Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2016 г. N Ф07-6755/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании кадастровой ошибки в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А66-699/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от закрытого акционерного общества "Осташковский кожевенный завод" Поздняковой В.В. по доверенности от 17.12.2014, от администрации муниципального образования "Замошское сельское поселение" Архипова А.С. по доверенности от 16.11.2015, от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области Бусаковой С.В. по доверенности от 28.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2016 года по делу N А66-699/2015 (судья Рощина С.Е.),
установил:
закрытое акционерное общество "Осташковский кожевенный завод" (место нахождения: 172735, Тверская обл., г. Осташков, ул. Рабочая, д. 60, ОГРН 1026901808449, ИНН 6913008385, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8, ОГРН 1027700485757, ИНН 1105401340, далее - Кадастровая палата) о признании кадастровой ошибкой сведений в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000016:436 (местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Осташковский район, Замошское с/п, район п.Южный) в части категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении указанного земельного участка в части изменения категории земель на "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Определением суда от 27.04.2015 администрация муниципального образования "Замошское сельское поселение" (место нахождения: 172762, Тверская обл., Осташковский р-н, д. Замошье, д. 34, ОГРН 1066913003850, ИНН 6913012409) признана соистцом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрации муниципального образования "Осташковский район", Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Осташковский район" (далее - Комитет), Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство).
Решением суда 13 января 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Кадастровая палата с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы жалобы сводятся к следующему. Суд не принял во внимание что доводы, приведенные истцами, и обстоятельства, на которые они ссылаются, говорят об отсутствии документа, свидетельствующего об отнесении земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000016:436 к категории земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Более того, существует административный порядок перевода земельного участка из одной категории в другую, который осуществляется уполномоченным органом на основании ходатайства заинтересованного лица о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Категория земель является обязательной характеристикой для всех земель России. Поэтому факт отнесения земельного участка к определенной категории должен быть закреплен и явно выражен во всех документах, содержащих определение земельного участка как объекта прав. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000016:436, в том числе сведения о категории земельного участка, были импортированы в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) из единого государственного реестра земель (ЕГРЗ). При переносе сведений из ЕГРЗ в АИС ГКН была перенесена информация о земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000016:436: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Вид разрешенного использования с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" был изменен на "для свалки промышленных отходов" на основании заявления Общества N 69-0-1-66/3001/2011-93. В кадастровом деле объекта недвижимости с кадастровым номером 69:24:0000016:436 содержится ответ администрации муниципального образования "Замошское сельское поселение" от 01.12.2014 N 649 где указано, что по документам правообладателя - Общества, вышеуказанный участок, относится к землям сельскохозяйственного назначения. Кроме того, подтверждает правильность содержащейся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) информации о категории земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000016:436 - "земли сельскохозяйственного назначения" и опровергает доводы, изложенные судом в решении информация, которая находится в землеустроительных делах об отводе земель Обществу для расширения свалки промышленных (производственных) отходов из землепользования совхоза "Осташковский", Осташковского района, Калининской области. Информация, содержащаяся в землеустроительной документации, напрямую связана с информацией, которая содержится в ГКН. Ссылка суда на неправомерность отнесения спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения несостоятельна. Изменение категории земель в судебном порядке не предусмотрено действующим законодательством и противоречит существующему административному порядку перевода земель из одной категории в другую. Кроме того, апеллянт считает, что суд неправомерно отнес расходы по уплате госпошлины в размере 1500 руб. на Кадастровую палату в силу того, что подпунктом 1 и подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) она освобождена от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Общество и администрация муниципального образования "Замошское сельское поселение" в отзывах и представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Исполнительного комитета Осташковского районного Совета депутатов трудящихся Калининской области от 28.06.1971 N 136, кожевенному заводу отведены участки земли, в т.ч. под свалку, из земель торфопредприятия 7 га несельскохозяйственных земель, из них 5 га под свалку и 2 га под строительство железнодорожной ветки (т.4, л.13).
Согласно акту выбора участка земли для отвода кожевенному заводу под расширение свалки от 14.04.1975 комиссией принято решение о необходимости отвода 5 га земель совхоза "Осташковский" по смежеству с ранее отведенным участком за счет зелесенных пастбищ совхоза.
При этом, в акте указано, что намеченный к отводу участок земли имеет залесенность свыше 70%, почвы дерно-сильно подзолистые, супесчаные на песке (т.4, л.78-79).
Решением Калининского областного Совета народных депутатов от 18.07.1983 года N 224-10 "Об отводе земельного участка для расширения свалки производственных отходов" кожевенному заводу отведен участок из землепользования Совхоза "Осташковский" площадью 5 га, в т.ч. 1,84 га лесов 1 группы, 3,16 га болот (т.4, л.86).
На основании постановления Главы муниципального образования "Осташков" от 08.07.1998 N 417 ТОО "Осташковский кожевенный завод" преобразовано в Общество.
Далее, Обществу на основании Постановления главы администрации г. Осташков и Осташковского района от 23.03.1992 N 105 выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненно наследуемое владение, бессрочного (постоянного) пользования N 281 (т.1, л.101-102), где отражено, что на указанном праве ему принадлежит 16,26 га прочих земель.
В состав принадлежащих Обществу земель на основании свидетельства входит земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000016:436, который, согласно кадастровому паспорту относится к категории земель земли сельскохозяйственного назначения (т.1, л.108-110).
По согласованию с компетентными органами на участке размещена свалка промышленных отходов.
Согласно Постановлению Главы муниципального образования "Осташков" от 30.03.2000 N 174, у ЗАО изъята из землепользования трасса демонтированной железной дороги узкой колеи к свалке промышленных отходов и изъятые земли площадью 2,0 га закреплены за КДСП "Осташковское".
В пункте 2 того же постановления отражено, что общая площадь по району ЗАО составит 14,26 га прочих земель (свалка промышленных отходов) (т.1, л.104).
ЗКП в 2001 году на основании Постановления Губернатора Тверской области от 25.10.2001 N 444 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Тверской области" внесены в государственный кадастр сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000016:436, относится к землям сельскохозяйственного назначения.
В указанном постановлении отражен общий объем сельскохозяйственных угодий по Осташковскому району, подвергнутых оценке - 38,1 тыс.га.
Постановлением Губернатора Тверской области от 25.12.2001 N 508-пг, указанное выше постановление отменено, однако, сведения в ГКН в части категории земель, спорного участка, остались прежними.
Обществу, ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Тверской области, согласовано размещение на спорном участке свалки промышленных отходов, о чем получено Свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов по Тверской области (т.1, л.107).
На основании постановления Главы муниципального образования "Осташковский район" от 12.07.2011 N 643 "О предоставлении в аренду многоконтурного земельного участка ЗАО "Осташковский кожевенный завод" (т.1, л.105) 30.09.2011 заключен договор аренды многоконтурного земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:24:000 00 16:436 в целях для свалки промышленных отходов, сроком на 49 лет.
Не согласившись с отнесением земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, Общество и администрация муниципального образования "Замошское сельское поселение" обратились с настоящим иском в суд. При этом в обоснование иска указали, что спорный земельный участок к землям сельскохозяйственного назначения относиться не может, кроме как для размещения свалки производственных отходов с 70-х годов 20 века не используется.
Исследовав представленные сторонами документы, суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости ошибкой в ГКН является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН.
В силу части 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно части 5 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно представленному кадастровому паспорту земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование "для свалки промышленных отходов"; сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 2001 году.
В соответствии с частью четвертой статьи 14 Закона о кадастре недвижимости кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В силу пункта 13 части второй статьи 7 названного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок.
Согласно статье 16 того же Закона кадастровый учет в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, изменением сведений о нем осуществляется на основании необходимых документов, предоставляемых заявителем либо в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В части первой статьи 22 Закона в числе необходимых для кадастрового учета документов назван документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Из материалов дела усматривается, что сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000016:436, относится к землям сельскохозяйственного назначения, внесены в государственный кадастр в 2001 году на основании Постановления Губернатора Тверской области от 25.10.2001 N 444 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Тверской области".
Постановление содержит по Осташковскому району общий объем сельскохозяйственных угодий, подвергнутых оценке в объеме 38,1 тыс.га.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, определить вошли ли в указанное постановление спорные угодья невозможно, расшифровки оцененных земель по Осташковскому району не представлено.
Данный вывод апелляционная инстанция поддерживает и ввиду того, что, как уже указывалось ранее, спорный земельный участок по состоянию на 1975 год имел залесенность свыше 70%.
Кроме того, Постановлением Губернатора Тверской области от 25.12.2001 N 508-пг, указанное выше постановление отменено.
Ранее, постановлением Главы муниципального образования "ОСТАШКОВ" от 30.12.2000 N 174, земли, закрепленные за Обществом в объеме 14,26 га для организации свалки промышленных отходов, определялись как прочие земли, но не земли сельскохозяйственного назначения.
Судом первой инстанции, как и апелляционным судом в судебном заседании исследован подлинник Свидетельства о праве (т.1, л.101-102), где в графе "в т.ч. с/х угодий" указано 14,26 га, однако, указанная подписка, в отличие от самого свидетельства, сделана карандашом, и оговорок в обоснование правомерности ее исполнения, в свидетельстве не содержится. Сельскохозяйственные угодья не конкретизированы, а в графе "прочих земель" указано 16,26 га, что соответствует общему объему закрепленных за истцом земель.
Полигон промышленных отходов размещается на спорном участке на законных основаниях, что подтверждается Свидетельством от 17.12.2003 (т.1, л.107), в кадастровом паспорте земельного участка вид разрешенного использования участка определен "для свалки промышленных отходов" (т.1, л. 108-111), в договоре аренды многоконтурного земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:24:000 00 16:436 от 30.09.2011 указано, что он заключен в целях размещения свалки промышленных отходов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности отнесения спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
Иных доказательств того, что спорные земли являются именно землями сельскохозяйственного назначения, не имеется.
При рассмотрении дела судом произведен тщательный правовой анализ всех представленных сторонами документов и дана правильная оценка доказательствам и доводам сторон.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.
Довод апеллянта о неправомерности отнесения на ответчика расходов по уплате госпошлины отклоняется апелляционной инстанцией.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, введенным Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Данной нормой прямо предусмотрено освобождение указанных лиц непосредственно от уплаты госпошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вышеприведенные положения не содержат указания на освобождение указанных органов от возмещения другой стороне судебных расходов, которые состоят из судебных издержек и госпошлины.
В случае удовлетворения арбитражным судом требований заявителя, не освобожденного от уплаты госпошлины по делу, распределение судебных расходов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ: если проигравшей стороной является государственный орган, орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты госпошлины, то с него взыскиваются в пользу другой - выигравшей стороны понесенные судебные расходы, в том числе и госпошлина.
Статьей 333.40 НК РФ, содержащей основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, не предусмотрено такого основания для возврата заявителю (лицу, не освобожденному от уплаты госпошлины и выигравшему судебный спор) из бюджета госпошлины, как освобождение ответчика (государственного органа, органа местного самоуправления) от уплаты госпошлины.
Таким образом, в связи с удовлетворением требований заявителя по настоящему делу, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по уплате госпошлины правомерно отнесены на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2016 года по делу N А66-699/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-699/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2016 г. N Ф07-6755/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация МО "Замошское сельское поселение", ЗАО "Осташковский кожевенный завод"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области
Третье лицо: Администрация МО "Замошское сельское поселение", Администрация МО "Осташковский район", Комитет по управлению и распоряжению имуществом МО "Осташковский район", Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Межмуниципальный отдел по осташковскому, Селижароскомурайонам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области