок с 01.03.2003 по 11.08.2051 и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 20.05.2004.
В соответствии с договором на земельном участке располагается отдельно стоящее нежилое здание.
Указанное здание бывшего цеха перегородок ЗАО "Стеллс" приобрело по договору от 23.02.1999 купли-продажи имущества у Управления строительства N 19 Спецстроя России.
По договору купли-продажи от 11.07.2002 N 1 ООО "ПКФ Кэтрис" приобрело у ЗАО "Стеллс" помещения в указанном здании общей площадью 3537,7 кв.м. Право собственности ООО "ПКФ Кэтрис" на приобретенные помещения зарегистрировано 12.08.2002 (свидетельство от 12.08.2002 серии 29 АВ N 089211).
Далее, по договору от 28.03.2008 N 1/Н купли-продажи недвижимости ООО "ПКФ Кэтрис" продало нежилые помещения площадью 2103,4 кв.м в здании, расположенном по адресу: г. Северодвинск, Архангельское ш., д. 25, корп. 1, Предпринимателю.
В соответствии с повторным свидетельством от 24.05.2011 серия 29-АК 612919 право собственности Предпринимателя на помещения площадью 2103,4 кв.м зарегистрировано 20.05.2008.
Согласно свидетельству от 20.05.2008 серии 29-АК 271082 право собственности ООО "ПКФ Кэтрис" на помещения площадью 1544 кв.м зарегистрировано 20.05.2008.
С 29.12.2014 ООО "ПКФ Кэтрис" утратило право собственности на указанные помещения (выписка из ЕГРП от 17.02.2015 N 29/006/003/2015-431).
В 2010 году были произведены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 29:28:105055:57, в результате которого образовались три земельных участка с кадастровыми номерами 29:28:107055:154, 29:28:107055:155 и 29:28:107055:156.
Здание, в котором у ООО "ПКФ Кэтрис", ЗАО "Стеллс" и Предпринимателя имелись нежилые помещения, располагалось на земельном участке с кадастровым номером 29:28:107055:155.
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) от 13.12.2010 N 2900/201/10-88682 указанный земельный участок площадью 11 359 кв.м поставлен на кадастровый учет 13.12.2010, сведения о земельном участке носили временный характер.
Согласно данным сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ресурс "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме onlain") кадастровые работы по формированию земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:155 проводились обществом с ограниченной ответственностью "Меридиан плюс".
В соответствии с представленным в материалы дела титульным листом межевого плана по разделу земельного участка с кадастровым номером 29:28:105055:57 заказчиком кадастровых работ выступили "ЗАО "Стеллс" и ООО "ПКФ Кэтрис".
ООО "ПКФ Кэтрис", ЗАО "Стеллс", Предприниматель и общество с ограниченной ответственностью "Автоцент-Север" (далее - ООО "Автоцентр-Север") 09.02.2012 обратились в Администрацию с заявлением от 08.02.2012 о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного в г. Северодвинске, Архангельское ш., д. 25, корп. 1, предполагаемым размером 17 000 кв.м для производственной деятельности.
В числе документов, приложенных покупателями к заявлению от 08.02.2012, имелось соглашение от 08.02.2012, в соответствии с которым ООО "ПКФ Кэтрис", ЗАО "Стеллс", Предприниматель достигли соглашения о том, что земельный участок с кадастровым номером 29:28:107055:155 распределяется между сторонами соглашения следующим образом: ООО "ПКФ Кэтрис" - 355/1000, ЗАО "Стеллс" - 132/1000, Предприниматель - 513/1000.
В ответ на заявление Администрация направила заявителям утвержденную распоряжением от 27.02.2012 N 85-риз схему расположения земельного участка для выполнения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета.
ООО "ПКФ Кэтрис", ЗАО "Стеллс", Предприниматель и ООО "Автоцент-Север" 21.03.2012 подали заявление о внесении изменений в указанную схему для раздела земельного участка.
На основании указанного заявления от 21.03.2012 распоряжением Администрации от 12.04.2012 N 164-риз утверждена схема расположения земельных участков площадью 17 076 кв.м и 29 кв.м, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:57.
Покупателями было обеспечено проведение кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 29:28:105055:57 на два земельных участка в соответствии со схемой, утвержденной распоряжением Администрации от 12.04.2012 N 164-риз.
Решением от 17.05.2012 N 29/12-19765 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в осуществлении кадастрового учета образованных земельный участков отказано в связи с имеющимся разделом земельного участка с кадастровым номером 29:28:105055:57 по заявлению от 25.11.2010 N 2900/101/10-20411, в результате которого образовались три земельных участка с кадастровыми номерами 29:28:107055:154, 29:28:107055:155 и 29:28:107055:156.
С заявлением от 30.05.2012 ООО "ПКФ Кэтрис", ЗАО "Стеллс", Предприниматель предоставили в Администрацию кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:155 для оформления документов о праве собственности на этот земельный участок.
Постановлением Администрации от 19.06.2012 N 191-пз по заявлениям от 09.02.2012 N 11-09-02/661, от 31.05.2012 N 11-09-02/2677 ЗАО "Стеллс", Предпринимателя и ООО "ПКФ Кэтрис" указанным лицам предоставлен в общую долевую собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 29:28:107055:155 площадью 11 359 кв.м для производственной деятельности.
В соответствии с указанным постановлением Администрация с письмом от 19.07.2012 направила ООО "ПКФ Кэтрис", ЗАО "Стеллс", Предпринимателю для подписания договор от 29.06.2012 N 37/12 купли-продажи земельного участка.
При этом соглашением от 29.08.2012 Администрация, ЗАО "Стеллс" и ООО "ПКФ Кэтрис" расторгли договор аренды N 11 363 000 с 19.06.2012.
Покупатели подписали договор 27.09.2012 с разногласиями, в части условий о цене земельного участка, оформленными в протоколе разногласий от 27.09.2012, и 31.10.2012 представили в Администрацию с сопроводительным письмом экземпляры протоколов разногласий и договор купли-продажи.
Администрация подписала предложенный протокол разногласий и в соответствии с отметками на сопроводительном письме от 30.11.2012 вручила его экземпляры покупателям 06.12.2012 и 07.12.2012.
Договор с протоколом разногласий 30.01.2013 предъявлен в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу для осуществления государственной регистрации перехода права собственности.
Вместе с тем, на дату обращения с заявлением о государственной регистрации земельный участок с кадастровым номером 29:28:107055:155 был снят с кадастрового учета, поскольку сведения об участке в ГКН носили временный характер.
В соответствии с информацией с сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ресурс "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме onlain") земельной участок с кадастровым номером 29:28:107055:155 снят с кадастрового учета 11.01.2013.
В связи с указанным обстоятельством по заявлению ООО "ПКФ "Кэтрис" решением государственного регистратора от 18.02.2013 государственная регистрация перехода прав собственности по договору от 29.06.2012 N 37/12 была приостановлена по 17.05.2013, решением государственного регистратора от 12.08.2013 в государственной регистрации отказано.
Покупатели обратились в Администрацию с заявлением от 25.02.2013 о подготовке дополнительного соглашения к договору купли-продажи.
Письмом от 22.03.2013 N 11-09-02/1838 Администрация сообщила, что считает возможным начать подготовку дополнительного соглашения к договору при условии направления Администрации кадастрового паспорта земельного участка, сведения о котором внесены в ГКН.
ООО "ПКФ Кэтрис", ЗАО "Стеллс" и Предприниматель обеспечили проведения новых кадастровых работ, в результате которых на кадастровый учет 17.06.2013 был поставлен земельный участок с кадастровым номером 29:28:107055:421 площадью 11 360 кв.м.
Покупатели 19.06.2013 представили в Администрацию кадастровый паспорт указанного земельного участка, и просили внести изменения в договор от 29.06.2012 N 37/12 купли-продажи земельного участка и подготовить дополнительное соглашение к договору для возобновления государственной регистрации перехода права собственности.
Письмом от 18.07.2013 Администрация сообщила покупателям об отказе от заключения дополнительного соглашения к договору купли-продажи, поскольку земельный участок с кадастровым номером 29:28:107055:421 имеет площадь 11 360 кв.м, а предмет договора от 29.06.2012 N 37/12 купли-продажи земельного участка был определен как земельный участок с кадастровым номером 29:28:107055:155 площадью 11 359 кв.м, изменение площади земельного участка является изменением его уникальной характеристики и влечет изменение цены договора. Отказ также мотивирован наличием на земельном участке части объекта незавершенного строительства (свайного поля), являющегося муниципальной собственностью.
Согласно выписке от 30.10.2013 из реестра муниципального имущества муниципального образования "Северодвинск" объект незавершенного строительства с условным номером 29-29/009/2010-411 площадью 1848,9 кв.м, расположенный по адресу: г. Северодвинск, в районе Архангельского ш., д. 25 учитывается в реестре муниципального имущества в составе казны Северодвинска на основании решения Северодвинского городского суда от 05.08.2011.
Право муниципальной собственности на указанный объект незавершенного строительства зарегистрировано 16.12.2011, что подтверждается свидетельством от 16.12.2011 серии 29-АК N 679489 о государственной регистрации права.
Впоследствии покупатели обращались в Администрацию с заявлениями о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:421 без учета части, занятой свайным полем, а также о проведении мероприятий по регистрации договора купли-продажи N 37/12.
Письмами от 08.11.2013 Администрация возвратила межевой план земельного участка без согласования границ, сообщила о намерении расторгнуть договор N 37/12.
Заявлением от 30.12.2013 покупатели просили утвердить схему расположения земельного участка, на котором расположены, принадлежащие им нежилые помещения в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
По заявлению покупателей от 30.12.2013 распоряжением Администрации от 28.01.2014 N 13-риз была утверждена схема расположения земельного участка площадью 11 265 кв.м в кадастровом квартале 29:28:107055.
В соответствии с этой схемой покупателями было обеспечено проведение работ по исправлению кадастровой ошибки - исключению из земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:421 части земельного участка, занятой свайным полем.
По результатам этих работ в ГКН были внесены сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:421 в размере 11 265 кв.м.
Покупатели 03.04.2014 обратились в Администрацию с заявлением заключить дополнительное соглашение к договору от 29.06.2012 N 03.04.2014 в связи с исправлением кадастровой ошибки.
Письмом от 28.04.2014 Администрация отказала заявителям в заключении дополнительного соглашения, поскольку решение о предоставлении покупателям земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:421 не принималось, в связи с изменением предложенным соглашением существенных условий договора (предмера договора, выкупной цены) основания для заключения дополнительного соглашения отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-8344/2014 в удовлетворении исковых требований ООО "ПКФ Кэтрис", ЗАО "Стеллс" и Предпринимателю об изменении договора купли-продажи земельного участка от 29.06.2012 N 37/12 в связи с изменением кадастрового номера и площади земельного участка, а также цены договора отказано.
В описываемый период ООО "ПКФ Кэтрис" внесло платежными поручениями от 12.04.2012 N 66 на сумму 49 435 руб., от 13.08.2012 N 67 на сумму 19 446 руб. 70 коп., от 08.10.2012 N 68 на сумму 19 660 руб. 40 коп., от 12.12.2012 N 69 на сумму 19 660 руб. 40 коп. арендные платежи по договору N 11 363 000, указав в назначении платежа 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2012 года соответственно.
Ссылаясь на то, что ООО "ПКФ Кэтрис" использовало земельный участок, занятый зданием, в котором у последнего имелись помещения, а плату за это пользование за период с 01.04.2012 по 28.12.2014 в полном объеме не внесло, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском, рассматриваемым в настоящем деле.
ООО "ПКФ Кэтрис", в свою очередь, предъявил требование к Администрации о взыскании убытков в размере разницы между арендной платой и земельным налогом, подлежащим уплате за период с 19.02.2013 по 28.12.2014.
Суд первой инстанции, рассмотрев первоначальные заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру частично, встречные исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Апелляционная коллегия считает решение законным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли (пункт 7 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу положений статьи 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с абзацем вторым статьи 622 ГК РФ, если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
Из материалов дела следует, что в спорный период (с 01.04.2012 по 28.12.2014) ООО "ПКФ Кэтрис" являлось собственником помещений площадью 1455 кв.м в отдельно стоящем здании, расположенном по адресу: г. Северодвинск, Архангельской ш., д. 25, корп. 1
Заключенный с Администрацией договор аренды по поводу использования части площадью 11 390 кв.м от земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:0057 расторгнут с 19.06.2012.
Земельный участок (часть земельного участка) арендаторами из аренды не возвращался.
С учетом изложенного, факт пользования ООО "ПКФ Кэтрис" спорным земельным участком (с учетом наличия иных собственников помещений в здании) в заявленный период при отсутствии правоустанавливающих документов судом установлен, подтверждается представленными в материалы дела документами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшему до 01.03.2015, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Архангельской области порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в спорный период установлены постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 190-пп "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области".
Расчет размера платы за пользование земельным участком произведен Администрацией в соответствии с пунктом 5 указанного Положения.
Представленный Администрацией расчет суммы неосновательного обогащения проверен судом первой инстанции, и признан правильным.
Поскольку ООО "ПКФ Кэтрис" в спорный период плату за пользование земельным участком не вносило, суд первой инстанции правомерно признал требования Администрации о взыскании задолженности по плате за пользование земельным участком обоснованными в заявленной сумме.
Удовлетворяя встречные исковые требования в полном объеме суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками помимо прочего понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьей 393, 1064 ГК РФ убытки могут возникнуть вследствие неисполнения обязательства или вследствие причинения вреда.
Применение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, наличие и размер понесенных убытков, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ ООО "ПКФ Кэтрис" и иные покупатели обратились 08.02.2012.
На момент обращения покупателей с заявлением земельный участок с кадастровым номером 29:28:107055:57 уже был разделен на три земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 29:28:107055:155, занятый зданием, в котором у заявителей имелись помещения на праве собственности.
Как верно указано судом, Администрация, как лицо, осуществляющее распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территории города Северодвинска, должна была знать о разделе земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:57 и о внесении в ГКН сведений о трех новых земельных участках.
При этом в соглашении от 08.02.2012, представленном в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, содержались сведения о распределении между ЗАО "Стеллс", ООО "ПКФ "Кэтрис" и Предпринимателем долей земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:155.
Право муниципальной собственности на объект незавершенного строительства (свайное поле), частично расположенный на земельном участке с кадастровым номером 29:28:107055:155, признано по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Северодвинск" решением Северодвинского городского суда от 05.08.2011 и зарегистрировано в ЕГРП 16.12.2011.
Распоряжение от 12.04.2012 N 164-риз об утверждении схемы расположения земельных участков площадью 17 076 кв.м и 29 кв.м, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:57, а также постановление от 19.06.2012 N 191-пз о предоставлении ЗАО "Стеллс", Предпринимателю и ООО "ПКФ Кэтрис" в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:155 были приняты Администрацией без учета факта раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:107055:57 и наличия свайного поля на земельном участке с кадастровым номером 29:28:107055:155.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Архангельской области от 28.05.2008 N 514-27-ОЗ "О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (далее - Областной закон) до 1 июля 2012 года в соответствии с Законом о введении в действие ЗК РФ и настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков на территории Архангельской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Пунктом 1 статьи 1 Областного закона установлено, что при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена определяется в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Судом установлено, что здание, в котором у ООО "ПКФ Кэтрис" и третьих лиц имелись помещения, первоначально было приобретено ЗАО "Стеллс" по договору от 23.02.1999 купли-продажи имущества у Управления строительства N 19 Спецстроя России.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, на момент заключения договора купли-продажи от 29.06.2012 N 37/12 покупатели обладали правом на приобретение земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ и пунктом 1 статьи 1 Областного закона как лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества, выкупленного из государственной собственности. Вместе с тем при подготовке проекта договора от 29.06.2012 N 37/12 Администрация определила цену земельного участка без учета льготного порядка.
Довод Администрации о том, что она не располагала сведениями о наличии оснований для определения цены по льготному порядку, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Так, в подготовленном Администрацией проекте договора указаны в качестве оснований прав покупателей на нежилые помещения договор купли-продажи имущества от 23.02.1999 по которому ЗАО "Стеллс" приобрело права на здание, договор от 11.07.2002 N 1 купли-продажи недвижимости, по которому ООО "ПКФ Кэтрис" приобрело права на часть помещений в том же здании, а также договор от 28.03.2008 N 1/Н купли продажи-недвижимости, по которому ООО "ПКФ Кэтрис" продало часть помещений Предпринимателю.
Таким образом, на момент составления проекта договора от 29.06.2012 N 37/12 Администрация располагала достаточными сведениями для применения льготного порядка определения цены земельного участка.
Кроме того, копия выписки из ЕГРП N 06/019/2012-283 в отношении прав на недвижимое имущество ЗАО "Стеллс", представленная в Администрацию с протоколом разногласий, содержит указания на тот же договор купли-продажи имущества от 23.02.1999.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу статьи 36 ЗК РФ и в связи с наличием прав собственности на нежилые помещения ООО "ПКФ Кэтрис" имело законные основания для приобретения в долевую собственность земельного участка.
Неправомерные действия Администрации привели к тому, что ООО "ПКФ Кэтрис" не смогло приобрести в собственность земельный участок и вынуждено было уплатить арендные платежи за его использование.
ООО "ПКФ Кэтрис" определяет момент, с которого оно могло бы уплачивать земельный налог, с 18.02.2013.
Произведенный ООО "ПКФ Кэтрис" расчет разницы в размере 89 605 руб. между суммой арендной платы за пользование земельным участком за период с 18.02.2013 по 28.12.2014 и суммой земельного налога за тот же период по ставке земельного налога в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 265 кв.м. проверен судом и признан правильным.
Администрация расчеты ООО "ПКФ Кэтрис" не оспорила.
С учетом изложенного суд правомерно признал обоснованными встречные требования в сумме 89 605 руб. убытков.
При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета (часть 5 статьи 170 АПК РФ).
С учетом указанной нормы с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 47 664 руб. 50 коп. платы за пользование земельным участком
Довод Администрации об отсутствии судебного акта, которым бездействия Администрации признаны незаконными, не принимается судом апелляционной инстанции.
Незаконность бездействия органа государственной власти в данном случае установлена судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела, ввиду чего, отдельного судебного акта, которым было бы признано такое бездействие незаконным, не требуется.
В связи с признанием обоснованными встречных требований ответчика суд правомерно посчитал, что оснований для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой внесения арендной платы, образовавшейся за период с 18.02.2013 по 28.12.2014, не имеется.
По расчету суда, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть начислены в связи с просрочкой арендных платежей за период с 01.04.2012 по 17.02.2012 и составят 1061 руб. 92 коп. (в том числе: 187 руб. 51 коп. за период с 26.12.2012 по 15.05.2015 на сумму 922 руб. 50 коп. (долг за 4-й квартал 2012 года) и 874 руб. 41 коп. за период с 16.04.2015 по 15.05.2015 на сумму 4917 руб. (за период с 01.01.2013 по 17.02.2013).
Оснований для переоценки выводов суда апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2016 года по делу N А05-8255/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8255/2015
Истец: администрация муниципального образования "Северодвинск"
Ответчик: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА КЭТРИС"
Третье лицо: ЗАО "Стеллс", ИП Макаров Евгений Николаевич