город Ростов-на-Дону |
|
04 мая 2016 г. |
дело N А32-37992/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Н.Н. Смотровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.
при участии:
от МОУ ДОД ДШИ: представители Пшишок С.А., паспорт, по доверенности от 05.04.2016, Фесенко Е.А., паспорт, по доверенности от 05.04.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2016 по делу N А32-37992/2015,
принятое судьей Колодкиной В.Г.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара
к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детская школа искусств им. С.В. Рахманинова Муниципального образования г. Краснодар
о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара (далее - ГУ УПФР в Западном внутригородском округе г. Краснодара) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детская школа искусств им. С.В. Рахманинова Муниципального образования г. Краснодар (далее - ДШИ, школа) о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме 13 820 руб. 30 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением суда от 10.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ УПФР в Западном внутригородском округе г. Краснодара обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы и премия не указаны в ст. 9 Закона в качестве не подлежащих обложению страховыми взносами.
В судебном заседании представители школы возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В судебное заседание не явились представители ГУ УПФР в Западном внутригородском округе г. Краснодара, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ГУ УПФР в Западном внутригородском округе г. Краснодара поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ГУ УПФР в Западном округе г. Краснодара.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей школы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ГУ УПФР в Западном внутригородском округе г. Краснодара проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) МОУ ДОД ДШИ им. С.В. Рахманинова МО г. Краснодар страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.07.2015 N 033/013/810-2015. По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение от 25.08.2015 N 033/013/810-2015 о привлечении к ответственности по ст. 47 Закона N 212-ЗФ в виде штрафа в размере 2891,37 рублей.
Согласно выписке из решения от 29.07.2015 N 312 Фондом социального страхования не принят к зачету листок нетрудоспособности работника Г. от 04.04.2014 N 118665275153 в связи с неверным оформлением, с нарушением абзаца 5 пункта 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624 н; на основании решения не приняты к зачету расходы, произведенные за счет средств Фонда социального страхования РФ в сумме 10 473,43 руб.
Согласно заключению экспертизы, проведенной специалистами Регионального отделения ФСС от 24.09.2015 N 0J-16/05/19858, выше названный листок нетрудоспособности, является правильно оформленным, подлежит возмещению Фондом социального страхования РФ на общих основаниях, непринятие к зачету расходов является необоснованным, что также подтверждено письмом ГУ-КРО ФСС РФ от 24.09.2015.
Таким образом, сумма пособия 13 329,82 руб., выплаченная по указанному листку нетрудоспособности не должна подлежать обложению страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (13329,82 руб.* 22% = 2932.56 руб.) и обязательное медицинское страхование (13 329,82 руб. * 5,1% = 679,82 руб.).
На основании приказа от 15.10.2012 N 405-л сотруднику Ж. начислена и выплачена компенсация за задержку заработной платы в сумме 16,60 руб.
По распоряжению главы муниципального образования город Краснодар от 12.11.2014 N 243-р Детской школой искусств выплачена ежегодная премия главы муниципального образования город Краснодар "За творческие достижения в педагогической деятельности" сотрудникам Безденежной Л.А. в сумме 20 000,00 руб. и Горбуновой Л.В. в сумме 20 000,00 руб.
Указанные суммы не были включены в базу, облагаемую страховыми взносами, в связи с чем соответствующие суммы страховых взносов были доначислены школе органом пенсионного фонда.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требований управления пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам и штрафов, ГУ УПФР в Западном ВО г. Краснодара обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Закона 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 48 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ от 24.07.2009 плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу частей 1, 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов (штрафов, пней) в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в части 1 статьи 7 Федерального закона N212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудового кодекса, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ГУ УПФР необоснованно доначислило страховые взносы на суммы компенсации нарушения срока выплаты заработной платы и премии.
Как правильно указано судом первой инстанции, компенсация за задержку выплаты заработной платы, выплачиваемая в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ не может быть расценена как вознаграждение сотрудника, поскольку является материальной ответственностью работодателя и выплачивается в качестве дополнительной защиты трудовых прав работника, является самостоятельным видом законодательно установленных компенсационных выплат, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей.
При этом, выплата указанной компенсации и ее размер не зависят от результатов и качества труда работника, не является стимулирующей выплатой.
Вместе с тем, данная выплата является компенсацией финансовых потерь работника в связи с задержкой выплаты заработной платы.
При таких обстоятельствах, сумма компенсации задержки выплаты заработной платы не подлежит включению в базу, облагаемую страховыми взносами, в том числе на основании пп. "и" ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Присуждение и выплата премии главы муниципального образования город Краснодар производилась в 2014 г. лучшим преподавателям детских школ искусств в рамках реализации муниципальной ведомственной целевой программы "Юные дарования - третьему тысячелетию" на 2012-2014 годы (постановление администрации МО г. Краснодар от 11.10.2011 N 7538 "Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы "Юные дарования - третьему тысячелетию" на 2012-2014 г.г.).
Ожидаемым результатом программного мероприятия являлось повышение престижа профессии преподавателя дополнительного образования детей.
Согласно Положению о ежегодной премии ее главной целью является дальнейшее совершенствование эстетического образования, выявления и поддержки творчески работающих преподавателей, повышения престижа и стимулирования педагогического труда, привлечения внимания средств массовой информации и общественных организаций к заслугам лучших преподавателей, внесших вклад в развитие отрасли. При присуждении премии учитывается весь спектр творческих достижений солистов и творческих коллективов в конкурсах, фестивалях, выставках. На премию "За творческие достижения в педагогической деятельности" номинируются преподаватели, учащиеся которых по результатам прошедшего учебного года отмечены званием лауреат (дипломант) международных, всероссийских, региональных и краевых конкурсов (выставок, фестивалей), а также, чей творческий (методические, концертные программы и т.д.) проект был удостоен внимания средств массовой информации, общественности, работы которого были опубликованы по линии краевого учебно-методического центра.
По результатам подведения итогов, на основании решения экспертного совета по определению лауреатов премии главы муниципального образования город Краснодар "За творческие достижения в педагогической деятельности" преподавателям муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей отрасли "Культура", издается распоряжение главы муниципального образования город Краснодар о присуждении премии "За творческие достижения в педагогической деятельности".
С учетом приведенных положений судом первой инстанции сделан правильный вывод, что поскольку премия "За творческие достижения в педагогической деятельности" не входит в фонд оплаты труда, следовательно, носит социальный характер и не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована трудовым либо коллективным договором, была получена физическими лицами, номинированными на получение премии, учрежденной администрацией муниципального образования город Краснодар в фиксированном размере для всех номинантов в сумме 20 000 рублей, премия выплачена по предписанию учредителя конкурса, а не по решению работодателя.
Таким образом, премия главы муниципального образования город Краснодар, "За творческие достижения в педагогической деятельности" не подпадает под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и не должна подлежать обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (40 000.00 руб.* 22% = 8 800,00 руб.) и обязательное медицинское страхование (40 000,00 руб. * 5,1% - 2 040,00 руб.).
Само по себе наличие трудовых отношений между работниками, получившими премию и компенсацию за нарушении срока выплаты заработной платы, не свидетельствует о том, что приведенные выплаты являются вознаграждением и связаны с исполнением трудовой функции.
При таких обстоятельствах, орган пенсионного фонда неправомерно доначислил школе соответствующие суммы страховых взносов и штрафа.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ГУ УПФР в Западном внутригородском округе г. Краснодара.
Таким образом, решение суда от 10.03.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2016 по делу N А32-37992/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37992/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном округе г. Краснодара, УПФР В Западном внутрегородском округе г. Краснодара
Ответчик: МОУ дополнительного образования детей детская школа искусств им. С. В. Рахманинова Муниципального образования г. Краснодар
Третье лицо: МОУ ДО Д детская школа искусств им. С. В.Рахманинова МО г. Краснодар