г. Тула |
|
5 мая 2016 г. |
Дело N А09-6932/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.05.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., при участии представителя Министерства обороны Российской Федерации - Малаховой Е.Г. (доверенность от 17.06.2015 N 212/1/274, в отсутствие других надлежаще извещенных участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и военного комиссариата Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.02.2016 по делу N А09-14821/2015, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритком" (г. Брянск, ОГРН 1093254002962, ИНН 3233502175) к Военному комиссариату Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1033265001835, ИНН 3234019700), третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Белякова Лариса Ивановна, Субботина Александра Матвеевна (Брянская область, г. Унеча), Сенина Елена Леонидовна, Зайцева Наталья Степановна, Казакова Елена Юрьевна, Дронова Нелли Сергеевна, Калинина Тамара Валерьевна, Павлова Алла Николаевна, Трушкина Людмила Николаевна, Мелюхов Павел Павлович, Чувилина Татьяна Михайловна, Литвинов Николай Викторович, Иванчиков Николай Валентинович о взыскании 298 833 руб., установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ритком" (далее - ООО "Ритком", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к военному комиссариату Брянской области (далее - комиссариат) о взыскании 298 883 руб. в счет оплаты выполненных работ по договорам о погребении и изготовлении надгробных памятников (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство), Белякова Лариса Ивановна, Субботина Александра Матвеевна, Сенина Елена Леонидовна, Зайцева Наталья Степановна, Казакова Елена Юрьевна, Дронова Нелли Сергеевна, Калинина Тамара Валерьевна, Павлова Алла Николаевна, Трушкина Людмила Николаевна, Мелюхов Павел Павлович, Чувилина Татьяна Михайловна, Литвинов Николай Викторович, Иванчиков Николай Валентинович.
Решением суда от 02.02.2016 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован наличием у комиссариата обязанности компенсировать истцу расходы на изготовление и установку надгробных памятников умершим бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.
В апелляционных жалобах ответчик и министерство просят решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование своей позиции ссылаются на том, что указанное дело необходимо было рассматривать не в рамках раздела II Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а в рамках главы 24 Кодекса. По мнению апеллянтов, истец не имеет законных оснований для возмещения расходов, указанных в исковом заявлении. Ссылаются на то, что в настоящее время объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 и в дальнейшем в соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен статьями 14, 15 Закона о ветеранах. Положения статьи 24 Закона о ветеранах и пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" указаний на их распространение на бывших несовершеннолетних узников фашизма не содержат.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, истцом в рамках гражданско-правовых обязательств, возникших из договоров на выполнение работ по изготовлению и установке надгробных памятников льготной категории граждан, заключенных с третьими лицами (договоры от 26.02.2014 N 1709, от 24.12.2014 N 1660, от 23.09.2014 N 1573, от 09.09.2014 N 1552, от 23.04.2015 N 1575, от 29.07.2015 N 1692, от 16.10.2015 N 1624, от 07.04.2015 N 1618, от 22.07.2015 N 1780, от 24.03.2014 N 1384, от 23.09.2014 N 1564, от 19.03.2015 N 1735, от 24.09.2014 N 1597), были выполнены работы и оказаны услуги по изготовлению и установке надгробных памятников на общую сумму 298 833 руб.
Указанные работы выполнены без замечаний и разногласий, что подтверждают представленные в материалы дела акты сдачи-приема выполненных работ.
В дальнейшем, ООО "Ритком" обратилось к комиссариату письмом от 16.07.2015 N 911, в котором сообщило, что занимается изготовлением и установкой надгробных памятников льготным категориям граждан, в том числе бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны малолетние, а также сообщило о том, что за период с ноября 2013 года по настоящее время обществом было подано шесть исков о возмещении затрат за изготовление и установку надгробных памятников, пять из которых удовлетворены судом, а два были рассмотрены, в том числе Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации, которые подтвердили право малолетних узников на изготовление и установку надгробных памятников за счет денежных средств федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим ООО "Ритком" просило его проинформировать, будет ли комиссариат возмещать ему затраты за изготовление и установку надгробных памятников малолетним узникам за счет денежных средств федеральных органов исполнительной власти без обращения в Арбитражный суд Брянской области.
В соответствии с письмом от 28.07.2015 N 5/261 комиссариат уведомил ООО "Ритком", что возмещение расходов производится в строгом соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министра обороны России от 13.01.2008 N 5, и с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации, при этом распространение правовой позиции, выработанной при рассмотрении конкретного дела, на другие аналогичные дела не допускается, и решения судов по конкретным делам не могут применяться к другим делам, даже если рассматриваемые случаи однотипны.
На повторный запрос истца от 03.08.2015 N 955 комиссариат в письме от 11.08.2015 N 11/2285 уведомил ООО "Ритком", что позиция органов военного управления, в том числе комиссариата, основывается на том, что малолетним узникам не положено возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников за счет средств федерального бюджета, в связи с этим оплачивать данный расходы комиссариат может только по решению суда, вступившему в законную силу.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Ритком" в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у комиссариата обязанности компенсировать истцу расходы на изготовление и установку надгробных памятников умершим бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Реализация мер социальной поддержки лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, выданного до 01.07.2013, или удостоверения, выданного после 01.07.2013 в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Форма удостоверения утверждается Правительством Российской Федерации.
С учетом этого судом первой инстанции справедливо указано, что названным Федеральным законом установлено, что в части предоставления ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), приравнены к инвалидам Великой отечественной войны, а остальные бывшие несовершеннолетние узники фашизма - к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно статье 24 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ положения статьи 11 Закона N 8-ФЗ дополнены частью 5, устанавливающей, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, предусмотренная статьей 24 Закона о ветеранах, пунктом 5 статьи 11 Закона о погребении и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 льгота предполагает, что расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Согласно пункту 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609 (далее - Положение N 1609), одной из задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещения расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 Закона о погребении предусмотрено, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
Согласно статье 6 Закона о погребении в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
С учетом этого судом первой инстанции обоснованно отмечено, что Законом установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку надгробного памятника по месту захоронения.
В рассматриваемом случае ООО "Ритком", взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) малолетних узников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и по праву является заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из вышеназванных положений Закона, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов возместить уполномоченным лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам ВОВ и другим лицам перечисленных категорий.
При этом нормы Закона о ветеранах и Закона о погребении не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробных памятников с обязательным наличием у обратившихся за возмещением таких расходов лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку надгробного памятника.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) малолетних узников не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату надгробных памятников и в какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
При таких обстоятельствах истец вправе претендовать на выплату ему суммы, израсходованной на организацию похорон указанным лицам за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 (далее - Порядок) порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются: а) на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания; б) на погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет; в) на ветеранов военной службы; г) на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы; д) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 35 Порядка установлено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 36 Порядка, в случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В силу пункта 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правила статьи 65 Кодекса возлагают на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений. Ответчик при наличии у него возражений по существу исковых требований обязан представить доказательства, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Факт оказания обществом ритуальных услуг, а также их стоимость установлен судом и подтверждается материалами дела.
Документы, предусмотренные пунктом 38 Порядка, представлялись в районные отделы комиссариата вместе с заявлениями родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего).
В свою очередь, доказательств оплаты спорной суммы задолженности ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Следует учитывать, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, не содержит каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.
Таким образом, возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 Закона о ветеранах, пунктом 5 статьи 11 Закона о погребении, по своему содержанию, является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 307-ЭС15-4929.
Ссылка апеллянта на то, что указанное дело необходимо было рассматривать не в рамках раздела II Кодекса, а в рамках главы 24 Кодекса признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодекса. При наличии у заявителя права на самостоятельный выбор способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации либо иными предусмотренными законом способами, выбранный способ защиты должен соответствовать нарушенному праву.
Поскольку предметом рассмотрения настоящего спора является взыскание задолженности за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству, то отношения, возникающие между истцом и комиссариатом в связи с данными действиями нельзя считать отношениями власти и подчинения и рассматривать данный спор как заявление об оспаривании действий государственного или иного органа, обладающего властными полномочиями.
В данном случае требования истца обоснованно заявлены не в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса, а в порядке искового производства.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционные жалобы не содержат.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 02.02.2016 по делу N А09-14821/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-14821/2015
Истец: ООО "Ритком"
Ответчик: Военный комиссариат Брянской области
Третье лицо: Белякова Лариса Ивановна, Дронова Нелли Сергеевна, Зайцева Наталья Степановна, Иванчиков Николай Валентинович, Казакова Елена Юрьевна, Калинина Тамара Валерьевна, Литвинов Николай Викторович, Мелюхов Павел Павлович, Министерство обороны Российской Федерации, Павлова Анна Николаевна, Сенина Елена Леонидовна, Субботина Лариса Ивановна, Трушкина Людмила Николаевна, Чувилина Татьяна Михайловна, Отдел адресно-справочной работы УФМС России по брянской области