г. Санкт-Петербург |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А21-6868/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Колосовой Ж.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Тюниным Н.Н.
при участии: от заявителя: не явился, извещён,
от заинтересованного лица: не явился, извещён,
от 3-х лиц: 1. Котельников К.А., доверенность от 15.02.2016; 2.3 - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2942/2016) ИП Трубицына В.В.
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2015 по делу N А21-6868/2015 (судья Любимова С.Ю.), принятое
по заявлению ИП Трубицына Владимира Вячеславовича
заинтересованное лицо: Администрация МО "Ковровское сельское поселение"
3-и лица: 1. Правительство Калининградской области; 2. ООО "Вест Стайл-Инвест"; 3. Поселковый Совет депутатов МО "Ковровское сельское поселение"
о признании недействительным постановления Правительства Калининградской области от 19.12.2012 N 1002;
установил:
Индивидуальный предприниматель Трубицын Владимир Вячеславович (ОГРНИП 307770000499672; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением:
- о признании действий Администрации муниципального образования "Ковровского сельского поселения" по внесению изменений в графическую часть проекта Генерального плана проекта муниципального образования "Ковровское сельское поселение", разработанного ООО "ВестСтайл-Инвест" незаконными;
- о признании проекта Генерального плана МО "Ковровское сельское поселение" в графической части карты, разработанного ООО "ВестСтайл-Инвест" на 21.05.2012 г. - Генеральным планом МО "Ковровское сельское поселение";
- о признании недействительным в части Решения N 53 от 24 декабря 2012 года поселкового Совета депутатов муниципального образования "Ковровское сельское поселение" (второго созыва) пос. Коврово об утверждении Генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение".
Определением от 09.11.2015 производство по делу прекращено в части признания действия администрации МО "Ковровского сельского поселения" по внесению изменений в графическую часть проекта Генерального плана проекта МО "Ковровское сельское поселение", разработанного ООО "ВестСтайл-Инвест" незаконными; - в части признания проекта Генерального плана МО "Ковровское сельское поселение" в графической части карты, разработанный ООО "ВестСтайл-Инвест" на 21.05.2012 г. - Генеральным планом МО "Ковровское сельское поселение", - в части признания Решения от 24 декабря 2012 года N 53 поселкового Совета депутатов муниципального образования "Ковровское сельское поселение" (второго созыва) пос. Коврово об утверждении Генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение" - недействительным в части приложения N 1 - графического отображения МО "Ковровского сельского поселения" карты ГП-1.
Решением суда от 09.11.2015 в удовлетворении заявления Индивидуальному предпринимателю Трубицыну Владимиру Вячеславовичу о признании постановления N 1002 от 19.12.2012 и восстановлении нарушенного права в виде перевода земельных участков из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта и изменении разрешенного вида использования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает, что отсутствуют доказательства, подтверждающие неоднократность возвращения проекта Генплана на доработку в муниципальное образование и предоставления проекта Генплана с устраненными замечаниями; отсутствуют повторные согласования органов власти Калининградской области при принятии обжалуемого правового акта; обжалуемое постановление принято без учета публичных слушаний; оспариваемый правовой акт затрагивает интересы ИП Трубицына В.В.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Правительства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Калининградской области от 19.12.2012 N 1002 согласован проект генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение".
ИП Трубицын В.В., в обосновании своих требований ссылается, на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:040203:0017, 39:05:000 000:151, 39:05:040611:0021, 39:05:040612:147, 39:05:040612:179, 39:05:040612:0009, 39:05:040612:0010, 39:05:040612:0011, 39:05:040612:0012, 39:05:040612:0013, 39:05:040612:0014, которые находятся на территории МО "Ковровское сельское поселение".
02.06.2009 заявитель обратился в администрацию с заявлением, в котором просил включить спорные земельные участки в границы населенного пункта.
21.08.2011 администрацией, были проведены публичные слушания по рассмотрению проекта Генерального плана, согласно которому принадлежащие Предпринимателю на праве собственности земельные участки с КН 39:05:040203:0017, 39:05:000 000:151, 39:05:040611:0021, были включены в границы населенного пункта пос. Куликово, а для земельных участков с КН 39:05:040612:147, 39:05:040612:179, 39:05:040612:0009, 39:05:040612:0010, 39:05:040612:0011, 39:05:040612:0012, 39:05:040612:0013, 39:05:040612:0014 были изменены виды разрешенного использования - а именно: для ведения садоводства.
Разработку проекта осуществляло ООО "Вест Стайл Инвест" на основании муниципального контракта.
Изготовленный данной организацией генеральный план поселения был утвержден в соответствии с требуемой процедурой и его материалы были размещены на официальном сайте МО "Ковровское сельское поселение" с 19.12.2012.
Постановлением Правительства Калининградской области от 19.12.2012 N 1002 Генеральный план поселения был согласован, после чего материалы по его обоснованию так же были размещены на сайте администрации поселения.
Решением поселкового Совета депутатов МО "Ковровское сельское поселение" второго созыва от 24.12.2012 N 53 Генеральный план МО "Ковровское сельское поселение" был утвержден, и указанные к нему материалы продолжали размещение на официальном сайте администрации до февраля 2013.
При обращении в администрацию поселения за информацией о том, когда земельные участки переведут из одной категории в другую, заявителю предложили заключить соглашение о частно-муниципальном партнерстве.
На обращение Предпринимателя в администрацию поселения в мае 2013, было подтверждено, что категория земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, изменена не была.
ООО "ВестСтайлИнвест" на запрос Предпринимателя также сообщило, что никаких изменений в подготовленный ими Генплан Ковровского сельского поселения, они не вносили.
В октябре 2014 заявитель повторно обратился в администрацию поселения с заявлением о направлении в Кадастровую палату сведений о включении земельных участков с КН 39:05:040203:0017, 39:05:000 000:151, 39:05:040611:0021 в границы населенного пункта пос. Куликово, и изменении разрешенного вида использования в отношении земельных участков с КН 39:05:040612:147, 39:05:040612:179, 39:05:040612:0009, 39:05:040612:0010,39:05:040612:0011, 39:05:040612:0012, 39:05:040612:0013, 39:05:040612:0014 - для ведения садоводства.
Письмом от 24.11.2014 Администрация отказала заявителю в направлении таких сведений, указав, что в принятом ГенПлане Ковровского сельского поселения категория и виды разрешенного использования в отношении принадлежащих заявителю земельных участков, не изменены.
По мнению ИП Трубицына В.В., являются незаконными действия Администрации МО "Ковровское сельское поселение", выразившиеся в неправомерном внесении изменений в графическую часть проекта Генерального плана МО "Ковровское сельское поселение", изменении границ и площадей поселений, а также в исключении земельных участков, принадлежащих на праве собственности Трубицыну В.В., из границ населенного пункта Куликово, в нарушение установленного законом порядка, как противоречащее утвержденному разработанному Заданию к муниципальному договору от 25.01.2010 N 1, а также заключению по протоколу публичных слушаний главой МО "Ковровское сельское поселение", опубликованному в газете "Волна" от 12 ноября 2011 N 89.
Кроме того, как указывает заявитель данные незаконные действия (бездействия) Администрации, являются оснвоанием для признания недействительными в части Решения поселкового Совета депутатов муниципального образования "Ковровское сельское поселение" (второго созыва) пос. Коврово от 24 декабря 2012 года N 53 об утверждении Генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение" и Постановления Правительства Калининградской области от 19.12.2012 N 1002, в связи принятием данных актов без учета мнения заинтересованных лиц, отраженного в протоколе публичных слушаний.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 198, 200, 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, на основании части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности представить доказательства и обоснование несоответствия спорного ненормативного правового акта закону и нарушения таким актом его прав и законных интересов.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
Статьей 84 ЗК РФ определен порядок установления или изменения границ населенных пунктов, в соответствии с которым установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах данного муниципального образования.
Согласно положению ст. 8 Федерального закона от 12.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе земель иных категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации до утверждения 19 декабря 2012 года постановлением N 1002 генерального плана МО "Ковровское сельское поселение" Правительством Калининградской области неоднократно рассматривался проект генплана МО "Ковровское сельское поселение", представляемый муниципальным образованием для согласования, который по результатам данных рассмотрений, в связи с наличием ряда замечаний, возвращался на доработку (в материалы дела был представлен отзыв, к которому были приложены письма из переписки по поводу неоднократности предоставления проекта Генплана в Правительство Калининградской области и возврате на доработку).
Частью 9 ст. 25 ГрК РФ предусмотрено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения.
Глава местной администрации поселения вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
Из материалов дела следует, что Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, действующее на основании постановления Правительства Калининградской области от 19.10.2009 года N 610 "О порядке согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области", и пунктов 19, 22, 28, 30, 43, постановления Правительства Калининградской области от 04.02.2011 года N 75 "Об Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области", неоднократно направляло в адрес администрации МО "Ковровское сельское поселение" письма, содержащие подробную информацию о выявленных, по результатам рассмотрения каждого обращения администрации в адрес Правительства Калининградской области, замечаниях.
По результатам рассмотрения Агентством проекта генерального плана МО "Ковровское сельское поселение", представленного в Правительство Калининградской области повторно после устранения замечаний 03 мая 2012 года, Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области было установлено соответствие состава и содержания Проекта требованиям действующего законодательства.
Во исполнение резолюции заместителя Председателя Правительства Калининградской области Е.М. Морозова N 3976-1/10 от 15.06.2012 года Агентством был подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области "О согласовании проекта генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение".
В порядке, установленном постановлением Правительства Калининградской области от 24.06.2011 года N 450 "О Регламенте Правительства Калининградской области", проект постановления был согласован Агентством со всеми уполномоченными органами исполнительной власти и подразделениями аппарата Правительства Калининградской области.
Кроме того, в соответствии с частью 7 постановления Правительства Калининградской области от 19 октября 2009 года N 610 "О порядке согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области", Правительством осуществлялось согласование проекта постановления "О согласовании проекта генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение" в иных исполнительных органах государственной власти Калининградской области.
В процессе согласования проекта постановления на проект постановления было представлено заключение о невозможности согласования проекта постановления по причине неправомерного изменения границ населенных пунктов муниципального образования "Ковровское сельское поселение", в связи с чем, 01.08.2012 года исх. N 2276 Агентство направило в адрес главы МО "Ковровское сельское поселение" соответствующее письмо, в котором было сообщено о приостановке согласования проекта постановления до устранения выявленных замечаний.
По инициативе администрации МО "Ковровское сельское поселение" в Проект были внесены изменения, при этом, администрация, в силу ст. 25 ГрК РФ имела право (не обязанность) направить проект генплана на утверждение в Совет депутатов, однако, опять же, в силу ст. 25 ГрК РФ, продолжила работу над проектом генплана поселения в части устранения в нем замечаний и нарушений, выявленных при согласовании.
С целью продолжения процедуры согласования проекта постановления, откорректированный Проект был представлен в Правительство Калининградской области 09.11.2012 года вх. N к636-12.
Постановление Правительства Калининградской области "О согласовании проекта генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение" принято 19 декабря 2012 года N 1002. Проект согласован в составе: текстовая часть - Положения о территориальном планировании, графическая часть -карта "Проектный план, совмещенный со схемой планируемого функционального зонирования".
Решением поселкового Совета МО "Ковровское сельское поселение" N 53 от 24 декабря 2012 года генеральный план, согласованный Правительством области, был утвержден.
Материалы данного проекта генерального плана размещены на сайте Правительства Калининградской области (gov39.ru) в разделе "Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области" в качестве приложения к постановлению Правительства Калининградской области N 1002 от 19.12.2012 года. Именно в этой редакции Правительством Калининградской области постановлением от 19.12.2012 года N 1002 и был согласован проект генерального плана "Ковровское сельское поселение", утвержденный в дальнейшем Решением поселкового Совета МО "Ковровское сельское поселение" N 53 от 24 декабря 2012.
Из вышеизложенного, вопреки доводам подателя жалобы, следует, что проект генерального плана, повторно представленный в Агентство от имени администрации МО "Ковровское сельское поселение" 03.05.2012 года, дорабатывался, в том числе и по инициативе поселения, и был согласован лишь только 19.12.2012 года постановлением Правительства Калининградской области N 1002.
При этом нормами действующего законодательства установлен определенный порядок изменения категории и разрешенного вида использования земельных участков, которыми не предусмотрено право суда решать вопросы, относящиеся к компетенции других государственных органов.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ИП Трубицын В.В., обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления N 1002 не обосновал, каким образом оспариваемое постановление затрагивает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ввиду следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 2 указанной статьи личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона о личном подсобном хозяйстве реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Согласно пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, непосредственными субъектами такой деятельности, как ведение личного подсобного хозяйства, могут быть только граждане.
Из представленных свидетельств о государственной регистрации права следует, что спорные земельные участки предоставлены Трубицыну В.В. для организации личного подсобного хозяйства.
На основании вышеуказанных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность по ведению личного подсобного хозяйства не относится к экономической деятельности.
Помимо изложенного, является обоснованным вывод суде первой инстанции о пропуске Предпринимателем установленного части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения постановления от 19.12.2012 N 1002, поскольку с рассматриваемым заявлением общество обратилось в суд только 02.09.2015.
Как следует из материалов дела и установлено судом о принятом постановлении от 29.12.2013 N 1002 заявителю было известно еще 17 мая 2013 года, что следует из письменного запроса Трубицына В.В. в МО "Ковровское сельское поселение" от 17.05.2013 вх. N 762 (лист дела 20 том 1). Кроме того, в письменном запросе от 22.10.2014 МО "Ковровское сельское поселение" (лист дела 21 том 1) Трубицын В.В. также ссылается на оспариваемое постановление. Из данного запроса судом также усматривается, что Трубицын В.В. был ознакомлен с постановлением N 1002 и приложением к нему. Заявитель обратился только 02.09.2015, то есть, на момент обращения установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок пропущен.
Заявителем ходатайство о восстановлении пропущенного срока в судебном заседании не заявлялось, судом пропущенный срок не восстанавливался.
Таким образом, поскольку ИП Трубицын В.В. обратился в арбитражный суд с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2015 по делу N А21-6868/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6868/2015
Истец: Трибуцын Владимир Вячеславович, Трубицын Владимир Вячеславович
Ответчик: Администрация МО "Ковровское сельское поселение"
Третье лицо: ООО "Вестстайл - Инвест", Поселковый совет депутатов МО "Ковровское сельское поселение", Правительство Калининградской области