город Воронеж |
|
5 мая 2016 г. |
Дело N А36-6734/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 мая 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ИП Косинова Сергея Александровича: Косинова С.А., Тюрина О.В., по доверенности от 16.08.2015;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Министерства культуры и искусства РФ в лице Департамента управления имуществом и инвестиционной политики: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Областного бюджетного учреждения культуры "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Косинова Сергея Александровича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.12.2015 по делу N А36-6734/2014 (судья Дружинин А.В.) по заявлению ИП Косинова Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Косинов Сергей Александрович (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель, ИП Косинов С.А.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по государственной регистрации ограничения (обременения) права в виде объекта культурного наследия (номер и дата государственной регистрации 48-48-01/081/2012-523 от 19.07.2012) в отношении объекта недвижимости Здание северо-западного корпуса (кадастровый номер 48:11:0000000:3759), расположенного по адресу: Россия, Липецкая область, Лебедянский район, ул. Советская, ул. Мира, ул. Почтовая, ул. Интернациональная, и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области погасить запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права номер 48-48-01/081/2012-523 от 19.07.2012.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства культуры и искусства РФ в лице Департамента управления имуществом и инвестиционной политики, Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, Областного бюджетного учреждения культуры "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области".
Решением суда от 07.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Индивидуальный предприниматель Косинов Сергей Александрович обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Управлением не была проведена правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. В представленных на регистрацию правах имеются противоречия. У Управления не имелось правовых оснований для регистрации ограничения (обременения) права в виде объекта культурного наследия.
Как видно из материалов дела, между ИП Косиновым С.А. и ОБУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" 01.01.2014 был заключен договор аренды N 01/14 помещения в здании.
Объект аренды расположен в здании объекта культурного наследия регионального значения "Здание торговых рядов": здание северо-западного корпуса, расположенном на углу пересечения улиц Мира и Советская в г.Лебедяни Липецкой области сроком на три года (помещение N 1, помещение N 27, помещение N 28).
ИП Косиновым С.А. 21.11.2014 получил из ЕГРП получил выписку, в соответствии с которой ему стало известно, что в отношении спорного здания зарегистрированы следующие права: право оперативного управления от 19.07.2012; право собственности от 21.03.2013; ограничение (обременение) права; вид - объект культурного наследия с 19.07.2012.
Считая действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по государственной регистрации ограничения (обременения) права в виде объекта культурного наследия (номер и дата государственной регистрации 48-48-01/081/2012-523 от 19.07.2012) в отношении объекта недвижимости Здание северо-западного корпуса (кадастровый номер 48:11:0000000:3759), расположенного по адресу: Россия, Липецкая область, Лебедянский район, ул. Советская, ул. Мира, ул. Почтовая, ул. Интернациональная, незаконными, Индивидуальный предприниматель Косинов Сергей Александрович (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель, ИП Косинов С.А.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что после проведения правовой экспертизы в Единый государственный реестр прав государственным инспектором обоснованно была внесена запись о праве оперативного управления за Областным бюджетным учреждением культуры "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области", а также внесена запись о регистрации ограничения (обременения) объекта культурного наследия.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество, подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В силу ст. 16 Закона N 122-ФЗ, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом N 122-ФЗ, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как подтверждается материалами дела, "Здание торговых рядов, сер.XIX в.", расположенное по адресу: г.Лебедянь, ул.Советская, ул.Мира, ул.Почтовая, ул.Интернациональная, является объектом культурного наследия регионального значения, принятым под государственную охрану в соответствии решением Исполнительного комитета Липецкого областного Совета народных депутатов от 26.01.1983 N 51 "О ходе выполнения решения облисполкома от 19.03.80 N 156 "О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в области в свете Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (п. 14 вышеуказанного решения - Здание торговых рядов).
Данный объект принят под охрану на основании решения облисполкома от 26.01.1983 N 51.
В соответствии с Постановлением главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 N 106 "О неотложных мерах по сохранению культурного наследия области Комитет передал государственное имущество, указанное в п.1 данного решения в оперативное управление государственному учреждению культуры "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области".
Решением комитета по управлению государственным имуществом Липецкой области N 595 от 31.12.204 спорное имущество было передано в оперативное управление государственному учреждению культуры "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области", о чем был составлен акт приема-передачи государственного имущества от 31.12.2004 (л.д. 95, 96).
Областное бюджетное учреждение культуры "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" 27.06.2012 обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на здание северо-западного корпуса, г.Лебедянь, ул.Советская, ул.Мира, ул.Почтовая, ул.Интернациональная (л.д.71-72).
При государственной регистрации заинтересованному лицу были представлены следующие документы: решение комитета по управлению государственным имуществом Липецкой области от 31.12.2004 N 595, акт приёма-передачи государственного имущества от 31.12.2004, решение управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 29.05.2012 N 1324, паспорт от 10.08.1984, кадастровый паспорт от 12.02.2009.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон, Федеральный закон N73-ФЗ) в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия.
Как видно из материалов дела, в соответствии с паспортом от 10.08.1984 объект недвижимости торговые ряды, северо-западный корпус N 3, расположенный по адресу: Липецкая область, Лебедянский район, г.Лебедянь, ул. Советская, ул. Мира является памятником архитектуры (л.д.73-76).
Изложенное позволяет прийти к выводу, что на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, по результатам правовой экспертизы Управлением было установлено, что спорный объект является объектом культурного наследия и был передан Областному бюджетному учреждению культуры "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" на праве оперативного управления.
Следовательно, регистрирующим органом на законных основаниям была внесена запись о регистрации ограничения (обременения) объекта культурного наследия.
Кроме того, Приказом Министерства культуры РФ N 3710-р от 07.10.2015 спорный объект культурного наследия "Здание торговых рядов" было зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и ему присвоен регистрационный номер 481520268130005.
Надлежащим образом заверенная копия данного приказа имеется в материалах дела ( т.2 л.д. 104).
На основании вышеизложенного, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по государственной регистрации ограничения (обременения) права в виде объекта культурного наследия (номер и дата государственной регистрации 48-48-01/081/2012-523 от 19.07.2012) в отношении объекта недвижимости Здание северо-западного корпуса (кадастровый номер 48:11:0000000:3759), расположенного по адресу: Россия, Липецкая область, Лебедянский район, ул.Советская, ул.Мира, ул.Почтовая, ул.Интернациональная, являются законными и обоснованными.
Также следует отметить, что обременение объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, регистрировалось на всё здание, площадью 1194 кв.м., а не на отдельные помещения.
Заявитель, являясь арендатором отдельных помещений в спорном здании, не имеет достаточных оснований заявлять требования о погашении записи об обременении всего объекта недвижимости, поскольку тем самым могут быть затронуты права и законные интересы других собственников и арендаторов.
Кроме того, обжалуемые действия Росреестра совершены в июле 2012 года, а договорные арендные отношения заявителя начались с 01.01.2014. В материалах дела не представлено доказательств того, что до 01.01.2014 у предпринимателя имелись арендные отношения по спорному объекту с Областным бюджетным учреждением культуры "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области".
Индивидуальным предпринимателем Косиновым Сергеем Александровичем не представлено доказательств того, каким образом оспариваемым действием нарушены его права и законные интересы, нарушений требований закона со стороны Росреестра, судом не установлено.
При названных обстоятельствах, с учетом требований ст.198 АПК РФ, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. НК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 150 рублей.
При подаче апелляционной жалобы заявителем была уплачена госпошлина в сумме 3000 рублей, что подтверждается чек-ордером от 26.01.2016.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.12.2015 по делу N А36-6734/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6734/2014
Истец: Косинов Сергей Александрович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области
Третье лицо: Министерство культуры и искусства РФ в лице Департамента управления имуществом и инвестиционной политики, областное бюджетное учреждение культуры "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области", Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области