Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2017 г. N Ф04-12/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
10 ноября 2016 г. |
Дело N А46-8316/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-12255/2016) общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект", (регистрационный номер 08АП-12257/2016) Управления Федеральной Антимонопольной службы по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11.08.2016 по делу N А46-8316/2016 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025115, ОГРН 1055553037913) к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Омской области (ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) о признании недействительными и отмене решения от 12.05.2016 N 05-04.1/44-16 и предписания от 12.05.2016 N 05-04.1/44-16,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" - Келарева Е.В. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б\н от 01.10.2016 сроком действия до 31.12.2016), Кириллова О.В. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б\н от 01.08.2016 сроком действия на 3 года);
от Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области - Тодышев А.П. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности б\н от 17.05.2016 сроком действия до 31.12.2017);
от Управления Федеральной Антимонопольной службы по Омской области - Беймухамбетова А.Х. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 25-05/АБ от 16.06.2016 сроком действия до 31.12.2016),
установил:
Администрация Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Омское УФАС России, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительными и отмене решения от 12.05.2016 N 05-04.1/44-16 и предписания от 12.05.2016 N 05-04.1/44-16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (далее - ООО "Сибгидропроект", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.08.2016 по делу N А46-8316/2016 требование Администрации к Управлению удовлетворено, признано недействительным решение Омского УФАС России от 12.05.2016 N 05-04.1/44-16.
Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях заявителя по выставлению на торги недвижимого имущества нарушений положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Также обжалуемым решением суда признано недействительным предписание от 12.05.2016 N 05-04.1/44-16, поскольку возлагает на Администрацию незаконную обязанность по устранению нарушения, которое фактически допущено не было.
Не согласившись с принятым судебным актом, Омское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование требований апелляционной жалобы антимонопольный орган указывал на то, что поступившее 05.04.2016 в Администрацию заявление гр. Прокофьева М.С. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22, на основании которого в печатном издании опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе, в нарушение статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не содержало цели использования земельного участка, а также не указано кем является Прокофьев М.С. главой или членом КФХ и не приложен паспорт указанного лица.
Ввиду наличия данных нарушений в заявлении Прокофьев М.С., Администрация, по мнению антимонопольного органа, должна принять решение об отказе гр. Прокофьева М.С. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22.
Также податель жалобы отметил, что площадь испрашиваемого земельного участка в 2,5 раза превышает допустимый предельный размер земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, установленного статьей 7 Закона омской Области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Кроме того, Омское УФАС России обращает внимание на то, что при наличии сведений о выданной ООО "Сибгидропроект" лицензии ОМС 80158 ТР Администрация в соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах, пункта 20 части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации обязана была представить ООО "Сибгидропроект", как недропользователю, без проведения торгов участок недр, расположенный в пределах левобережной поймы р. Иртыш, на траверзе 1794.8-1795 км. р. Иртыш (по лоцманской карте 2009 года) в Омском муниципальном районе Омской области, кадастровый номер земельного участка 55:20:150709:22:ЗУ1, в который входит спорный земельный участок.
ООО "Сибгидропроект" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Обосновывая свои требования, третье лицо ссылается на то, что в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению гр. Прокофьева М.С. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 не приложены документы, позволяющие установить имеет ли Прокофьева М.С. членство в КФХ, и, как следствие, право на приобретение земельного участка без торгов.
По мнению третьего лица, означенное заявление Прокофьева М.С. подлежало возврату в силу положений пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также податель жалобы отметил, что действия заявителя по осуществлению публикации от 13.04.2016 о приеме заявлений по вопросу предоставления земельного участка в аренду сроком на 49 лет нарушают права и законные интересы ООО "Сибгидропроект" на приобретение части спорного земельного участка в аренду без торгов в целях недропользования по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, третье лицо указало на превышение площади испрашиваемого земельного участка допустимого предельного размера земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, установленного статьей 7 Закона омской Области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Омское УФАС России представило отзыв на апелляционную жалобу третьего лица, в котором поддержало доводы подателя жалобы.
Оспаривая доводы подателей жалоб, Администрация представила отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель Управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, выступил с пояснениями, ответил на вопросы суда.
Представитель ООО "Сибгидропроект" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе Управления, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, выступил с пояснениями, ответил на вопросы суда.
Представитель Администрации с доводами апелляционной жалобы Управления не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выступил с пояснениями, ответил на вопросы суда.
Представитель ООО "Сибгидропроект" поддержал требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Омского УФАС России с доводами апелляционной жалобы ООО "Сибгидропроект" согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв на них, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании заявления гражданина Прокофьева М.С. 05.04.2016 Администрацией опубликовано извещение в печатном издании "Омский муниципальный вестник" от 13.04.2016 N 8 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе. На официальном сайте http://torgi.gov.ru в сети "Интернет" 13.04.2016 размещено извещение N 130416/0283864/04 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе.
В Омское УФАС России поступила жалоба ООО "Сибгидропроект" на действия Администрации по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22.
Решением от 12.05.2016 по делу N 05-04.1/44-16 Омское УФАС России признал жалобу ООО "Сибгидропроект" обоснованной, выдал Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области предписание об аннулировании извещения.
Полагая, что решение и предписание Омского УФАС России являются необоснованными и незаконными, а также нарушают охраняемые законом права и интересы заявителя, Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
11.08.2016 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в том числе, в виде возложения каких-либо обязанностей).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Омское УФАС России является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выявляет нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 указанного Федерального закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ комиссия принимает определения, решения, предписания; по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.
Часть 4 статьи 41 данного Федерального закона предусматривает, что на основании решения комиссия выдает предписание.
По части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "а" пункта 3.1. части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Таким образом, антимонопольный орган, принимая оспариваемое решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдавая организатору торгов предписание, действовал в рамках предоставленных полномочий.
Арбитражный суд Омской области, удовлетворяя требования Администрации, исходил из того, что в действиях заявителя по выставлению на торги недвижимого имущества отсутствуют нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, исходя из следующего.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению с учетом общих положений земельного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусмотрены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации определено содержание заявления о предоставлении земельного участка, прилагаемые документы, порядок рассмотрения заявления и порядок заключения договора купли-продажи земельного участка.
Согласно положениям статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает особенности предоставления таких земельных участков гражданам, и в ряде случаев крестьянским (фермерским) хозяйствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в указанной статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу названных норм Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется на основании заявления соответствующего лица, в котором, в числе прочего, указывается основание предоставления земельного участка без проведения торгов, а также цель использования земельного участка (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Однако, из поступившего 05.04.2016 в Администрацию заявления гр. Прокофьева М.С. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22, на основании которого в печатном издании опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе, в нарушение статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не указана цель использования земельного участка.
По верному замечанию подателей жалоб, также не представлено доказательств того, что Прокофьев М.С. является главой или членом КФХ, поскольку из самого заявления усматривается, что оно подано физическим лицом (л.д. 42).
Кроме того, по верному замечанию подателей жалоб, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 6.1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Согласно пункту 1 статьи 7 Закон Омской области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (принятого Постановлением ЗС Омской области от 23.04.2015 N 101) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, составляют от 0,04 га до 100 га.
Как следует из материалов дела, площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 составляет 2 534 810 кв.м. (253 га), что в 2,5 раза превышает допустимый предельный размер земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, установленного статьей 7 Закона омской Области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Таким образом, по результатам рассмотрения и проверки представленного заявления Прокофьев М.С. от 05.04.2016, ввиду наличия указанных выше оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, Администрации следовало отказать в предоставлении Прокофьеву М.С. земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 без проведения торгов.
Основания для организации аукциона по заявлению гражданина Прокофьева М.С. у Администрации отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами антимонопольного органа о необходимости принятия в рассматриваемом случае во внимание следующих обстоятельств.
Ранее отмечалось, что между главой Омского муниципального района Омской области и ООО "Прибой" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 от 16.04.2008 N АЗ-20-154/2008 сроком на пять лет. Управлением Росреестра по Омской области 04.04.2011 произведена государственная регистрация указанного договора аренды.
Согласно пункту 1.6 Соглашения от 11.02.2016 б/н по договору аренды земельного участка от 16.04.2008 N АЗ-20-154/2008 данный договор аренды расторгнут, Управлением Росреестра по Омской 11.04.2016 произведена государственная регистрации указанного соглашения (л.д. 60).
Таким образом, в силу окончания действия договора аренды от 16.04.2008 N АЗ-20-154/2008 с 05.04.2016 правовых оснований владения в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 не имел никто.
С 01.03.2015 вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (пункт 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 08.03.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
На территории Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области решением Совета Новотроицкого сельского поселения Омского района Омской области от 24.12.2009 N 43 утверждены Правила землепользования и застройки поселения, в связи с чем полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 55:20:150709:22 перешли к Администрации.
Отношения, возникающие с использованием недр, регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода -геометризованного блока недр (статья 7 Закона о недрах).
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.
Согласно абзацу второму статьи 25.1 Закона о недрах необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Абзацем третьим статьи 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 10.07.2015 ООО "Трансгидрострой" выдана лицензия на право пользования недрами ОМС 80139 ТР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведку и добычу строительных песков на Вачинском участке недр, расположенном в пределах левобережной поймы р. Иртыш, на траверзе 1794,8-1795 км.р. Иртыш (по лоцманской карте 2009 года) в Омском муниципальном районе Омской области. Срок действия Лицензии определен до 10.07.2030.
Согласно распоряжению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 24.11.2015 N 278 указанная лицензия 17.12.2015 переоформлена на ООО "Сибгидропроект".
ООО "Сибгидропроект" 17.12.2015 выдана лицензия на право пользования недрами ОМС 80158 ТР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведку и добычу строительных песков на Вачинском участке недр, расположенном в пределах левобережной поймы р. Иртыш, на траверзе 1794,8-1795 км р. Иртыш (по лоцманской карте 2009 г.) в Омском муниципальном районе Омской области (далее - Лицензия ОМС 80158 ТР). Срок действия Лицензии определен до 10.07.2030.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 55:20:150709 Вачинский участок недр, расположенный в пределах левобережной поймы р. Иртыш, на траверзе 1794,8-1795 км. р. Иртыш (по лоцманской карте 2009 года) в Омском муниципальном районе Омской области, расположен внутри земельного участка N 55:20:150709:22.
Администрация не могла не учесть того обстоятельства, что ООО "Сибгидропроект", имея Лицензию ОМС 80158 ТР, неоднократно обращалось в Администрацию и (исх. N 28 от 29.02.2016, N 28/1 от 29.02.2016, N 35 от 16.03.2016, N 35/1 от 16.03.2016) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 461000 кв.м. на кадастровом плане территории, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка: 55:20:150709:22:ЗУ1, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание жилой дом. Участок расположен примерно в 3203 м. по направлению на юго-восток относительно ориентира, расположенного по адресу: Омская область. Омский район, с. Новотроицкое, ул. Набережная, д. 45 (далее - земельный участок номер 55:20:150709:22:ЗУ 1). Цель использования земельного участка: для проведения работ, связанных с использованием недрами, недропользователю.
Администрацией по заявлениям ООО "Сибгидропроект" в предоставлении земельного участка отказано ввиду обременения (ограничение) права в виде аренды на земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:22 в пользу ООО "Прибой" (Исх. от 09.03.2016 исх. N Исх 16/ОМС1549, от 18.03.2016 N Исх 16/ОМС1851).
ООО "Сибгидропроект" при наличии соответствующей лицензии 26.04.2016 (вх. N 439/02-21) обратилось в Администрацию (исх. N 42 от 18.04.2016) о предоставлении в аренду земельного участка номер 55:20:150709:22:ЗУ1, указав цель использования земельного участка: для проведения работ, связанных в использованием недрами, недропользователю.
Таким образом, Комиссия Омского УФАС России при рассмотрении жалобы ООО "Сибгидропроект" пришла к верному выводу, что Администрация в соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах, пунктом 20 части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии сведений о выданной ООО "Сибгидропроект" Лицензии ОМС 80158 ТР обязана была представить ООО "Сибгидропроект", как недропользователю, участок недр, расположенный в пределах левобережной поймы р. Иртыш, на траверзе 1794,8-1795 км. р. Иртыш в Омском муниципальном районе Омской области, кадастровый номер земельного участка: 55:20:150709:22:ЗУ1, без проведения торгов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Администрация не доказала несоответствие оспариваемого им решения Омского УФАС России от 12.05.2016 N 05-04.1/44-16 нормам действующего законодательства о защите конкуренции и нарушение таким ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Аннулирование торгов, как предписал антимонопольный орган, исходя из фактических обстоятельств дела, также является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Администрации.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принятием нового акта об удовлетворении заявленного требования.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ООО "Сибгидропроект" в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Администрацию.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Омского УФАС России распределению не подлежат, так как антимонопольный орган освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.08.2016 по делу N А46-8316/2016 отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Омской области о признании недействительными и отмене решения от 12.05.2016 N 05-04.1/44-16 и предписания от 12.05.2016 N 05-04.1/44-16-отказать.
Взыскать с Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8316/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2017 г. N Ф04-12/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы
Третье лицо: ООО "Сибгидропроект"