г. Челябинск |
06 мая 2016 г. | Дело N А07-24866/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сотниковой О.В.,
судей Забутыриной Л.В., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевской Я.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2016 по делу N А07-24866/2015 (судья Сакаева Л.А.),
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - Салиховой А.Т. (паспорт, доверенность от 11.12.2015);
общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Салават" - Муллагулова Р.Р. (паспорт, доверенность N 02 от 23.11.2015).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее также - Минсельхоз РБ, податель жалобы, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с ООО Агрофирма Салават (далее также - ответчик, общество, общество Агрофирма Салават) суммы субсидий, выплаченных в рамках реализации Программы "500 ферм" в размере 14988514 руб.
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что ответчику присвоен статус участника действующей на территории Республики Башкортостан целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы" (далее также - Программа "500 ферм"). Однако ответчик не проинформировал Минсельхоз РБ об инициированной реорганизации в форме преобразования СПК колхоз им. Салавата (далее также - колхоз) в ООО Агрофирма Салават, что является нарушением п. 4.3 Порядка отбора участников Программы, утвержденного приказом Минсельхоза РБ от 17.08.2012 N 217. По мнению подателя жалобы, это привело к незаконному получению ответчиком субсидии из бюджета РБ, поскольку, являясь ООО Агрофирмой Салават, сельскохозяйственная организация представила документы на субсидирование от имени колхоза, при этом, субсидии получены обществом Агрофирма Салават, которое заявку на участие в отборе по присвоению статуса участника Программы не подавало, участником Программы не является.
Кроме того, податель жалобы указал, что поскольку колхоз передал обществу Агрофирма Салават продуктивный скот в количестве 521 головы, на момент присвоения статуса участника Программы поголовье колхоза составляло менее 300 голов, то есть колхоз не соответствовал критериям отбора.
В судебном заседании 27.04.2016 представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.06.2012 колхоз представил необходимые документы для участия в республиканской целевой программе "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы".
Согласно абзацу 7 пункта 4 "Система программных мероприятий" Программы "500 ферм" в редакции, действовавшей на момент присвоения колхозу статуса участника Программы, одним из обязательных критериев для получения статуса участника Программы "500 ферм" является наличие в сельхозорганизации поголовья дойного стада не менее 300 голов.
Как указал Минсельхоз РБ, колхоз представил необходимые подтверждающие документы по наличию достаточного количества дойных коров для получения статуса участника Программы.
Согласно выписке из протокола от 06.08.2012 N 8 заседания Комиссии по отбору участников Программы "500 ферм" по результатам рассмотрения документов колхозу присвоен статус "Участник Программы" (л.д. 27-30, т. 1).
Между Минсельхозом РБ, колхозом и Администрацией МР Стерлитамакский район заключено соглашение от 07.08.2012 N 36 по реализации комплекса мер по выполнению Программы и объединению усилий сторон для повышения эффективности реализации Программы.
31.10.2012 колхоз прекратил деятельность путем реорганизации в форме преобразования, его правопреемником является ответчик - общество Агрофирма Салават, что следует из выписок из ЕГРЮЛ (л.д. 19-26, т.1, л.д. 23-28, т.2), решение о реорганизации было принято общим собранием членов колхоза 01.04.2011 (протокол общего собрания членов N 6).
14.11.2012 ответчик получил субсидии на сумму 3963000 руб. на приобретение техники и оборудования, которые были перечислены колхозу (платежное поручение N 341541 от 14.11.2012 на л.д. 40, т. 1).
За 2012-2013 годы субсидии на сумму 11025514 руб. предоставлены обществу, что подтверждается платежными поручениями N 386522 от 17.12.2012, N 213015 от 25.07.2013, N 366045 от 05.12.2012, N 366040 от 05.12.2012, N 237957 от 19.08.2013 (л.д. 36-39, 41, т. 1).
В соответствии с Планом контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Башкортостан по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере на 1 полугодие 2014 года Министерством финансов Республики Башкортостан была проведена камеральная проверка планирования и расходования средств бюджета Республики Башкортостан в Минсельхозе РБ за период с 05.07.2011 по 31.03.2014.
По результатам проведенной проверки внесено представление Министру сельского хозяйства от 30.12.2014 N 02-13-837, из которого следует, что проведенной проверкой установлено, что в нарушение порядка и критериев отбора участников Программы "500 ферм", утвержденного приказом Минсельхоза РБ от 17.08.2012 N 217, Министерством присвоен статус "Участник Программы" колхозу, не соответствующему критериям отбора и выделена субсидия из бюджета РБ в размере 3 963 тыс. руб.; кроме того, обществу Агрофирме Салават, не имеющему статуса участника Программы, в 2012-2013 годах предоставлена субсидия из бюджета РБ в размере 11 025, 5 тыс. руб. Предложено принять меры по возврату в бюджет РБ субсидий полученных колхозом и обществом Агрофирма Салават (л.д. 45 т. 1).
Во исполнение представления Министерства финансов РБ письмами от 11.02.2015 N НК-12-0550, от 15.10.2015 N НК-12-5041 Минсельхоз РБ предложил обществу Агрофирма Салават возвратить в бюджет необоснованно полученные средства в размере 14 988, 5 тыс. руб., в том числе по ООО Агрофирме Салават - 11 025, 5 руб., по колхозу - 3 963, 0 тыс. руб. (л.д. 42, 43, т.1).
В связи с тем, что ответчик не исполнил требования по возврату субсидий, Минсельхоз РБ обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что приказ Минсельхоза РБ от 17.08.2012 N 217, в соответствии с которым, не могут быть признаны участниками конкурса заявители, находящиеся в стадии реорганизации, принят после присвоения колхозу статуса участника Программы, а Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан в рамках республиканской целевой Программы "500 ферм", утвержденным Постановлением Правительства РБ от 19.07.2012 N 245, не предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении субсидии.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований являются обоснованными, оснований с ними не согласиться у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.04.2012 N 112 утверждена республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан" на 2012-2016 годы".
В рамках обозначенной Программы постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.07.2012 N 245 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан (далее также - Порядок предоставления субсидий).
Согласно пункту 11 Порядка предоставления субсидий основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) обнаружение недостоверных сведений в документах, представленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка;
б) не устранение в установленный срок оснований для возврата заявления с приложенными документами о предоставлении субсидии;
в) открытие конкурсного производства в отношении получателя субсидии и (или) нахождение его в стадии ликвидации;
г) несоблюдение условий, предусмотренных в подпункте "б" пункта 5 настоящего Порядка;
д) полное освоение средств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с бюджетной росписью бюджета Республики Башкортостан.
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан N 217 от 17.08.2012 утвержден Порядок и критерии отбора участников республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы".
Согласно п. 4.3. указанного Порядка и критериев отбора участников, не могут быть признаны участниками Конкурса Заявители:
представившие заявки и приложенные к ним документы, содержащие недостоверные сведения и (или) не соответствующие требованиям, изложенным в настоящем Порядке;
представившие неполный комплект документов;
имеющие просроченную задолженность по налоговым и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и бюджет Республики Башкортостан;
находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, а также деятельность которых приостановлена в соответствии с законодательством;
осуществляющие хозяйственную деятельность за пределами Республики Башкортостан;
основным видом деятельности которых является не сельскохозяйственная деятельность;
имеющие за отчетный период либо предусмотренную бизнес-планом среднюю заработную плату одного работника ниже установленной в данный момент величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Республике Башкортостан.
Таким образом, согласно абз. 5 п. 4.3 данного Порядка нахождение заявителя в стадии реорганизации является основанием для отказа в присвоении статуса участника.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, колхозу присвоен статус участника Программы 06.08.2012, тогда как Порядок и критерии отбора участников Программы, устанавливающие ограничение на присвоение статуса участника программы юридическим лицам, находящимся в стадии реорганизации, утверждены Минсельхозом РБ 17.08.2012, то есть после присвоения колхозу статуса участника Программы.
Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства РБ от 19.07.2012 N 245, который, кроме того, имеет более высокую юридическую силу, чем приказ Минсельхоза РБ от 17.08.2012 N217, не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении субсидии как реорганизация получателя субсидии.
Таким образом, статус участника Программы присвоен колхозу, находящемуся по состоянию на 06.08.2012 в стадии реорганизации, в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства РБ от 19.07.2012 N 245.
Кроме того, впоследствии приказом Минсельхоза РБ от 04.07.2013 N 160 исключено слово "реорганизации" из абзаца 5 п. 4.3 Порядка и критериев отбора участников Программы, утвержденного приказом Минсельхоза РБ от 17.08.2012 N 217, на который ссылается истец.
Также в материалы дела представлена выписка из протокола N 4 от 26.05.2014 заседания Комиссии по отбору участников республиканской целевой программы "500 ферм", на котором Комиссией по отбору участников Программы "500 ферм" принято решение в связи с реорганизацией колхоза считать участником Программы "500 ферм" правопреемника колхоза - общество Агрофирму Салават, что является дополнительным доказательством признания общества Агрофирма Салават участником Программы "500 ферм" и правомерности получения им субсидий из бюджета РБ.
Довод подателя жалобы о том, что на момент присвоения статуса участника Программы поголовье дойного стада колхоза составляло менее 300 голов, судом отклоняется.
Из материалов дела следует, что колхоз был реорганизован в форме преобразования в ООО Агрофирма Салават.
В силу ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ вид деятельности ООО Агрофирма Салават соответствует виду деятельности СПК колхоз им. Салавата.
Обществу Агрофирма Салават по передаточному акту от 07.07.2012 переданы все права и обязанности колхоза, имущество, в том числе продуктивный скот.
В результате реорганизации в форме преобразования ООО Агрофирма Салават является полным правопреемником СПК колхоз им. Салавата, и в силу ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства реорганизованного юридического лица в отношении Минсельхоза РБ не изменяются.
На основании изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 176, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2016 по делу N А07-24866/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | О.В. Сотникова |
Судьи | Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24866/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства РБ
Ответчик: ООО АГРОФИРМА САЛАВАТ
Третье лицо: Министерство финансов Республики Башкортостан