г. Киров |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А82-17048/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуреевой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
без участия сторон в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Земскова Романа Николаевича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2016 по делу N А82-17048/2015, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Кокуриной Н.О.,
по иску Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" (ОГРН: 1044316526187, г.Киров)
к индивидуальному предпринимателю Земскову Роману Николаевичу (ОГРНИП: 307760921900023, г.Ярославль)
о взыскании 91376 руб.,
установил:
Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" (далее Дорожный комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к индивидуальному предпринимателю Земскову Роману Николаевичу (далее предприниматель Земсков Р.Н., ответчик) о взыскании 91376 руб. в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 09.02.2016 исковые требования Дорожного комитета удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с принятым по делу решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе и уточнениях к ней заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению предпринимателя Земскова Р.Н, оснований для взыскания с последнего платы в счет возмещения вреда не имеется ввиду того, что он не является надлежащим ответчиком; наличие в деле договора аренды автомобиля без экипажа N 7 от 01.01.2013 не является доказательством факта владения ответчиком транспортным средством (ТС), т.к. предприниматель был привлечен собственником ТС (обществом "Трансфедерация") лишь для перевозки груза без наделения права владения в прямом понимании. В указанной связи апеллянт считает, что причиненный автодорогам Кировской области вред подлежит взысканию с ООО "Трансфедерация".
Истец в возражениях на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, просит оставить оспариваемое ответчиком решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба ответчика рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2016 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком судебного акта.
Из материалов дела установлено следующее.
18.04.2013 на 389 км автодороги "Котельнич-Свеча-граница Костромской обл." сотрудником пункта весового контроля произведен весовой контроль транспортного средства МАЗ 5440А9-1320-031, государственный регистрационный знак М 492 ВН76, с полуприцепом КРОНЕ SD, государственный регистрационный знак АЕ 6162 76, собственником которых является ООО "Трансфедерация", лицом, осуществляющим автоперевозку - Земсков Р.Н. и управляемых водителем Соковым Г.В.
При этом установлен факт перевозки груза с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки транспортных средств.
По результатам произведенного весового контроля составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N 1058 от 18.04.2013 (л.д. 37).
На основании данного акта за провоз тяжеловесного груза ответчику начислена плата в сумме 91376 руб. (л.д. 13-14).
Отсутствие возмещения предпринимателем Земсковым Р.Н. суммы ущерба в добровольном порядке явилось основанием обращения Комитета в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон об автомобильных дорогах, Закон N 257-ФЗ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пунктов 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Правительством Российской Федерации в Постановлении от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда (далее Правила N 934).
В статьях 11 и 12 Закона N 257-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 7, 12 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах).
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств (пункт 2 Правил N 934).
Пунктом 3 Правил N 934 предусмотрено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно пункту 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
- превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Закона N 257-ФЗ, значений предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
- размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
- протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
- базового компенсационного индекса текущего года.
По пункту 5 статьи 4 Закона N 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее - Порядок), согласно положениям которого акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливает в таком акте сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения.
В силу пункта 19 Порядка в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
В силу частей 1, 3 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, к тяжеловесному грузу относится груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
При превышении названных допустимых нагрузок перевозка грузов может осуществляться только на основании специального разрешения.
На основании пункта 3 Правил N 934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении соответственно участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Правительство Кировской области постановлением от 26.02.2013 N 197/95 ввело временное ограничение движения транспортных средств, следующих с превышением предельно допустимой нагрузки на ось, с 17.04.2013 по 16.05.2013.
Этим же постановлением утверждены предельно допустимые нагрузки на каждую ось и размеры возмещения вреда за проезд по автодорогам Кировской области в период временного ограничения движения. Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Кировской области 05.03.2013 и в газете "Кировская правда" N 27 (25178) от 14.03.2013.
По условиям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 названной нормы).
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником.
Из анализа указанных норм права следует, что ответственность за вред, причиненный транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования, несет владелец транспортного средства - лицо, использующее транспортное средство на законном основании.
Факт превышения установленных ограничений по нагрузке на оси при перевозке тяжеловесного груза при отсутствии специального разрешения подтверждается актом N 1058 от 18.04.2013. Данный акт контроля весовых параметров содержит все необходимые данные: о месте и дате составления, о лицах, производящих взвешивание, о транспортном средстве, марке, регистрационном номере, о принадлежности транспортного средства, характеристике груза, о маршруте движения, о допустимых и фактических осевых нагрузках, подписи водителя и лиц, производивших взвешивание.
К акту приложены регистрационные документы на транспортные средства, согласно которым собственником транспортных средств являлся ООО "Трансфедерация".
Между тем при составлении акта водитель Соков Г.В. представил путевой лист N 96/04/15, выданный предпринимателем Земсковым Р.Н. 15.04.2013, что подтверждает факт использования транспортного средства в спорный период ответчиком.
На путевом листе проставлены отметки о технической исправности автомобиля при выпуске в рейс, а также о прохождении водителем Соковым Г.В. медицинского осмотра 16.04.2013. Путевой лист содержит печать предпринимателя Земскова Р.Н.
Данная информация соответствует объяснениям водителя и информации в акте N 1058 от 18.04.2013 о лице, осуществляющем автоперевозку - Земскове Р.Н.
Факт владения ответчиком ТС на праве аренды подтвержден договором аренды N 7 от 01.01.2013, заключенным между ИП Земсковым и собственником автомобиля ООО "Траснформация".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что именно ответчик является субъектом ответственности за причинение ущерба, предъявленного истцом ко взысканию.
Поскольку факт причинения ущерба ответчиком, размер ущерба, а также наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и причиненным ущербом нашли подтверждение при рассмотрении настоящего дела, иск удовлетворен правомерно.
Приложенный заявителем к апелляционной жалобе в обоснование возражений по существу принятого решения акт приема-передачи ТС от 31.01.2013 (копия) не оценивается и не учитывается при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы.
Пунктом 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции не установлены основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, отсутствуют основания для приобщения представленных ответчиком дополнительных доказательств, в том числе акта приема-передачи ТС от 31.01.2013 (копия).
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.02.2016 по делу N А82-17048/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Земскова Романа Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17048/2015
Истец: Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области"
Ответчик: ИП Земсков Роман Николаевич