г. Томск |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А27-19304/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Марченко Н. В.,
судей: Бородулиной И. И., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Большаниной Е. Г.
при участии:
от заявителя: Клемашовой Е. Н., доверенность от 24.09.2015 года,
от заинтересованного лица: Добробабиной А. С., доверенность от 21.12.2015 года,
от третьего лица: Добробабиной А. С., доверенность от 14.12.2015 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Беловского городского округа
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 февраля 2016 года по делу N А27-19304/2015 (судья Конкина И. В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахта "Чертинская-Южная" (ОГРН 1034202002427, ИНН 4202016113, 652607, Кемеровская обл., г. Белово, ул. 5-я Рудничная, 90)
к Администрации Беловского городского округа (652600, Кемеровская обл., г. Белово, ул. Советская, 21)
третье лицо: муниципальное учреждение "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово" (652600, Кемеровская обл., г. Белово, ул. Юности, 17, 17)
о признании незаконным бездействия Администрации Беловского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шахта "Чертинская-Южная" (далее - заявитель, ООО "Шахта "Чертирнская-Южная", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Беловского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации Беловского городского округа (далее - Администрация), выразившегося в не приемке рекультивированных земель ООО "Шахта "Чертинская-Южная" общей площадью 13,6958 га и об обязании администрацию Беловского городского округа принять рекультивированные земельные участки с кадастровым номером 42:21:0402021:277, 42:21:0402021:290, 42:21:0402021:278, 42:21:0402021:231, 42:21:0402021:233, 42:21:0402021:268, 42:21:0402021:269, 42:21:0402021:263, 42:21:0402021:266, 42:21:0402021:242, 42:21:0402021:294 общей площадью 13,6958 га, путем утверждения акта постоянной комиссии рекультивированных земельных участков от 23.07.2015, а также об обязании администрации Беловского городского округа принять рекультивированные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово" (далее - МУ "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия Администрации Беловского городского округа, выразившегося в отказе Администрации Беловского городского округа в утверждении акта приемки-сдачи рекультивированных земельных участков ООО "Шахта "Чертинская- Южная" от 26.08.2015, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью "Шахта "Чертинская-Южная" от 12.08.2015 N 628-1 об утверждении акта приемки-сдачи рекультивированных земель в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу; в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Администрация в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Общество и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований лицами, участвующими в деле, не оспаривается; в указанной части законность и обоснованность решения апелляционным судом не проверяется.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.05.2015 г. обществом были направлены в администрацию Беловского городского округа, Управление Росприроднадзора по Кемеровской области письменные извещения N 513-01/6, N 514-01/6 о завершении работ по рекультивации указанных земельных участков с приложением подтверждающих документов по выполнению работ по рекультивации (договор подряда, акты выполненных работ, результаты почвенных исследований до и после выполнения работ по рекультивации).
Согласно пункту 18 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 22.12.1995 N 525, Роскомзема N 67, приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия.
Указанная комиссия создана Приказом от 17.06.2015 N 78-лс МУ "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу г. Белово".
23.06.2015 рабочей комиссией было проведено полевое обследование земельных участков общей площадью 13,6958 га, по результатам было установлено, что выполненные работы по рекультивации (технический и биологический этапы) земельных участков соответствуют проектным решениям, о чем было указано в Протоколе заседания рабочей комиссии по вопросам рекультивации земель на территории Беловского городского округа от 23.06.2015, протокол подписан присутствующими членами рабочей комиссии.
Акт приемки-сдачи рекультивированных земель Постоянной комиссии подготовлен 23.07.2015 и подписан членами рабочей комиссии, присутствовавшими на полевом обследовании, без замечаний.
От председателя Постоянной комиссии был получен ответ от 28.07.2015 N 1/2264-8, о том, что акт будет утвержден, только после подписания его Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области.
Таким образом, председателем Постоянной комиссии администрации Беловского городского округа акт приемки-сдачи рекультивированных земель от 23.07.2015 не утвержден.
Полагая, что указанными действиями Администрация Беловского городского округа нарушила права и законные интересы ООО "Шахта "Чертинска-Южная", общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В соответствии с пунктом 2 Приказом Минприроды РФ от 22.12.1995 N 525, Роскомзема N 67 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (далее - Основные положения).
Основными положениями установлен Порядок приемки и передачи рекультивированных земель.
Согласно пункту 14 Основных положений, для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 17 Основных положений установлено, что приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются установленный перечень документов.
Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.
Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций.
В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица (пункт 18 Основных положений).
Согласно пункту 21 Основных положений объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки - сдачи рекультивированных земель.
Как следует из материалов дела, обществом в период 2013-2014 г.г. были проведены работы по рекультивации нарушенных земельных участков с кадастровыми номерами 42:21:0402021:277, 42:21:0402021:290, 42:21:0402021:278, 42:21:0402021:231, 42:21:0402021:233, 42:21:0402021:268, 42:21:0402021:269, 42:21:0402021:263, 42:21:0402021:266, 42:21:0402021:242, 42:21:0402021:294, общей площадью 13,6958 га, в соответствии с Проектом рекультивации нарушенных земель ООО "Шахта "Чертинская-Южная".
Приемка указанных рекультивированных земельных участков общества была включена в График участия Управления Росприроднадзора по Кемеровской области в работе Постоянных комиссий по вопросам рекультивации муниципальных образований Кемеровской области, утвержденный руководителем Управления Росприроднадзора по Кемеровской области 21.05.2015, дата приемки земель назначена на 23.06.2015.
25.05.2015 обществом были направлены в Администрацию Беловского городского округа, Управление Росприроднадзора по Кемеровской области письменные извещения N 513-01/6, N 514-01/6 о завершении работ по рекультивации указанных земельных участков с приложением подтверждающих документов по выполнению работ по рекультивации (договор подряда, акты выполненных работ, результаты почвенных исследований до и после выполнения работ по рекультивации).
Приказом от 17.06.2015 N 78-лс МУ "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу г. Белово" создана рабочая комиссия по обследованию земельных участков, площадью 13,6958 га, в том числе включен представитель Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.
По причине загруженности инспекторского состава представитель Управления Росприроднадзора по Кемеровской области не мог явиться на полевое обследование земельных участков 23.06.2015, о чем рабочая комиссия была уведомлена (письмо от 19.06.2015 N 17-4/3340).
23.06.2015 рабочей комиссией было проведено полевое обследование земельных участков общей площадью 13,6958 га.
По результатам осмотра земельных участков рабочей комиссией было установлено, что выполненные работы по рекультивации (технический и биологический этапы) земельных участков соответствуют проектным решениям, о чем было указано в Протоколе заседания рабочей комиссии по вопросам рекультивации земель на территории Беловского городского округа от 23.06.2015, протокол подписан присутствующими членами рабочей комиссии.
Акт приемки-сдачи рекультивированных земель постоянной комиссии подготовлен 23.07.2015 и был подписан членами рабочей комиссии, присутствующими на полевом обследовании, без замечаний, однако от Председателя постоянной комиссии был получен ответ от 28.07.2015 N 1/2264-8, о том, что акт будет утвержден, только после подписания его Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области.
11.08.2015 от Управления Росприроднадзора по Кемеровской области получен ответ N 17-5/4683 об осуществлении приемки-передачи земель Общества в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, в соответствии с пунктом 18 Основных положений, где предусмотрена приемка земель в отсутствие представителей сторон, сдающих и принимающих земли, при своевременном их извещении и отсутствии ходатайства о переносе срока выезда рабочей комиссии на место.
На повторное обращение Общества (от 12.08.2015 N 628-1) об утверждении акта приемки-сдачи рекультивированных земель председателем Постоянной комиссии был получен ответ от Администрации Беловского городского округа (от 26.08.2015 N 1/2523-8) об отказе в утверждении акта приемки-сдачи по причине отсутствия представителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области и предложение организовать дополнительный выезд по обследованию рекультивированных земель общества совместно с Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области.
Согласно пункту 15 Основных положений в состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно - строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
С 12.01.2015 действует Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1.
В соответствии с подп. "а" пункта 5 Положения о государственном земельном надзоре Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор, в том числе, за соблюдением требований земельного законодательства по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
В силу пункта 4.1.5 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 N 403, Управление осуществляет государственный земельный надзор в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном земельном надзоре в полномочия Управления входит проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении органов местного самоуправления требований земельного законодательства РФ, в том числе основания для принятия земельных участков после их рекультивации в пригодном для дальнейшего использования состояния.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 N 1515 утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, вступившими в силу с 01.01.2015. Указанные Правила определи порядок взаимодействия данных органов.
Взаимодействие заключается в разграничении проведения в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей контрольно-надзорных мероприятий, выявления нарушений и привлечения к административной ответственности.
Как правильно указал суд первой инстанции, данными нормативными актами не предусмотрено участие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по государственному земельному надзору в Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.
Таким образом, Управление не должно принимать участие в работе Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в отношении объекта, на котором осуществляются контрольные и надзорные функции, входящие в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в отказе в утверждении акта приемки-сдачи рекультивированных земельных участков ООО "Шахта Чертинская" от 26.08.2015 и обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путем повторного рассмотрения обращения ООО "Шахта "Чертинская-Южная" от 12.08.2015 N 628-1 об утверждении акта приемки-сдачи рекультивированных земель в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариванию подлежало решение Постоянно действующей комиссии, а не решение администрации Беловского округа, поэтому требования надлежало предъявлять Постоянно действующей комиссии, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку обществом получены ответы Администрации Беловского городского округа ответ от 28.07.2015 N 1/2264-8, 26.08.2015 N 1/2523-8, нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, согласно пункту 14 Основных положений Постоянно действующая комиссия создается решением органа местного самоуправления и является его структурным подразделением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно расценил отказ в утверждении акта приемки-сдачи рекультивированных земельных участков ООО "Шахта "Чертинская-Южная" как бездействие Администрации, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
Администрацией не представлено в материалы дела надлежащих доказательств в обоснование своей позиции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 февраля 2016 года по делу N А27-19304/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19304/2015
Истец: ООО "Шахта Чертинская-Южная"
Ответчик: Администрация Беловского городского округа
Третье лицо: Муниципальное учреждение "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области