г. Владивосток |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А59-4627/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Е. Овечко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району,
апелляционное производство N 05АП-2741/2016
на решение от 24.02.2016
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-4627/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 5 г. Охи (ИНН 6506007668, ОГРН 1026500885828, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.10.2002)
об оспаривании в части решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области (ИНН 6506008380, ОГРН 1026500886213, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.11.2002) N 074/011/10-2015 от 16.07.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах и требования N 074/011/10-2015 от 14.08.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 5 г. Охи (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области (далее - управление) от 16.07.2015 N 074/011/10-2015 в части привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в размере 12 869 рублей 65 копеек и по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27- ФЗ) в размере 14 272 рублей 68 копеек, а также доначисления к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 58 604 рублей 4 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 5 744 рублей 23 копеек и приходящихся на данные суммы недоимки пеней в размере 8 516 рублей 52 копеек.
Одновременно учреждение просит признать незаконным выставленное управлением на основании данного решения требование N 074/011/10-2015 от 14.08.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в оспариваемых суммах.
Решением от 24.02.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Со ссылкой на пункт 8 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и РФ, и работникам, имеющим государственные награды РФ, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39, ответчик указывает, что основанием для отказа в получении ежемесячных денежных выплат является прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячных денежных выплат с работодателем, в связи с этим, полагает, что законодатель определил предоставление ежемесячных денежных выплат только осуществляющим трудовую деятельность и имеющим почетные звания, а также государственные награды.
Соответственно, по мнению управления, выплаты, производимые лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области" и один из которых имеет Государственную награду Российской Федерации, производились в рамках трудовой деятельности, а также оплата труда и доплата проводилась на основании приказов, в одной расчетной ведомости перечислением в банк работодателем, а не Министерством финансов Сахалинской области.
Пенсионный фонд настаивает на том, что перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами, установленный статьей 9 Закона N 212-ФЗ), является исчерпывающим, выплаты ежемесячной денежной выплаты за Государственные награды Российской Федерации и почетное звание "Заслуженный педагог" в данном перечне не поименованы.
Учреждение по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось. Считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам заявителя в соответствии с действующим законодательством и фактическими обстоятельствами, просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседаний не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
Управлением проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе контрольных мероприятий проверяющие установили, в частности, что в нарушение пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ учреждением в базу для начисления страховых взносов за 2013-2014 г.г. не были включены выплаты в пользу работников - Вавиловой Н.И., Гончаровой З.П., имеющих государственные награды "Ветеран труда", а также в пользу Гордеевой Т.В., имеющей почетное звание "Заслуженный учитель", в общей сумме 450 882 рублей. Кроме того, в нарушение подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ учреждением представлены недостоверные индивидуальные сведения о сумме заработка (дохода) указанных работников и сумме начисленных страховых взносов.
Выявленные обстоятельства управление зафиксировало в составленном акте выездной проверки от 15.06.2015 N 074/011/10-2015.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника управления принято решение N 074/011/10-2015 от 16.07.2015 о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах:
- по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 14 100 рублей 30 копеек штрафа, в том числе 12 485 рублей 33 копеек за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии (включая неуплаченные страховые взносы с суммы, превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов), 234 рублей 50 копеек за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии и 1 380 рублей 47 копеек за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- по статье 17 Закона N 27-ФЗ в размере 70 614 рублей 96 копеек штрафа за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Исходя из установленных проверкой нарушений указанным решением управление также предложило учреждению уплатить доначисленные суммы страховых взносов в размере 62 426 рублей 63 копеек на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии (включая страховые взносы с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов), в размере 1 172 рублей 53 копеек на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, в размере 6 902 рублей 19 копеек на обязательное медицинское страхование и начисленные пени в сумме 9 946 рублей 14 копеек.
В целях уплаты выявленной недоимки и приходящихся пеней, штрафов управление выставило учреждению требование N 074/011/10-2015 от 14.08.2015 со сроком исполнения до 4 сентября 2015 года.
Считая ошибочными выводы управления о наличии нарушений законодательства о страховых взносах в отношении выплат работникам, имеющим государственные награды и почетные звания, учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 269, 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Закона N 212-ФЗ, которым регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
28.01.2004 принят Закон Сахалинской области N 466 "О почетном звании "Заслуженный педагог Сахалинской области" (далее - Закон N 466).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 466 работникам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", работающим в государственных или муниципальных образовательных организациях, органе исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющем управление в сфере образования, или органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, производится ежемесячная денежная выплата в размере 12 000 рублей - на территории остальных муниципальных образований.
Указанная ежемесячная денежная выплата предоставляется в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 466 предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Законом N 110-ЗО Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации" разработан Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и определены органы, осуществляющие ее выплату в Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат органами, осуществляющими выплату ежемесячных денежных выплат, выступают органы исполнительной власти, которые не являются работодателями получателей выплат, в частности: органы местного самоуправления в Сахалинской области, осуществляющие полномочия в соответствующей сфере, - в отношении работников муниципальных образовательных учреждений.
Пункт 8 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат предусматривает, что основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной выплаты является, в том числе прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячной денежной выплаты с работодателем.
Согласно пункта 6 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 N 505 (далее - Порядок осуществления публичных полномочий).
Настоящий Порядок определяет правила осуществления бюджетным учреждением и автономным учреждением, созданными на базе имущества, находящегося в областной собственности (далее - учреждение), полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - орган исполнительной власти), по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и порядок их финансового обеспечения.
Согласно пункту 5 Порядка N 505 орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств областного бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области.
В силу пунктов 9, 10 Порядка N 505 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели. Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.
Из материалов дела следует, что между Управлением образования Муниципального образования городской округ "Охинский" (работодатель) и Гордеевой Т.В. (руководитель МБОУ СОШ N 5 г. Охи) заключен срочный трудовой договор от 01.09.2009, а также дополнительные соглашения к нему от 24.06.2013, 21.08.2013, 25.08.2014.
Постановлением губернатора Сахалинской области от 23.09.1999 N 367 Гордеевой Тамаре Викторовне присвоено почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", выдано удостоверение N А-00004.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем в период 2013-2014 производились ежемесячные денежные выплаты указанному сотруднику, имеющему почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области".
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, а также учитывая положения приведенных выше норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выплаты лицу, имеющему почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входит в состав заработной платы указанного работника, более того, она не относятся к числу компенсационных и стимулирующих выплат.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Сахалинской области утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 07.02.2013 N 48, вместе с тем в указанном Перечне не содержится спорной ежемесячной денежной выплаты.
В связи с этим, вывод суда первой инстанции о том, что спорные выплаты произведены в соответствии с Законом Сахалинской области, за счет средств бюджета Сахалинской области и относятся к государственным пособиям, а потому не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, является правомерным.
К аналогичному мнению суд первой инстанции пришел также и в отношении эпизода, связанного с доначислением страховых взносов в связи с выводом управления о занижении базы для исчисления страховых взносов на сумму выплат, производимых работникам, имеющим медаль "Ветеран труда".
В соответствии со статьей 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-Х "Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР", ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом. Так, пунктом б статьи 15 того же Положения раскрывает перечень медалей для награждения за трудовые заслуги: медаль "За трудовую доблесть"; медаль "За трудовое отличие"; медаль "Ветеран труда".
Частью 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 1099), частью 14 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента N 1099 установлено, что лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу настоящего Указа, а также на граждан Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, распространяются правила и предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, медаль "Ветеран труда" является государственной наградой.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона Сахалинской области от 18.03.2014 N 9-ЗО "Об образовании в Сахалинской области" (далее - Закон N 9-ЗО) в Сахалинской области работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная выплата работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций, имеющим государственные награды Российской Федерации. В отношении таких работников, осуществляющих трудовую деятельность в образовательных организациях, расположенных на территории муниципальных образований городского округа "Охинский" и "Городской округ Ногликский", размер данной выплаты составляет 2600 рублей.
Порядок предоставления данной ежемесячной выплаты также установлен в Порядке N 39.
Из материалов дела следует, что между МБОУ СОШ N 5 г. Охи (работодатель) в лице директора школы Гордеевой Т.В. и его работниками - Вавиловой Н.И., Гончаровой З.П. (с каждым в отдельности) заключены трудовые договоры от 29.12.2012 N 39 (с дополнительными соглашениями от 01.04.2013, 14.01.2014, 24.10.2014) и от 29.08.2008 N 2 (с дополнительными соглашениями от 01.09.2012, 01.04.2013, 14.01.2014) соответственно. Указанные лица имеют государственные награды, а именно:
- решением исполкома Сахалинского областного Совета народных депутатов от 27.03.1991 Вавилова Надежда Ивановна награждена медалью "Ветеран труда", выдано удостоверение;
- решением исполкома Сахалинского областного Совета народных депутатов от 22.02.1989 Гончарова Зоя Петровна награждена медалью "Ветеран труда", выдано удостоверение от 22.03.1989.
Согласно представленным в материалы дела приказам директора МБОУ СОШ N 5 г. Охи в 2013-2014 годах указанным сотрудникам, имеющим государственные награды, учреждение осуществляло ежемесячные денежные выплаты в установленных размерах (в том числе с учетом индексации в 2014 году).
Учитывая положения приведенных выше норм, вывод суда первой инстанции о том, что выплаты лицам, имеющим государственные награды "Ветеран труда", производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входит в состав заработной платы указанных работников, более того, она не относятся к числу компенсационных и стимулирующих выплат, является обоснованным.
Отклоняя довод ответчика о том, что осуществление ежемесячных денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением - работодателем, судебная коллегия отмечает, что в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, фактически наличие трудовых отношений с заявителем дает только право на получение ежемесячной денежной выплаты работнику, имеющему почетное звание Сахалинской области или награды РФ, а сама выплата не зависит от занимаемой должности, стажа работы, количества отработанных часов, качества выполнения трудовых обязанностей.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.
Довод апелляционной жалобы о том, что оплата труда и доплата проводилась на основании приказов, в одной расчетной ведомости перечислением в банк работодателем, а не Министерством финансов Сахалинской области, судебной коллегией не принимается, как несостоятельный.
Поскольку средства на ежемесячные денежные выплаты не выделяются учреждению в общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание учреждения (выполнение государственного задания), и не формируют фонд оплаты труда его работников, то в данном случае учреждение не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление ежемесячной денежной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что обязательство возникает по выплате ежемесячной денежной выплаты между органом исполнительной власти (Министерством образования Сахалинской области) и работниками учреждения, имеющими соответствующее звание.
Кроме того, в трудовых договорах с работниками указанное пособие не включено в оплату труда.
Указанные выводы суда согласуются с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2016 N 303-КГ16-261, в постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.2015 по делу N А59-3518/2014, от 06.05.2015 по делу N А59-3830/2014, от 23.11.2015, от 23.11.2015 по делу N А59-92/2015.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные выплаты являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ. Указанные выплаты произведены учреждением в соответствии с Законом Сахалинской области и за счет средств бюджета Сахалинской области при осуществлении переданных учреждению государственных полномочий органов исполнительной власти субъекта федерации.
С учетом изложенного, решение N 074/011/10-2015 от 16.07.2015 в части выводов пенсионного фонда о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму ежемесячных денежных выплат, произведенных страхователем в 2013-2014 лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области" и медаль "Ветеран труда", а также в части доначисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и взыскания штрафа в связи с таким занижением, не соответствует положениям Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемое требование от 14.08.2015 N 074/011/10-2015 вынесено на основании решения N 074/011/10-2015 от 16.07.2015, оно также признается несоответствующим положениям Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение управления от 16.07.2015 N 074/011/10-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требование от 14.08.2015 N 074/011/10-2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, как несоответствующие Федеральному закону 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С учетом результатов рассмотрения дела, суд первой инстанции правомерно взыскал с управления в пользу учреждения расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
При подаче апелляционной жалобы Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области произведена уплата государственной пошлины в размере 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 647460 от 22.03.2016.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Поскольку согласно данному пункту указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд (пункт 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46)).
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 32 Постановления N 46 в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
При таких обстоятельствах, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
Следовательно, уплаченная Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.02.2016 по делу N А59-4627/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области уплаченную платежным поручением N 647460 от 22.03.2016 государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4627/2015
Истец: МБОУ СОШ N5 г. Оха, МБОУ Средняя общеобразовательная школа N5, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N5
Ответчик: ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району, ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Охинскому р-ну