г. Челябинск |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А07-26064/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2016 по делу N А07-26064/2015 (судья Симахина И.В.).
В судебном заседании принял участие представитель сельскохозяйственного производственного кооператива "Искра" - Голубь П.А. (паспорт, доверенность от 15.10.2015 N 112).
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Искра" (далее - СПК "Искра", заявитель, кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, инспекция) о признании сумм, указанных в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 75786 по состоянию на 07 августа 2015 года, безнадежными к взысканию.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2016 (резолютивная часть объявлена 28.01.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1, л.д.140-154).
С указанным решением суда не согласился налоговый орган, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит не отменяя решение суда, изменить мотивировочную часть решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2016, исключить вывод суда о том, что "указанные суммы задолженности являются безнадежными к взысканию, а возможность взыскания их налоговым органом утрачена".
В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что заключая соглашение о реструктуризации, заявитель добровольно признал наличие указанной задолженности и не оспаривал ее сумму, а реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов. В данном случае соглашение о реструктуризации задолженности по налогам расторгнуто не было. Следовательно, налогоплательщик остается обязанным уплачивать платежи в соответствии с установленным графиком, а в случае расторжения соглашения о реструктуризации, инспекция имеет законную возможность взыскать оставшуюся сумму задолженности в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель кооператива в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать, считает законным и обоснованным решение суда от 29.01.2016.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденными Приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 NСАЭ-3-01/138@ справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.
Суммы недоимки по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.08.2015 налоговым органом кооперативу выдана справка N 75786 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, в которой была отражена следующая задолженность:
налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет 51 974 руб.71 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет - 60 789 руб. 45 коп., штрафов по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет - 15 888 руб. 20 коп.;
налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 1 824 071 руб. 80 коп., пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 1 058 400 руб. 28 коп., штрафов по налогу на добавленную стоимость на товары, производимых на территории Российской Федерации - 1 039 руб. 72 коп.;
водного налога 4 234 руб. 40 коп., пени по водному налогу 1 663 руб. 50 коп.;
налога на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005 г. в местные бюджеты - 151 205 руб. 54 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 1 января 2005 года в местные бюджеты - 95 336 руб.;
платежей за добычу подземных вод - 996 руб. 05 коп., пени по платежам за добычу подземных вод - 543 руб. 42 коп.;
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ - 5 868 руб. 20 коп., пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ - 2 226 руб. 32 коп.;
земельного налога (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемым на сельских поселениях - 829 671 руб. 77 коп., пени по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006), мобилизуемому на сельских поселениях - 237 184 руб. 00 коп.;
задолженности по налогу на реализацию ГСМ - 21 361 руб. 40 коп., пени по задолженности по налогу на реализацию ГСМ - 11 705 руб., 79 коп.
прочих товаров (сырья) - 31 308 руб. 75 коп., пени по прочим товарам (сырью) - 66 306 руб. 90 коп.;
налога с продаж в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет - 104 081 руб. 90 коп., пени по налогу с продаж в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет - 35 179 руб.;
целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий - 35 481 руб. 60 коп., пени по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий - 9 949 руб. 08 коп.;
прочих местных налогов и сборов, мобилизуемых на территориях муниципальных районов - 394 руб. 64 коп., пени по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях муниципальных районов - 210 793 руб. 89 коп.;
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 2 451 594 руб. 77 коп., пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - 1 304 920 руб.;
взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 422 396 руб. 20 коп., пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации - 73 984 руб.;
взносов в ФФОМС - 427 653 руб. 05 коп., пени по взносам в ФФОМС - 228 004 руб., взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 265 761 руб. 08 коп., пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 141 440 руб.;
единого налога (взноса), зачисляемый в федеральный бюджет (Н/А) - 2 064 624 руб. 40 коп., пени по единому налогу (взносу), зачисляемому в федеральный бюджет - 962 608 руб.;
ЕСН, зачисляемого в ФФОМС - 414 070 руб. 58 коп., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - 150 929 руб. 45 коп.
Посчитав, что налоговый орган отразил в указанной справке о состоянии расчетов с бюджетом суммы задолженности, право на взыскание которой утрачено, заявитель пришел к выводу, что действия инспекции нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что налоговым органом не представлены доказательства принятия мер принудительного взыскания спорной задолженности в установленный законом срок до реструктуризации задолженности.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом в справку были включены суммы, задолженность по которым образовалась до 2004 года, указанные суммы недоимки являются безнадежными ко взысканию, а возможность взыскания их налоговым органом утрачена в части.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает неверным, в силу следующего.
24.03.2004 между инспекцией и кооперативом "Искра" заключено соглашение о реструктуризации долгов. Предметом соглашения явилась реструктуризация задолженности по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.01.2004 в сумме 14 718,8 тыс. руб., с применением отсрочки погашения долга и начисленных процентов, последующей рассрочки погашения долга и начисленных процентов в сумме 14976,38 тыс. руб. до 2015 года, с погашением начиная с 2004 года.
Соглашением установлено, что платежи в счет погашения долгов, осуществляются в соответствии с графиком погашения долгов, один раз в год не позднее 15 декабря.
Кроме того, в п. 12 названного соглашения установлено, что при расторжении соглашения указанные в п. 1 долги подлежат восстановлению в полном объеме, за исключением ранее уплаченных сумм по графику погашения долгов.
Порядок и условия реструктуризации задолженности для сельскохозяйственных товаропроизводителей, к числу которых относится налогоплательщик, установлены Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ).
Статьей 20 Закона N 83-ФЗ определено, что реструктуризация долгов предусматривает предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, полное списание сумм пеней и штрафов.
Таким образом, реструктуризация налоговой задолженности приостанавливает процедуру принудительного исполнения налоговых обязательств на период действия специального режима погашения задолженности.
В соответствии со статьей 29 Закона N 83-ФЗ при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
При расторжении соглашения о реструктуризации основного долга дополнительные соглашения (соглашение о реструктуризации долгов по пеням и штрафам, соглашение о списании долгов по пеням и штрафам), подписанные в соответствии с соглашением о реструктуризации долгов, утрачивают силу как следующие его судьбе. Сумма пеней и штрафов, приходящаяся на непогашенную часть долга, подлежит восстановлению.
В рассматриваемом случае соглашение о реструктуризации долгов не расторгнуто и не прекращено.
По смыслу статей 64, 68 Налогового кодекса Российской Федерации реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Кодекса представляет собой изменение срока уплаты налога.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации решение о прекращении реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате в бюджет оставшейся задолженности по налоговым платежам.
Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, и исполнения обязанности по предложению добровольной уплаты налоговой санкции.
Из положений пункта 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Отмена реструктуризации не прекращает обязанности по уплате налога (сбора) и согласно положениям статей 64, 68 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения реструктуризации взыскание налога в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации не исключается.
Положения статей 64, 68 Кодекса предусматривают процедуру изменения срока уплаты недоимки по налогам, пеням, штрафам и процентам и определяют начало исчисления срока на принудительное взыскание задолженности в случае отмены решения о ее реструктуризации с момента получения налогоплательщиком решения об отмене реструктуризации.
Заключая соглашение о реструктуризации, налогоплательщик признавал наличие указанной задолженности и не оспаривал ее сумму ни при подписании соглашения, ни в период его действия, а реструктуризация долгов, в силу статьи 20 Закона N 83-ФЗ, предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, представление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов.
Таким образом, при действующем соглашении о реструктуризации налоговый орган правомерно отразил сведения о задолженности.
При таких обстоятельствах, нарушений законных прав и интересов кооператива в оспариваемых действиях налогового органа не имеется, а вывод суда первой инстанции, что спорные суммы задолженности являются безнадежными к взысканию и возможность взыскания их налоговым органом утрачена, не может быть признан соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства, подлежащим применению к спорным правоотношениям, что является основанием для изменения данного судебного акта в соответствии с нормами пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2016 по делу N А07-26064/2015 изменить, исключив из мотивировочной части судебного акта вывод о том, что налоговым органом в справку были включены суммы, задолженность по которым образовалась до 2004 года, указанные суммы недоимки являются безнадежными ко взысканию, а возможность взыскания их налоговым органом утрачена в части:
налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет 51 974 руб. 71 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет - 60 789 руб. 45 коп., штрафов по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет - 15 888 руб. 20 коп.;
налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 1 824 071 руб. 80 коп., пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации - 1 058 400 руб. 28 коп., штрафов по налогу на добавленную стоимость на товары, производимых на территории Российской Федерации - 1 039 руб. 72 коп. водного налога 4 234 руб. 40 коп., пени по водному налогу 1 663 руб. 50 коп.;
налога на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005 г. в местные бюджеты - 151 205 руб. 54 коп., пени по налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 1 января 2005 года в местные бюджеты - 95 336 руб. 00 коп.;
платежей за добычу подземных вод - 996 руб. 05 коп., пени по платежам за добычу подземных вод - 543 руб. 42 коп.;
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ - 5 868 руб. 20 коп., пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ - 2 226 руб. 32 коп.;
земельного налога (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 года), мобилизуемым на сельских поселениях - 829 671 руб. 77 коп., пени по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 года), мобилизуемому на сельских поселениях - 237 184 руб. 00 коп.;
задолженности по налогу на реализацию ГСМ - 21 361 руб. 40 коп., пени по задолженности по налогу на реализацию ГСМ - 11 705 руб. 79 коп.;
прочих товаров (сырья) - 31 308 руб. 75 коп., пени по прочим товарам (сырью) - 66 306 руб. 90 коп.;
налога с продаж в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет - 104 081 руб. 90 коп., пени по налогу с продаж в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет - 35 179 руб. 00 коп.;
целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий - 35 481 руб. 60 коп., пени по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий - 9 949 руб. 08 коп.;
прочих местных налогов и сборов, мобилизуемых на территориях муниципальных районов - 394 руб. 64 коп., пени по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях муниципальных районов - 210 793 руб. 89 коп.;
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 2 451 594 руб. 77 коп., пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - 1 304 920 руб. 00 коп.;
взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 422 396 руб. 20 коп., пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации - 73 984 руб. 00 коп.;
взносов в ФФОМС - 427 653 руб. 05 коп., пени по взносам в ФФОМС - 228 004 руб. 00 коп.;
взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 265 761 руб. 08 коп., пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 141 440 руб. 00 коп.;
единого налога (взноса), зачисляемый в федеральный бюджет (Н/А) - 2 064 624 руб. 40 коп., пени по единому налогу (взносу), зачисляемому в федеральный бюджет - 962 608 руб. 00 коп.;
ЕСН, зачисляемого в ФФОМС - 414 070 руб. 58 коп., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - 150 929 руб. 45 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-26064/2015
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Искра" Куюргазинского района РБ
Ответчик: МИФНС N 25 по РБ, МРИ ФНС N 25 по РБ