г. Челябинск |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А47-5341/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,
судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахметовой Р.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.02.2016 по делу N А47-5341/2015 (судья Штырник В.М.).
Общество с ограниченной ответственностью "Проектное бюро" (далее - ООО "Проектное бюро", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Администрации муниципального образования Первокрасный сельсовет Сорочинского района Оренбургской области (далее - Администрация МО Первокрасный сельсовет, ответчик) с исковым заявлением о взыскании задолженности в размере 42 000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2015 (резолютивная часть объявлена 14.07.2015) исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д.75-77).
25.01.2016 ООО "Проектное бюро" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о замене должника - Администрации МО Первокрасный сельсовет его правопреемником Администрацией муниципального образования Сорочинский городской округ (далее -Администрация Сорочинского городского округа), и взыскать с Администрации Сорочинского городского округа в пользу ООО "Проектное бюро" сумму задолженности по договору в размер 42 000 руб. (л.д.94-95).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 19.02.2016 произведена замена ответчика (должника) по делу Администрации МО Первокрасный сельсовет ее правопреемником Администрацией Сорочинского городского округа. В удовлетворении остальной части заявления отказано (л.д.114-116).
В апелляционной жалобе Администрация Сорочинского городского округа просит определение суда отменить (т.2, л.д.18-20).
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация Сорочинского городского округа ссылается на то, что в силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации как права, так и обязанности Администрации МО Первокрасный сельсовет не могут перейти к Администрации Сорочинского городского округа, так как ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей другим лицам. Администрация МО Первокрасный сельсовет в соответствии с записью ЕГРЮЛ от 13.10.2015 N 2155658340814 ликвидирована как юридическое лицо. Считает, что арбитражный процесс по настоящему делу окончен и заменить сторону в рамках данного процесса не представляется возможным.
Отзыв общества "Проектное бюро" на апелляционную жалобу не принят судом апелляционной инстанции ввиду отсутствия доказательств направления данного отзыва лицам, участвующим в деле.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2015 (резолютивная часть объявлена 14.07.2015) исковые требования ООО "Проектное бюро" удовлетворены в полном объеме.
Решение в установленном порядке вступило в законную силу, арбитражным судом 19.08.2015 выдан исполнительный лист серии ФС 006469874.
25.01.2016 ООО "Проектное бюро" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о замене должника - Администрации МО Первокрасный сельсовет ее правопреемником Администрацией МО Сорочинский городской округ, и просило взыскать с Администрации МО Сорочинский городской округ в пользу ООО "Проектное бюро" сумму задолженности по договору в размере 42 000 руб., в связи с тем, что МО Первокрасный сельсовет преобразован путем объединения с городским округом город Сорочинск с 01.06.2015 (Закон Оренбургской области "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск" от 03.12.2014 N 2824).
Удовлетворяя требования истца о замене стороны ее правопреемником, суд первой инстанции исходил из того, что вновь образованные муниципальные образования являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в силу прямого указания закона.
Данные выводы суда являются законными и обоснованными, а доводы жалобы подлежащими отклонению.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
03.12.2014 постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области N 2824 принят Закон Оренбургской области от 15.12.2014 N 2824/781-V-ОЗ "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск", согласно которому Баклановский сельсовет, Бурдыгинский сельсовет, Войковский сельсовет, Гамалеевский сельсовет. Матвеевский сельсовет, Михайловский Первый сельсовет, Михайловский Второй сельсовет, Николаевский сельсовет, Первокрасный сельсовет, Пронькинский сельсовет, Родинский сельсовет, Романовский сельсовет, Рощинский сельсовет, Толкаевский сельсовет, Федоровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области преобразованы путем объединения с городским округом город Сорочинск с 01.06.2015 в Сорочинский городской округ.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) дано понятие органов местного самоуправления: это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со статьей 3 Закона Оренбургской области от 15.12.2014 N 2824/781-V-ОЗ "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск", органы местного самоуправления Сорочинского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Сорочинского района Оренбургской области, Баклановского сельсовета, Бурдыгинского сельсовета, Войковского сельсовета, Гамалеевского сельсовета, Матвеевского сельсовета, Михайловского Первого сельсовета, Михайловского Второго сельсовета, Николаевского сельсовета, Первокрасного сельсовета, Пронькинского сельсовета, Родинского сельсовета, Романовского сельсовета, Рощинского сельсовета, Толкаевского сельсовета, Федоровского сельсовета Сорочинского района Оренбургской области по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно статье 13 Закона о местном самоуправлении объединение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа является преобразованием муниципальных образований.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, влечет создание вновь образованных муниципальных образований (пункты 3, 8 статьи 13 Закона о местном самоуправлении).
В силу части 10 статьи 85 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
В пункте 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно пункту 1, подпункту 5 пункта 3 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным данной статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации вновь образованное муниципальное образование - Сорочинский городской округ является правопреемником по долговым обязательствам преобразованных муниципальных образований.
Довод подателя жалобы о прекращении деятельности Администрации МО Первокрасный сельсовет ввиду ее ликвидации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к Администрации Сорочинского городского округа противоречит приведенным выше нормам права.
В рамках настоящего дела должником является Администрация Сорочинского городского округа, которое в соответствии со статьей 13 Закона о местном самоуправлении преобразовано путем объединения с иными муниципальными образованиями с созданием вновь образованного МО "Сорочинский городской округ", к которому перешли не только права на принадлежавшее преобразованным муниципальным образованиям имущество, но и их долговые обязательства.
Оснований для удовлетворения требования о взыскании с Администрации Сорочинского городского округа суммы задолженности по договору в размере 42 000 руб. и вынесения нового решения суд первой инстанции правомерно не усмотрел, поскольку в силу пункта 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которого правопреемник заменил.
Судебный акт до настоящего времени не исполнен.
По смыслу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 52 Закона об исполнительном производстве для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в правоотношение, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны правоотношения, которую правопреемник заменил.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов и ссылок на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении определения судом не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.02.2016 по делу N А47-5341/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В.Мальцева |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5341/2015
Истец: ООО "Проектное бюро"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Первокрасный сельсовет Сорочинского района Оренбургской области", Администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области
Третье лицо: Администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, Сорочинский районный отдел судебных приставов