г. Санкт-Петербург |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А42-3600/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Колосовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тюниным Н.Н.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-360/2016) ООО "Паллада" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2015 по делу N А42-3600/2015 (судья Дубровкин Р.С.), принятое
по иску ООО "Паллада"
к Комитету имущественных отношений г. Мурманска
о признании сделки недействительной,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Паллада" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска (далее - ответчик, Комитет) о признании недействительным расчета арендной платы, являющегося неотъемлемой частью договора аренды земли от 09.06.2006 N 8717, и отсутствующим права требования оплаты в соответствии с этим расчетом (с учетом заявленного истцом и принятого судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения требований в заявлении от 02.11.2015, л.д. 90).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 05.11.2015 в удовлетворении иска отказано.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой, сославшись на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное истолкование закона судом первой инстанции, просило решение отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы общество сослалось на определение Мурманского областного суда от 16.07.2015 по гражданскому делу N 33-1575/2015, которым признано недействующим с 01.01.2015 приложение N 1 к Методике определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, утвержденной решением Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 N 3-41, в части установления базовых ставок, в том числе по кодам: 4.10 "Склады и складские базы производственного назначения".
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Как установлено судом первой инстанции, Комитет имущественных отношений г. Мурманска (арендодатель) и общество "Паллада" (арендатор) заключили договор от 09.06.2006 N 8717, во исполнение которого во временное пользование передан земельный участок из категории земель "земли поселений", площадью 4765 кв.м, кадастровый номер 51:20:001603:0020. Участок предоставлен для эксплуатации принадлежащих истцу объектов недвижимости. Передача участка оформлена актом от 09.06.2006 (л.д. 19-26).
К договору приложен расчет арендной платы, выполненный в соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 25.05.2007 N 37-445. Согласно примечанию к расчету арендная плата подлежит перерасчету самим арендатором с момента вступления в силу соответствующего федерального закона или иного нормативного акта (л.д. 36-38).
Действовавшее до 1 января 2015 года решение Совета депутатов города Мурманска от 25.05.2007 N 37-445 "Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск" предусматривало определение годового размера арендной платы за пользование земельными участками, исходя из их кадастровой стоимости. За экономическую основу определения размера арендной платы была принята кадастровая стоимость земли, установленная по результатам государственной кадастровой оценки земель поселений. Базой для установления арендной платы служили удельные показатели кадастровой стоимости на уровне кадастрового квартала.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 N 3-41 утверждена Методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск (методика). В соответствии с пунктом 3 методики годовой размер арендной платы за пользование земельным участком рассчитывается путем умножения площади земельного участка на базовую ставку арендной платы, коэффициент местоположения, коэффициент площади, регулирующий коэффициент, коэффициент общественной значимости, коэффициент социальной поддержки, коэффициент динамики рынка. Решение Совета депутатов г. Мурманска от 27.11.2014 N 3-41 вступило в силу с 01.01.2015.
Базовые ставки арендной платы, коэффициенты, используемые в расчете, приведены в приложениях к методике. Согласно методике при расчете арендной платы для арендуемого истцом земельного участка применяется базовая ставка арендной платы с кодом функционального использования 4.10 "Склады и складские базы производственного назначения".
На основании указанной методики Комитет выполнил расчет арендной платы за пользование земельным участком кадастровый номер 51:20:0001603:20 в 2015 году. Общество, получив расчет, в заявлении от 06.04.2015, сообщило Комитету о несогласии с новым расчетом арендной платы, так как ее размер возрос более чем в 14 раз, просило не увеличивать ранее установленную плату. Ответ не был получен.
Полагая, что направление арендатору расчета арендной платы на 2015 год является односторонней сделкой, не соответствующей земельному законодательству, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в результате рассмотрения требований общества пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Исследовав доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации оговорено, что формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств во взаимосвязи с положениями Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.03.2015. В связи с этим суд первой инстанции указал, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации). Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 16.07.2009 принято постановление N 582, которым предусмотрены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Руководствуясь правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 с учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что основные принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению) стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.
Таким образом, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что договор заключен 09.06.2006, после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации; размер арендной платы определен не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, на момент заключения договора арендная плата определена на основании методики, утвержденной Советом депутатов г. Мурманска, поэтому к такому договору подлежит применению регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения не требует дополнительного изменения договора.
Также суд первой инстанции указал, что направленный истцу расчет арендной платы не является сделкой, поскольку не устанавливает, не изменяет и не прекращает гражданских прав и обязанностей арендатора, а лишь воспроизводит определенный Советом депутатов г. Мурманска порядок определения платы за пользование участком на 2015 год, поэтому не может быть признан недействительным.
Статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оговорено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом. Тем самым судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения). Вместе с тем данный факт истцом не подтвержден.
Таким образом, при данных обстоятельствах во взаимосвязи с положениями гражданского и земельного законодательства, регулирующими исполнение обязательств, следует признать обоснованным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований. Соответственно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 ноября 2015 года по делу N А42-3600/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3600/2015
Истец: ООО "Паллада"
Ответчик: Комитет имущественных отношений г. Мурманска