Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А21-5165/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трощенковой Д.С.
при участии в заседании:
от заявителя: Ярославская О.В. - по доверенности от 30.07.2015, Голомаздин Г.С. - по доверенности от 30.07.2015;
от заинтересованного лица: Алексашина Е.В. - по доверенности от 28.12.2015, Штацкий Р.А. - по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6157/2016) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2015 по делу N А21-5165/2015 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Фотомаркет", место нахождения: 236023, г.Калининград, ул.Леонова, 55; ОГРН 1023900594915; ИНН 3904005255,
к Калининградской областной таможне, место нахождения: 236006, г.Калининград, Гвардейский проспект, 30; ОГРН 1083925999992
о признании недействительными решения и требования
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фотомаркет" (далее - заявитель, ООО "Фотомаркет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Калининградской областной таможни (далее - Таможня, таможенный орган) по результатам таможенной проверки от 10 апреля 2015 года N 10012000/400/100415/Т0108 и требования об уплате таможенных платежей от 17 апреля 2015 года N 10012000/170415/0000071.
Решением суда от 02.11.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает ошибочным вывод суда о том, что при наличии не аннулированного действительного заключения формы ТТС, товар, перемещенный в соответствии с таможенной процедурой реимпорта без уплаты таможенных пошлин, не может быть признан иностранным, как это установлено Таможней.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против ее удовлетворения по изложенным в отзыве мотивам, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом в апреле-мае 2012 года в Таможню были представлены следующие декларации на товары: N N 10226200/180412/0010449 (товар N 1); 10226200/240412/0011111 (товар N 1); 10226200/250412/0011297 (товар N 1); 10226200/260412/0011420 (товар N 1); 10226200/110512/0012832 (товар N 3); 10226200/220512/0013962 (товар N 3). Данные товары (чековая лента из бумаги для кассовых аппаратов) (далее - товары) помещены под таможенную процедуру реимпорта (6078110) с особенностью перемещения товаров "товары, изготовленные (полученные) в СЭЗ с использованием исключительно иностранных товаров", без уплаты таможенных платежей.
Товары произведены на территории свободной экономической зоны (СЭЗ) в Калининградской области из товаров, ввезенных ранее в соответствии с таможенной процедурой ИМ 78 "Свободная таможенная зона" и имеющих статус иностранных товаров. В целях подтверждения статуса произведенного товара, как товара Таможенного союза, к декларациям были приложены заключения экспертов и заключения по форме ТТС, выданные Торгово-промышленной палатой Калининградской области (далее - КТПП). Нарушений при таможенном оформлении товара выявлено не было. Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Решением экспертного совета при Торгово-промышленной палате Российской Федерации по вопросам определения статуса товара, изготовленного (полученного) в особых экономических зонах N 2 от 18 марта 2014 действующие процессы производства чековой ленты были признаны недостаточными, а Калининградской ТПП с 19 марта 2014 до углубления технологических операций рекомендовано приостановить выдачу Заключений формы ТТС на указанную продукцию.
Письмом Калининградской областной таможни от 28 апреля 2014 N 25- 31/11310 Калининградской ТПП предложено провести дополнительную совместную проверку в отношении Заключений формы ТТС, выданных на Товар в период с 07 января 2012 по 19 марта 2014, с последующим их аннулированием. По мнению Таможни, содержание актов экспертиз свидетельствует, что при производстве Товара основной и единственной технологической операцией является операция резки, а остальные операции носят характер вспомогательных, контрольных, наладочных и т.п. Таким образом, технологический процесс по изготовлению Товара состоит из операций, включенных в перечень операций Решения КТС N 373.
В результате камеральной таможенной проверки в отношении Общества, было установлено, что при изготовлении чековой ленты с использованием иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, Обществом осуществлены только те операции, которые в соответствии с Перечнем операций, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 373, не отвечают критериям достаточной переработки. Кроме того, по результатам проверки установлен как не имеющий юридической силы факт признания товаров, задекларированных по проверенным ДТ, товарами Таможенного союза.
В соответствии со статьей 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N311) результаты камеральной таможенной проверки оформлены актом камеральной таможенной проверки от 10.04.2015 N 10012000/400/100415/А0108.
Одновременно Таможней было принято решение по результатам таможенной проверки от 10.04.2015 N 10012000/400/100415/Т0108, об отказе в предоставлении освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров "чековая лента", помещенных по указанным выше ДТ (NN10226200/180412/0010449 (товар N1), 10226200/240412/0011111 (товарN1), 10226200/250412/0011297 (товарN1) 10226200/260412/0011420 (товарN1), 10226200/110512/0012832 (товар N3), 10226200/220512/0013962 (товар N3) (далее - ДТ) под таможенную процедуру реимпорта, по причине несоблюдения условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. На основании данного решения выставлено требование об уплате таможенных платежей от 17 апреля 2015 N10012000/170414/0000071.
Калининградская ТПП письмом N 361 от 30 мая 2014 в адрес Таможни сообщила, ссылаясь на разъяснения Торгово-промышленной палаты РФ, что решение N 2 от 18 марта 2014 не является основанием для признания заключений по форме ТТС в отношении чековой ленты, выданных до 19 марта 2014, недействительными, и, как следствие, выдача заключений по форме ТТС с 07 января 2012 по 19 марта 2014 правомерна.
Общество, не согласившись с решением и требованием таможни, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что таможенным органом не представлено необходимых и достаточных доказательств, обосновывающих законность принятия оспариваемых решения и требования.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной иснтанции не усматривает оснвоаний для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно Федеральному закону от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) Особая экономическая зона в Калининградской области представляет собой территорию Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности (пункт 1 статьи 2), включая таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области.
Как установил суд, товар "чековая лента из бумаги для кассовых аппаратов" в ассортименте (код товаров по ТНВЭД ТС - 4811 90 000 0) (далее - Товар) перемещен через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реимпорта с особенностью перемещения "товары, изготовленные (полученные) в свободной (специальной, особой) экономической зоне с использованием исключительно иностранных товаров "6078110" без уплаты таможенных платежей. Товар представлял собой продукт переработки товаров, ранее ввезенных в Калининградскую область и помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, и был признан товаром Таможенного союза, что удостоверено Калининградской торгово-промышленной палатой (далее - Калининградская ТПП) в Заключениях о статусе товара, произведенного в СЭЗ или на свободном складе, формы ТТС (далее - Заключения формы ТТС).
При этом Заключения формы ТТС были выданы на каждую партию Товара на основании сведений, заявленных Обществом как производителем чековой ленты и освидетельствованных экспертной организацией ООО "Соэкс-Балтия" в актах экспертизы для оформления заключений о статусе товаров.
По мнению Таможни, отказ ТПП РФ в аннулировании Заключений формы ТТС не устраняет нарушений таможенного законодательства в части необоснованного признания данных товаров товарами Таможенного союза и наносит ущерб экономической безопасности государств членов Таможенного союза.
В обоснование своих требований Таможня ссылается на часть 3 статьи 15.1 Закона N 16-ФЗ, в которой, по мнению таможенного органа, определена процедура аннулирования документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае выявления при проведении таможенного контроля таможенным органом признаков недостоверности сведений, либо выданного на основании подложных, недостоверных и (или) неполных сведений.
Суд первой инстанции, исследовав положения Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного в Санкт-Петербурге 18 июня 2010 (далее - Соглашение), пришел к правильному выводу об ошибочности позиции таможенного органа.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 13 Соглашения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если совершение таких операций соответствует условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в том числе операции по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров.
В силу пункта 2 статьи 19 Соглашения, товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признается товаром таможенного союза, если в результате осуществления операций по изготовлению (получению) товара выполняется одно из перечисленных в данном пункте условий.
Товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не признается товаром таможенного союза, если в отношении товара осуществлены только те операции, которые не отвечают критериям достаточной переработки, независимо от выполнения иных условий.
Таможня ссылается на указанные положения Соглашения как на основание полномочий таможенного органа для вынесения решения об отказе в предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей.
Вместе с тем, как правильно отметил суд, данный пункт определяет материальные основания для признания товара товаром Таможенного союза, однако порядок определения статуса раскрыт в других положениях и не предусматривает право Таможни самостоятельно определять статус товара в обход установленной законом процедуры.
Согласно пункту 5 статьи 19 Соглашения определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей, уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, определяемым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1192 г. Торгово-промышленная палата Российской Федерации и определяемые ею территориальные торгово-промышленные палаты являются органами Российской Федерации, уполномоченными на выдачу заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Соглашения в качестве документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, уполномоченным органом государства - члена таможенного союза выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром таможенного союза или заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром таможенного союза.
Форма, порядок заполнения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром таможенного союза, а также порядок их выдачи и применения определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 437 (далее - Решение КТС N 437).
В случае установления, что Заключение формы ТТС содержит недостоверные сведения и (или) выдано на основании подложных, недостоверных и (или) неполных сведений, только Уполномоченный орган аннулирует такое заключение, о чем Уполномоченный орган письменно информирует заявителя и центральный таможенный орган государства - члена Евразийского экономического союза (пункт 6 Решение КТС N 437).
Таможенный орган вправе либо направить в установленных законом случаях информацию в уполномоченный орган для решения вопроса об аннулировании уполномоченным органом заключений по форме ТТС, либо самостоятельно строго в установленных законом случаях признать заключения по форме ТТС недействительными. Иными полномочиями таможенный орган не обладает.
Пунктом 7 Решения КТС N 437 определены случаи, при которых Заключение формы ТТС может быть признано недействительным таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза.
Как правильно установил суд, наличие перечисленных в указанном пункте Решения обстоятельств в ходе таможенного контроля не установлено.
В силу пункта 7 статьи 19 Соглашения при отсутствии, аннулировании или признании недействительным документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, такой товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматривается как товар таможенного союза для целей его вывоза с таможенной территории таможенного союза, а в иных целях - как иностранный товар.
Таким образом, для того, чтобы товар считался иностранным, заключение формы ТТС должно: отсутствовать, быть аннулировано либо признано недействительным.
Поскольку Заключение формы ТТС у Общества имелось, не было аннулировано уполномоченным органом и не было признано недействительным, суд пришел к правильному выводу, что Товар обоснованно признан товаром Таможенного союза и оформлен в заявленной процедуре при вывозе на остальную часть территории России.
Согласно пункту 2 статьи 19 Соглашения, товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признается товаром таможенного союза, если в результате осуществления операций по изготовлению (получению) товара выполняется одно из перечисленных в нем условий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Соглашения Решением N 373 утвержден перечень операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Согласно пункту и) названного перечня к числу операций, не отвечающих критериям достаточности обработки, отнесены затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара.
Как правильно отметил суд, не любая операция резки может быть отнесена к операциям, не приводящим к достижению переработки, что не было учтено таможней.
КТПП письмом от 20.02.2012 N 162 сообщила Таможне, что по выданным ею заключениям выполняемые в процессе производства товара "чековая лента" технологические операции не могут быть отнесены к операциям, поименованным в Перечне, утвержденном Решением КТС N 373, поскольку данные операции существенно изменяют состояние полученного товара от исходного сырья. Заключения, которыми устанавливалось наличие существенных изменений состояния полученного именно Обществом продукта в целях подтверждения его статуса, составлялось экспертами и по результатам экспертного исследования. Следовательно, для решения вопроса о наличии либо отсутствии существенных изменений полученных компонентов от исходного товара при осуществлении операции резки также необходимы специальные познания. Таможней в ходе проведенной проверки, эксперты не привлекались.
При установленных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о непредставлении таможенным органом в нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ необходимых и достаточных доказательств, обосновывающих законность принятия оспариваемых решения и требования.
С учетом вышеприведенного, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 02.11.2015, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда Калининградской области следует оставить без изменения, а жалобу Таможни - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2015 по делу N А21-5165/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
И. Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5165/2015
Истец: ООО "Фотомаркет"
Ответчик: Калининградская областная таможня