г. Москва |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А40-199741/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияров Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП Почта России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2015 по делу N А40-199741/15, принятое в порядке упрощенного производства судьей Немовой О. Ю. (шифр 72-1641)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.12.2015, принятым по данному делу, удовлетворено заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - заявитель, Управление) о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ответчик, Предприятие) к административной ответственности на основании ч. 3 ст.14.1. КоАП РФ.
В обоснование принятого решения суд указал на доказанность факта совершения ответчиком административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а также соблюдение заявителем процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывает на нарушение административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в отсутствие заявителя и ответчика.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из фактических обстоятельств дела, в период с 01 июля 2015 по 25 сентября 2015 года Управлением на основании приказа от 26.06.2015 N 248-нд проведено плановое систематическое наблюдение в отношении предприятия.
В ходе проведения планового систематического наблюдения через почтовые ящики, установленные в населенном пункте, обслуживаемом ОСП "Троицкий почтамт", в августе 2015 года было отправлено 15 контрольных писем.
В результате анализа отправленных и возвращенных контрольных писем выявлено нарушение осуществления сбора письменной корреспонденции в 2 из 5 проверенных почтовых ящиков, что составляет 40,00%:
21.08.2015 из почтового ящика N 157, установленного по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, с. Октябрьское, ул. Комсомольская, 18 (3 письма);
21.08.2015 из почтового ящика N 156, установленного по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, с. Октябрьское, ул. Комсомольская, 54 (3 письма).
Нарушения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции 10 дней.
По данному факту, в присутствии защитника предприятия Павловой О.Б., действующей на основании доверенности от 25.02.2015 N 76/100 составлен протокол об административном правонарушении N 1518 от 25.09.2015 г. по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Предприятие является держателем лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2013 N 108074 (далее - Лицензии), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Территория оказания услуг - Российская Федерация. Пунктом 5 Лицензии N 108074 установлена обязанность лицензиата по оказанию услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
Оказание услуг почтовой связи регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 и зарегистрированными в Минюсте от 26.12.2014 N 35442 (далее - Правила). В области международной почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.
В соответствии с пп. "в" п. 46 Правил, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 утверждены "Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (далее - Нормативы).
В соответствии с пунктом 1 Нормативов установлены следующие нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции:
а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:
на внутригородской территории городов федерального значения,
на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 рада в день;
на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день;
на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день;
б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи, - по рабочим дням не менее 1 раза в день.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002, N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
Предприятием нарушены п. 5 лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N 108074 от 11.04.2013, выданной Роскомнадзором, согласно которым лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи от 31.07.2014 N 234 (далее - Правил) и пп. "в" п. 46 Правил в части нарушения частоты сбора письменной корреспонденции на 10 дней.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным решением (лицензией).
Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Судом проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в порядке ст. 28.2 КоАП РФ с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и является надлежащим доказательством наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Сроки, предусмотренные ст.ст. 28.5, 28.8. КоАП РФ, пресекательными не являются.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Факт несоблюдения предприятием требований п. 5 условий лицензии, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", пп. "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160, в части нарушения частоты сбора письменной корреспонденции, а, следовательно, наличие в действии предприятия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Фактическое выявление признаков административного правонарушения является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, независимо от повода проверки и порядка ее проведения.
В данном случае административное правонарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, составленном в связи с непосредственным обнаружением правонарушения должностными лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, и подтверждено другими представленными в дело доказательствами, соответствующими требованиям ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Суд также считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, так как при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод предприятия о том, что срок привлечения к административной ответственности истек, подлежит отклонению ввиду того, что основанный на неверном толковании права, поскольку протокол об административном правонарушении составлен 25 сентября 2015, соответственно срок привлечения предприятия к административной ответственности истекает 25.12.2015 в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что срок давности привлечения ФГУП "Почта России" к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения не истёк.
Довод апелляционной жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения подлежит отклонению как неподтвержденный.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд апелляционной инстанции, с учетом обстоятельств и материалов дела, приходит к выводу об отсутствии подобных оснований для квалификации вмененного административного правонарушения как малозначительного.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении предприятием публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством и ненадлежащей организации заявителем публично значимой деятельности в области почтового дела.
Таким образом, имеются все необходимые условия для привлечения ответчика к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в действиях предприятия имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт совершения предприятием административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами административного дела, протоколом об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, предприятием не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм в области связи и лицензионных требований, что свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя.
Процедура привлечения предприятия к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.12.2015 по делу N А40-199741/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-199741/2015
Истец: УПРАВЛЕНИЕ РОСКОМНАДЗОРА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, УФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челяьинской области
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ", ФГУП Почта России