г. Киров |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А17-8698/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2016 по делу N А17-8698/2015, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПрофПромСервис" (ИНН: 3702621325, ОГРН: 1103702015251)
к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (ИНН: 3702007740, ОГРН: 1033700050010),
о признании незаконным решения N 149 от 13.08.2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПрофПромСервис" (далее - ООО "ПрофПромСервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 13.08.2015 N 149 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2016 заявленные требования ООО "ПрофПромСервис" удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Управления от 13.08.2015 N 149 в части доначисления страховых взносов в сумме 13 282 рублей 89 копеек, пени в сумме 184 рублей 28 копеек и штрафа в размере 2 656 рублей 58 копеек.
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на части 1 и 2 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Управление считает, что дополнительные тарифы страховых взносов применяются по факту возникновения трудовых отношений и не зависят от занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, менее 80% рабочего времени).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "ПрофПромСервис" указало на законность принятого судом решения, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, ООО "ПрофПромСервис" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением была проведена выездная проверка в отношении ООО "ПрофПромСервис" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки Управление пришло к выводу о том, что Обществом занижена база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на суммы заработной платы работников, занятых на следующих рабочих местах: монтажники по монтажу стальных и железо-бетонных конструкций; электросварщики и электрогазосварщики.
Результаты проверки отражены в акте от 14.07.2015 N 149 (т.1 л.д. 12-17).
13.08.2015 заместителем начальника Управления принято решение N 149 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением Общество привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 35 838 рублей 73 копеек. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 179 193 рублей 66 копеек и пени в сумме 15 062 рублей 05 копеек (т. 1 л.д. 32-41).
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя требования Общества, Арбитражный суд Ивановской области, пришел к выводу, что с 17.07.2014 у Общества отсутствует обязанность по внесению дополнительных страховых взносов, поскольку согласно данным отчета по "Специальной оценки условий труда" монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщики и электрогазосварщики (карты N N 1, 4, 5) не имеют право на досрочное назначение пенсии и их условия труда относятся ко второму классу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (в редакции, действовавшей в проверяемый период) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) с 01.01.2013 применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991.
Согласно разделов 27 и 33 списка N 2 право на досрочную пенсию имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (2290000-14612), электросварщики (23200000-19906) и электрогазосварщики (3200000-19756).
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В пункте 5 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, для досрочного назначения пенсии работникам по указанным позициям Списка N 2 необходимо соблюдение двух условий:
- занятость в профессии, указанной в списке N 2 при условии отнесения класса работ к вредному или опасному,
- постоянное (не менее 80% рабочего времени) выполнение работ предусмотренных Списками.
В соответствии с частью 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции действовавшей в 2013 году) плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2013 году Обществом оценка условий труда не проводилась.
Таким образом, основания для освобождения ООО "ПрофПромСервис" от уплаты дополнительных страховых взносов за 2013 год отсутствуют.
Федеральным Законом N 421-ФЗ часть 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2014.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
17.07.2014 ООО "Научно-исследовательский институт охраны труда в г.Иваново" был подготовлен отчет по "Специальной оценки условий труда" в отношении ООО "ПрофПромСервис" (т. 1 л.д. 42-107).
Применительно к профессиям: монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщики и электрогазосварщики (карты N N 1, 4, 5) был сделан вывод о том, что работники данных профессий, работающих в ООО "ПрофПромСервис", не имеют право на досрочное назначение пенсии и их условия труда относятся ко второму классу.
Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: при подклассе условий труда 2 соответствует классу условий труда "допустимый" дополнительный тариф составляет 0,0 процента.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с 17.07.2014 у ООО "ПрофПромСервис" отсутствует обязанность по внесению дополнительных страховых взносов в Пенсионный Фонд.
Довод Управления о том, что дополнительные тарифы страховых взносов применяются по факту возникновения трудовых отношений и не зависят от занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, менее 80% рабочего времени), отклоняется апелляционным судом, поскольку в рассматриваемой ситуации согласно отчета от 17.07.2014 ставка по дополнительному тарифу по допустимому классу условий труда (подкласс 2) составляет 0,0% (часть 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Доказательств неправомерности или необоснованности результатов названной аттестации Управлением не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение Управления от 13.08.2015 N 149 в части доначисления страховых взносов в сумме 13 282 рублей 89 копеек, пени в сумме 184 рублей 28 копеек и штрафа в размере 2 656 рублей 58 копеек.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2016 по делу N А17-8698/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8698/2015
Истец: ООО "ПрофПромСервис", Представитель истца-юридическая фирма "Консалт" Сорокины и Партнеры
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области