город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А53-33139/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филимоновой С.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель Кабаргина С.В. по доверенности от 07.12.2015 г. N 40/9073,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Прогресс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2016 по делу N А53-33139/2015
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Прогресс"
к заинтересованному лицу Региональной службе по тарифам Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
принятое в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Прогресс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления N 279 от 16.11.2015 г. о привлечении к административной ответственности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 29.02.2016 г. заявленные требования удовлетворены частично: постановление от 16.11.2015 г. N 279 признано незаконным и отменено в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 50 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что в деянии предприятия имеется состав вменяемо ему правонарушения, однако размер назначенного наказания не соответствует принципам справедливости и соразмерности и подлежит снижению на основании ст. 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, муниципальное унитарное предприятие "Прогресс" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на малозначительность правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Региональная служба по тарифам просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на наличие в деянии предприятия состава правонарушения и отсутствие оснований для признания его малозначительным.
В судебном заседании представитель Региональной службы по тарифам поддержал доводы отзыва. Предприятие, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заявителя.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Постановлением РСТ от 24.02.2014 N 7/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения МУП "Прогресс", Милютинский район" установлены тарифы на услуги холодного водоснабжения (питьевая вода) для МУП "Прогресс" на период с 19.03.2014 (с момента официального опубликования постановления) по 31.12.2015.
На основании изложенного МУП "Прогресс" обязано раскрывать информацию, предусмотренную Стандартами, в установленные для раскрытия информации сроки. МУП "Прогресс" применяет упрощенную систему налогообложения и осуществляет сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" срок представления годовой бухгалтерской отчетности составляет не более трех месяцев после окончания отчетного периода.
В нарушение пункта 28 Стандартов МУП "Прогресс" не раскрыта информация, предусмотренная пунктами 18-20 Стандартов, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 20 Стандартов, подлежащая раскрытию в срок не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, т.е. до 30.04.2015.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 02.11.2015 в отношении МУП "Прогресс" протокола об административном правонарушении N 279 по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Региональной службы по тарифам от 16.11.2015 г. N 279 МУП "Прогресс" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Данное постановление оспорено предприятием в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии предприятия состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, составляет непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
В соответствии с положениями пункта 9 части 1 статьи 4 и статьи 34 Федерального закона от 07.12.2012 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Стандарты).
Стандартами установлен состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации).
В соответствии с пунктом 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 Стандартов;
в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети "Интернет";
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном Стандартами.
В соответствии с пунктом 14 Стандартов в сфере холодного водоснабжения раскрытию подлежит информация:
а) о регулируемой организации (общая информация) (пункт 17 Стандартов);
б) о тарифах на регулируемые товары (услуги) (пункты 15, 16 Стандартов);
в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) (пункт 18 Стандартов);
г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям (пункт 19 Стандартов);
д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации (пункт 20 Стандартов);
е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения (пункты 21, 22 Стандартов);
ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к системе централизованного водоснабжения (пункт 23 Стандартов);
з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения (пункт 24 Стандартов);
и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией (пункт 25 Стандартов);
к) о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения (пункт 26 Стандартов).
В соответствии с пунктом 27 Стандартов информация, указанная в пунктах 15, 23 и 24 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
В соответствии с пунктом 28 Стандартов информация, указанная в пунктах 18-20 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 20 Стандартов.
В соответствии с пунктом 30 Стандартов регулируемая организация, не осуществляющая сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, информацию, указанную в пунктах 18-20 Стандартов, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 20 Стандартов, раскрывает не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Стандартов регулируемые организации в течение 10 дней со дня размещения информации на своем сайте в сети "Интернет" сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена эта информация.
Регулируемые организации в течение 10 дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях в случае, предусмотренном пунктом 9 Стандартов, сообщают в орган регулирования субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием наименования, номера и даты официального печатного издания, в котором опубликована эта информация.
Согласно пунктам 1.1.4 и 2.1.8 Положения о РСТ, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20, РСТ является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) согласно компетенции РСТ в порядке, установленном Правительством Ростовской области, в том числе в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в нарушение приведенных выше норм МУП "Прогресс" не осуществило раскрытие информации, предусмотренной п. 18-20 Стандартов, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 20 Стандартов, в установленный законом срок (до 30.04.2015 г.).
Данные обстоятельства, подтверждающиеся материалами дела и не оспоренные предприятием, свидетельствуют о наличии в деянии МУП "Прогресс" объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств принятия МУП "Прогресс" всех зависящих от него мер к соблюдению требований законодательства РФ к раскрытию информации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях МУП "Прогресс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен, а постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции административного органа в присутствии законного представителя предприятия, следовательно, Региональная служба по тарифам по Ростовской области действовала в пределах предоставленных полномочий, при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, административным органом соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности.
Надлежащее уведомление о времени и места составления протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления обществом также не оспаривается.
Размер назначенного административным органом наказания правомерно снижен судом первой инстанции на основании положений ст. 4.1 КоАП РФ с учетом тяжелого материального положения общества. В данной части решение суда не оспорено.
В апелляционной жалобе предприятие просит признать правонарушение малозначительным.
Между тем, вследствие неисполнения требований законодательства РФ о раскрытии информации потребители услуг водоснабжения, оказываемых МУП "Прогресс" в данном случае были лишены права ознакомиться с необходимой информацией, предусмотренной Стандартами в установленный срок.
Таким образом, совершенное предприятием правонарушение существенно нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц - потребителей.
Учитывая, что совершенное предприятием правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере государственного регулирования цен, суд приходит к выводу о том, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у предприятия реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исходя из изложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что совершенное обществом правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть квалифицировано как малозначительное.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Оснований для переоценки указанных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.02.2016 по делу N А53-33139/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33139/2015
Истец: МУП "ПРОГРЕСС"
Ответчик: Региональная служба по тарифам РО, Региональная служба по тарифам Ростовской области