город Омск |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А46-13481/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3016/2016) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.02.2016 по делу N А46-13481/2015 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) о признании незаконным бездействия по установлению индивидуальной платы за подключение объекта по адресу: ул. Лисицкого в КАО г. Омска, к централизованной системе водоснабжения на основании обращения ОАО "ОмскВодоканал" от 19.08.2015,
при участии в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне заинтересованного лица - Департамента строительства Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Литвинова О.Н. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 334 от 31.12.2015 сроком действия по 31.12.2016);
от Региональной энергетической комиссии Омской области - Муранова Т.В. (по удостоверению, по доверенности N ИСХ-15/РЭК-01-08/68 от 20.11.2015 сроком действия на 3 года)
от Департамента строительства Администрации города Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - заинтересованное лицо, РЭК) о признании незаконным бездействия по установлению индивидуальной платы за подключение объекта по адресу: ул. Лисицкого в КАО г. Омска, к централизованной системе водоснабжения от 02.09.2015 на основании обращения ОАО "ОмскВодоканал" от 19.08.2015.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.02.2016 по делу N А46-13481/2015 заявление ОАО "ОмскВодоканал" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее подателем указано на неправомерность бездействия РЭК по установлению индивидуальной платы за подключение объекта к централизованной системе водоснабжения.
Податель жалобы обращает внимание на то, что действующими нормативными правовыми актами, как при осуществлении подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения, так и при регулировании отношений по водоснабжению установлено, что как объем подключаемой нагрузки при подключении, так и определяемый на основании документов о присоединении максимальный объем подачи воды по договорам водоснабжения в отношении подключенных ранее объектов, определяются с учетом (в том числе) объемов на нужды пожаротушения.
По мнению заявителя действия (бездействие) РЭК нарушают права и законные интересы ОАО "ОмскВодоканал", так как возлагают на Общество дополнительные расходы по осуществлению мероприятия по подключению объекта третьего лица.
До начала судебного заседания от Департамента строительства Администрации города Омска поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам
В судебном заседании представитель ОАО "ОмскВодоканал" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель РЭК возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Департамент строительства Администрации г. Омска обратился в ОАО "ОмскВодоканал" за получением технических условий на подключение к сетям водопровода и канализации проектируемого объекта строительство дошкольного учреждения по ул. Лисицкого, г. Омск. В заявлении на выдачу условий подключения указанного выше объекта определена нагрузка водопотребления проектируемого объекта на водоснабжению составляет 8,00 куб.м/сут; 3,024 куб.м/час, на нужды внутреннего пожаротушения 2,6 л/сек, что равно 9,36 куб.м/час, на нужды наружного пожаротушения 20 л/сек, что равно 72 куб.м/час. Итого в сумме свыше 10 куб.м/час.
ОАО "ОмскВодоканал" определен Перечень мероприятий по подключению указанного выше объекта по адресу: г. Омск, ул. Лисицкого, в Кировском АО г. Омска к централизованной системе холодного водоснабжения. В связи тем, что величина подключаемой нагрузки с учетом нужд на пожаротушение превышает 10 куб.м/час, 19.08.2015 исходящим письмом N 11642/15 в адрес Председателя РЭК Омской области был направлен пакет документов с целью установления индивидуальной платы за подключение указанного выше объекта капитального строительства к сетям водоснабжения.
02.09.2015 РЭК Омской области направило извещение об отказе в открытии дела в связи с тем, что согласно представленной копии заявления заказчика о выдаче условий подключения объекта величина подключаемой нагрузки составит 3,024 м.куб./час.
Полагая, что действия (бездействие) РЭК Омской области по отказу в открытии дела и установлении индивидуальной платы за подключение нарушают права и законные интересы ОАО "ОмскВодоканал", возлагают на заявителя обязанность несения расходов по осуществлению мероприятий по подключению объекта Департамента строительства Администрации г.Омска к централизованной системе холодного водоснабжения за свой счет, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
01.02.2016 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
ОАО "ОмскВодоканал" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения города Омска в границах территории муниципального образования город Омск, согласно Постановления Администрации г. Омска от 18.06.2013 N 645-п. Данным Постановлением зона деятельности установлена в границах территории муниципального образования город Омск. Являясь гарантирующей ресурсоснабжающей организацией, ОАО "ОмскВодоканал" обязано гарантированно и бесперебойно удовлетворять потребности как существующих, так и вновь подключаемых абонентов, как на хозяйственно-бытовые, так и на противопожарные нужды, что следует из анализа ниже изложенных норм.
В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки (в соответствии с пункт 85 Основ ценообразования предельные уровни нагрузки определены объемом водопотребления в размере 10 м3/час или площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 см2), плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
Расчет платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э.
Согласно части 13 статьи 18 Закона в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Кроме того, более низкий уровень нагрузки, при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально, может быть установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в Омской области такой нормативный правовой акт не принимался).
Согласно части 14 статьи 18 Закона взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Исходя из вышеуказанных норм, величина запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта является критерием, в соответствии с которым плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается в общем порядке или индивидуально.
В случае если величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объекта (без учета нагрузки на пожаротушение) не превышает установленный Основами ценообразования либо нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации предельный уровень нагрузки, расчет платы за подключение (технологическое присоединение) осуществляется в общем порядке на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение).
Как следует из представленной копии заявления заказчика (Департамент строительства Администрации г. Омска) о выдаче условий подключения объекта величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки составит 3,024 куб. метров в час.
При таких обстоятельствах в связи с несоответствием размера заявленной подключаемой (присоединяемой) нагрузки требованиям пункта 85 Основ ценообразования решение об отказе в открытии дела правомерно было принято заинтересованным лицом.
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд становив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требования ОАО "ОмскВодоканал" о признании незаконным бездействия по установлению индивидуальной платы за подключение объекта по адресу: ул. Лисицкого в КАО г. Омска, к централизованной системе водоснабжения от 02.09.2015 на основании обращения ОАО "ОмскВодоканал" от 19.08.2015, принял законное и обоснованное решение.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлены. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "ОмскВодоканал" не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 01.02.2016 по делу N А46-13481/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13481/2015
Истец: ОАО "ОМСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Омской области
Третье лицо: департамент строительства Администрации города Омска