Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
16 декабря 2016 г. |
Дело N А33-640/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" декабря 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (ООО "ФЦ-Редут") - Шестерни С.А., представителя по доверенности от 12.01.2014 N 24/15,
от ответчика (Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Советском районе г. Красноярска) - Дреевой Н.В., представителя по доверенности от 01.06.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Советском районе г.Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" сентября 2016 года по делу N А33-640/2016, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ФЦ-Редут" ИНН 2465069344, ОГРН 1022402471112 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Красноярска ИНН 2465067516, ОГРН 1022402481507 (далее - управление, фонд) о признании недействительными решения от 18.12.2015 N 34 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; решения от 18.12.2015 N 85 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части взыскания финансовых санкций в размере 83 428 рублей 62 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "16" сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из апелляционной жалобы следует, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу, предусмотренному пунктом 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), не ставится в зависимость от выполнение работниками нормы рабочего времени, а связано с тем, что работники относятся к категории лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). К таким работникам у общества в соответствии с разделом XXXIII Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (код позиции 23200000-13450), относятся "маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности", которых согласно штатным расписаниям работало в 2013 году - 7 сотрудников, в 2014 году - 9 сотрудников. Данные обстоятельства послужили основанием для доначисления обществу страховых взносов на пенсионное обеспечение, пени и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ. Представление заявителем неполных и недостоверных сведений является основанием для привлечения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Заявителя в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с содержащимися в ней доводами, просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 07.12.2016 был объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 09.12.2016.
После перерыва представителем общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: протокола измерений (оценки) химического фактора от 09.04.2012 N 50А-Х специальной оценки условий труда работников ("маляр"), табелей учета рабочего времени общества от 06.05.2013, от 01.07.2014, от 02.02.2015.
Суд, руководствуясь статьей 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела, поскольку данные документы были предметом исследования фондом при проведении проверки.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства.
На основании решений о проведении документальной проверки от 14.09.2015 N 60 и от 14.09.2015 N 60 управлением проведены проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, а также достоверности представленных обществом индивидуальных сведений в соответствии с Законом N 27-ФЗ.
В ходе проверок управления установлено, что в 2013 и 2014 годах обществом не начислялись взносы по дополнительным тарифам 9-ти и 7-ми работникам (соответственно на 2013 и 2014 годы), занятым на работах, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и в подпункте 1 пункта 1 статьи Закона N 400-ФЗ, в связи с чем страхователем за 2013-2014 годы занижена база для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу в общей сумме 7 944 922 рублей 01 копейки, в том числе за 2013 год 3 856 810 рублей 31 копейка, за 2014 год - 4 088 111 рублей 70 копеек.
Результаты проверок отражены в актах от 23.11.2015 N 78 и от 23.11.2015 N 79.
Общество, не согласившись с выводами, изложенными в актах проверок, представило возражения, которые вместе с материалами проверок были рассмотрены должностным лицом фонда.
По результатам рассмотрения материалов проверки по акту N 78 фондом вынесено решение от 18.12.2015 N 85 о привлечении лица к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений в виде штрафа в размере 86 079 рублей 39 копеек, из которых согласно расчету суммы финансовых санкций (Приложение N 3) 83 428 рублей 62 копеек в связи с занижением базы для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу.
Кроме того, по результатам рассмотрения материалов проверки на основании Закона N 212-ФЗ фондом вынесено решение от 18.12.2015 N 34, которым обществу доначислены 240 660 рублей 68 копеек страховых взносов, 17 065 рублей 94 копеек пеней, 48 132 рублей 14 копеек штрафа.
Заявитель оспорил в судебном порядке решения управления N 34 от 18.12.2015, N 85 от 18.12.2015, полагая, что у него отсутствовали основания для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого решения управления недействительным необходимо установить его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам проведенных проверок управление признало, что обществом нарушении требования статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в связи с неприменением дополнительного тарифа к оплате труда маляров, занятых на работах, связанных с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, независимо от того, включаются ли эти работы в специальный стаж для досрочного начисления трудовой пенсии.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В соответствии со статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ с 01.01.2013 плательщики страховых взносов должны применять дополнительные тарифы страховых взносов, если физические лица заняты на работах, которые указаны в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N173-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
В соответствии с разделом XXXIII Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (код позиции 23200000-13450), к таким работникам относятся "маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности".
В подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет, а также мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона N 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила).
В силу пунктов 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
В силу пункта 5 Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).
Таким образом, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии за прошлые периоды), включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ.
Из протокола измерений (оценки) химического фактора от 09.04.2012 N 50А-Х специальной оценки условий труда работников ("маляр"), табелей учета рабочего времени общества от 06.05.2013, от 01.07.2014, от 02.02.2015, следует, что воздействие вредных веществ 3 и 4 класса опасности на маляров общества ограничивается 10% рабочего времени, маляры задействованы для выполнения работ в режиме неполной рабочей недели и неполного рабочего дня. Данные обстоятельства при проведении проверки управлением не опровергнуты, при рассмотрении спора в суде не оспариваются.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом фонда о том, что исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится с выплат за периоды, на протяжении которых соответствующие работники общества осуществляли деятельность, непосредственно связанную с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
При этом исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно части 2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.
Вместе с тем, фонд по результатам проверки доначислил страховые взносы по дополнительному тарифу со всех произведенных в пользу работников (маляров) выплат и вознаграждений, при этом управлением не были установлены периоды рабочего времени, в течение которого работники общества, включенные в Список N 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, фактически выполняли работы, связанные с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Таким образом, фонд не доказал основания для доначисления обществу страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу сотрудников, занятых на видах работ с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда, поэтому суд первой инстанции правильно удовлетворил требование заявителя о признании недействительным решения от 18.12.2015 N 34 в части начисления страховых взносов в размере 240 660 рублей 68 копеек, соответствующих пени и штрафов.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужил вывод управления о том, что представленные общества сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 года, за полугодие 2013 года, за 9 месяцев 2013 года, за 2013 год, за 1 квартал 2014 года, за полугодие 2014 года, за 9 месяцев 2014 года, за 2014 год по спорному эпизоду (дополнительному тарифу с сумм заработной платы, выплачиваемой сотрудникам заявителя, занятым на видах работ с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда) являются недостоверными.
Доначисленные фондом суммы страховых взносов по спорному эпизоду не включались обществом в соответствующие сведения персонифицированного учета.
Так как фонд не доказал обоснованность начисленных по результатам проверки страховых взносов по дополнительному тарифу, привлечение общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ является неправомерным.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что сам по себе факт неисчисления страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно признал решения управления в оспариваемой части недействительными.
С учетом изложенного не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" сентября 2016 года по делу N А33-640/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-640/2016
Истец: ООО " ФЦ-Редут "
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6798/16