г. Санкт-Петербург |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А56-41078/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самойловой О.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованных лиц: 1) Лашкова Ю.В., доверенность от 18.01.2016 г., 2) Никитин А.А., доверенность от 23.11.2015 г., 3) не явился, извещен
от 3-го лица: Александрова И.Б., доверенность от 01.10.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2779/2016) Общества с ограниченной ответственностью "Мультимаркет"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2015 г. по делу N А56-41078/2015(судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мультимаркет"
заинтересованные лица: 1) Комитет по строительству, 2) Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, 3) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
3-е лицо: ООО "Инженер"
о признании недействительным распоряжения, об обязании образовать земельный участок,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мультимаркет" (далее - ООО "Мультимаркет", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету по строительству о признании недействительным распоряжения от 27.02.2015 г. N 72 об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Тихорецкий пр., участок 1 (западнее пересечения с улицей Гидротехников), общей площадью 1772 кв.м.; об обязании в течении четырех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу образовать земельный участок, с видом разрешенного использования: для размещения объектов общественного питания, подготовить, организовать и провести аукцион на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Инженер" (далее - ООО "Инженер").
Определением от 07.10.2015 г. по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга и Администрация Губернатора Санкт-Петербурга.
Решением суда от 30.11.2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Мультимаркет" в апелляционной жалобе на указанное решение просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении.
Представители Комитета по строительству, Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, ООО "Инженер" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства остальные участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Администрации губернатора Санкт-Петербурга Администрацией Невского района Санкт-Петербурга 21.01.2015 г. было размещено сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Тихорецкий пр., участок 1 (западнее пересечения с улицей Гидротехников), общей площадью 1772 кв.м. для строительства объекта общественного питания.
ООО "Мультимаркет" 11.02.2015 г. обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении в аренду вышеуказанного земельного участка. Как указывает заявитель, ранее, 09.02.2015 г. заявка также была подана Обществом в Комитет по строительству, Комитет имущественных отношений и Администрацию губернатора Санкт-Петербурга.
Письмом от 05.03.2015 г. N 14-3014/2015 Комитет по строительству, сославшись на то, что форма и содержание обращения Общества не соответствует требованиям приказа Комитета по строительству от 18.02.2011 г. N 24 "Об утверждении примерных форм заявлений, предусмотренных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 г. N 1813", а также на то, что к заявке не были приложены необходимые приложения, указанные в приложении N 1 к указанному приказу, сообщил заявителю об отсутствии оснований для рассмотрения обращения в порядке, предусмотренном Положением "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решения о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособлении для современного использования", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 г. N 1813.
Из заявления следует, что в июне 2015 году Общество узнало о том, что распоряжением Комитета по строительству от 27.02.2015 г. N 72 утвержден акт о выборе земельного участка по заявке ООО "Инженер".
Заявитель, ссылаясь на то, что, при наличии заявления от ООО "Мультимаркет" Комитет в силу действующего законодательства не имел право выносить оспариваемое распоряжение о предоставлении ООО "Инженер" земельного участка без проведения торгов, полагая вышеуказанное распоряжение недействительным, противоречащим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
На основании пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 8 статьи 31 Кодекса установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
В рассматриваемом случае по заявлению ООО "Инженер" от 12.12.2014 г. была инициирована процедура предоставления земельного участка, по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский район, Тихорецкий пр., участок 1 (западнее пересечения с улицей Гидротехников), общей площадью 1772кв.м. для строительства объекта общественного питания с предварительным размещением места размещения объекта.
Поскольку торги, как способ предоставления земельного участка, при реализации данной процедуры, законом не предусмотрены, публикация сообщения о возможности предстоящего предоставления спорного земельного участка произведена в порядке, установленном законом.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земли в аренду без проведения торгов обусловлена также поступлением после предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи участка только одной заявки от заинтересованных лиц.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в деле отсутствуют доказательства того, что ООО "Мультимаркет" обращалось с заявлением о выборе земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление ООО "Мультимаркет" от 11.02.2015 г. о приобретении в аренду земельного участка по адресу: Выборгский район, Тихорецкий пр., участок 1 (западнее пересечения с улицей Гидротехников), общей площадью 1772кв.м., не содержало сведений о том, что Общество обращалось с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, обращение Общества не соответствовало требованиям приказа Комитета по строительству от 18.02.2011 г. N 24 "Об утверждении примерных форм заявлений, предусмотренных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 г. N 1813", о чем Общество было уведомлено письмом Комитета по строительству от 05.03.2015 г. N 14-3014/2015.
Таким образом, в отсутствие иных заявлений от физических или юридических лиц, кроме заявки ООО "Инженер", основания для проведения торгов отсутствовали.
При этом, в соответствии с положением о Комитете по строительству, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 г. N 650, образование земельных участков, подготовка, организация и проведение аукционов на право заключения в отношении земельных участков договоров аренды не относится к компетенции Комитета.
В настоящее время согласно Закону Санкт-Петербурга от 17.06.2004 г. N 282- 43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 21.07.2015 г. N 656, работа по подготовке документов, в том числе, о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях осуществляется Комитетом по инвестициям Санкт- Петербурга в соответствии с адресным планом.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных ООО "Мультимаркет" требований отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку судом первой инстанции дана всесторонняя и надлежащая оценка представленным доказательствам, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 ноября 2015 года по делу N А56-41078/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41078/2015
Истец: ООО "Мультимаркет"
Ответчик: Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по строительству
Третье лицо: ООО "Инженер"