город Воронеж |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А64-8/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 09.03.2016 по делу N А64-8/2016 (судья Игнатенко В.А.), принятое по заявлению управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области о взыскании пени, рассмотренному
при участии в судебном заседании:
от следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области - представитель не явился, надлежаще извещена;
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области - представитель не явился, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области (далее - следственное управление по Тамбовской области, следственное управление, страхователь) о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 9 месяцев 2015 года в сумме 6 689,74 руб., в том числе пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 271,37 руб. и на страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 6 418,37 руб.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 09.03.2016 требования управления Пенсионного фонда удовлетворены, со следственного управления по Тамбовской области взыскано 6 689,74 руб. пеней.
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужили выводы суда о доказанности фондом наличия у страхователя недоимки по страховым взносам, не уплаченной в установленный законодательством срок, и о соблюдении фондом порядка и срока обращения с заявлением о взыскании пеней.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, следственное управление по Тамбовской области обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований фонда о взыскании пеней.
В обоснование доводов апелляционной жалобы страхователь ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Как считает страхователь, судом области не был принят во внимание и не дана оценка доводу о задержке в 2015 году финансирования из федерального бюджета по коду бюджетной классификации "Начисления на выплаты по оплате труда", что подтверждается информацией Следственного комитета Российской Федерации от 03.08.2015. Согласно данной информации лимиты бюджетных обязательств должны быть доведены до получателей бюджетных средств в полном объеме после внесения в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2015 год.
Поскольку, как указывает страхователь, на основании полученной информации им 20.10.2015 в адрес управления Пенсионного фонда было направлено заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по причине недостаточности лимитов бюджетных обязательств, выделенных главным распорядителем бюджетных средств в 2015 году, к которому были приложены все необходимые документы, подтверждающие недостаток денежных средств, включая копию письма Следственного комитета Российской Федерации от 03.08.2015 N 229/1-20378-15, то фонд должен был предоставить такую отсрочку в установленном порядке, что исключает начисление пеней на сумму недоимки, в отношении которой представлена отсрочка.
Отказ в предоставлении отсрочки, изложенный в письме от 27.10.2015 N к08/2132 управления Пенсионного фонда, мотивированный тем, что письмо Следственного комитета Российской Федерации не является документом, содержащим сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены плательщику страховых взносов, предусмотренным частью 3 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ), следственное управление считает незаконным, в том числе, и по той причине, что по результатам рассмотрения аналогичного пакета документов Тамбовским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации было принято решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования.
В указанной связи, как считает следственное управление, незаконно и начисление пени на сумму страховых взносов, в отношении которой испрашивалась отсрочка, так как задержка уплаты страховых взносов была вызвана объективными причинами - отсутствием лимитов бюджетных обязательств, и после доведения лимитов бюджетных обязательств соответствующие платежи были произведены.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители управления Пенсионного фонда и следственного управления по Тамбовской области, извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились. При этом от страхователя поступило заявление о рассмотрении дела без участия его представителей. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 5, подпунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователь, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщика страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период, под которым статьей 10 названного Федерального закона понимается календарный год, в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Из части 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ следует, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Частью 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Надлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми частью 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ понимается установленная названной статьей денежная сумма, выплачиваемая плательщиком страховых взносов в случае уплаты им причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (части 3, 5 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 6 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 13.11.2015 управлением Пенсионного фонда в адрес следственного управления было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 079S01150014322, которым последнему было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 34 027,51 руб., пени в сумме 271,37 руб. в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также пени в сумме 6 418,37 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Указанные суммы пени начислены, как это следует их имеющегося в материалах дела расчета пени, на задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации за период с 06.02.2015 по 13.11.2015 (л.д.8-9). Расчет пени прилагался к направленному страхователю требованию, что следует из содержания требования.
Требование направлено страхователю по почте, что подтверждается списком почтовых отправлений, и исполнено им частично на сумму недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 34 027,51 руб. Суммы пеней, указанных в требовании, в добровольном порядке следственным управлением уплачены не были.
Поскольку в добровольном порядке в установленный срок - до 01.12.2015 требование N 079S01150014322 в полном объеме исполнено не было, управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании пени в общей сумме 6 689,74 руб. в судебном порядке.
Не оспаривая факта несвоевременной уплаты страховых взносов, на которые начислены пени, а равно и правильности расчета заявленной ко взысканию пени, следственное управление основывает свои возражения против взыскания пени обращением им с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов по причине несвоевременного доведения до него главным распорядителем лимитов бюджетных средств.
Между тем, страхователем не учтено следующее.
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.
В силу пункта 3 статьи 18.1 Закона N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.
Статьей 18.4 Закона N 212-ФЗ установлен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Так, согласно части 7 указанной статьи решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов или об отказе в ее предоставлении принимается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки).
Из приведенных положений законодательства следует, что при непринятии управлением Пенсионного фонда решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, такую отсрочку нельзя считать предоставленной и страховые взносы подлежат уплате в общеустановленном порядке.
Как следует из материалов дела, отзыва на заявление о взыскании задолженности по пеням, а также из содержания апелляционной жалобы, управлением Пенсионного фонда в удовлетворении заявления следственного управления о предоставлении отсрочки было отказано.
Данное решение страхователем обжаловано не было и вступило в силу, в связи с чем оснований для уплаты страховых взносов в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством, у следственного управления не имелось.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что оценка обоснованности отказа страхователю в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов в предмет настоящего дела не входит, в связи с чем доводы апелляционной жалобы относительно необоснованности такого отказа подлежат отклонению.
По тем же основаниям отклоняется апелляционной коллегией и ссылка на предоставление в аналогичной ситуации отсрочки по уплате страховых взносов Тамбовским региональным отделением Фонда социального страхования.
Следовательно, с учетом того, что страхователем не оспаривается ни факт несвоевременной уплаты страховых взносов, ни сумма недоимки, ни период, за который допущена просрочка, ни расчет пени, у суда области не имелось оснований для отказа фонду во взыскании пени.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Лица, участвующие в деле, в своих пояснениях, данных суду апелляционной инстанции, не ссылались на наличие оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по общим правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В суде первой инстанции ими не приводилось доводов о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Тамбовской области от 09.03.2016 по делу N А64-8/2016 отмене не подлежит.
Учитывая, что в силу ст.333.37 Налогового кодекса органы государственной власти освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 09.03.2016 по делу N А64-8/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8/2016
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Тамбове Тамбовской области
Ответчик: Следственное управление Следственного комитета РФ