г. Томск |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А27-24255/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
судей И.И. Терехиной, Е.И. Захарчука
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Романовой
при участии в судебном заседании:
от истца: Дубровская Г.Н. по доверенности N 80-03/4631 от 27.06.2016
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев апелляционные жалобы ОАО "Кузбассэнергосбыт" и МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.09.2016 г. по делу N А27-24255/2015 (07АП-9430/16) (судья А.Ф. Федотов)
по иску Открытого акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (г. Кемерово (ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214) к публично-правовому образованию Яшкинский муниципальный район в лице Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района" (пгт. Яшкино, Яшкинский район Кемеровской области (ОГРН 1024202291354, ИНН 4247002463) о взыскании 155 547 руб. 19 коп. (с учетом уточнения 161 888 руб. 09 коп.)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - ОАО "Кузбассэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с
иском к ООО "Ремонтно - строительное предприятие" о взыскании 155 547 руб. 19 коп., в том числе: 154 604 руб. 09 коп. долга и 7 284 руб. неустойки за период с 22.10.2015 по 24.05.2016, с дальнейшим начислением пени по день фактической оплаты (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ на 24.05.2016).
Исковые требования обоснованы ссылкой на статьи 307, 309, 314, 395, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору электроснабжения N 320038 от 01.06.2013, за период с сентября по ноябрь 2015 года.
К участию в деле суд на основании статьи 51 АПК РФ суд привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Муниципальное казенное предприятие "Имущественные отношения" Яшкинского городского поселения, пгт. Яшкино, Яшкинский район Кемеровской области (ОГРН 1144246000073, ИНН 4246018862) и Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района", пгт. Яшкино, Яшкинский район Кемеровской области (ОГРН 1024202291354, ИНН 4247002463).
Судом в порядке ст. 47 АПК РФ произведена замена ответчика по делу на Муниципальное образование Яшкинского муниципального района в лице МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.09.2016 исковые требования удовлетворены частично: с Муниципального образования Яшкинского муниципального района в лице МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района" в пользу ОАО "Кузбассэнергосбыт" взыскано 2 086 руб. 14 коп. долга, 392 руб. 74 коп. пени за период с 12.10.2015 по 31.08.2016, с дальнейшим начислением пени на сумму основного долга в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка России за каждый день просрочки от невыплаченной в срок суммы, действующей на день фактической оплаты, начиная с 01.09.2016 по день фактической оплаты, распределены судебные расходы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Кузбассэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не полностью выяснены обстоятельства, исследованы доказательства, имеющие значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что спорный жилой дом состоит из 120 квартир и избрание непосредственного управления в качестве способа управления многоквартирным домом не представляется возможным и законным; полагает ошибочным вывод суда об отнесении обязанности по внесению платы за поставленную истцом электроэнергию в спорный многоквартирный жилой дом на собственников и нанимателей жилых помещений, проживающих в нем; считает, что внесение жителями дома платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды, непосредственно истцу противоречат нормам Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; кроме того, заявитель считает, что производя расчет подлежащей взысканию с ответчика суммы долга по оплате электроэнергии, используемой на ОДН спорного МКД, суд исходил из площади мест общего пользования равной 87,9 кв.м, вместе с тем согласно справке N 716 от 29.07.2016, на которую суд ссылается в обоснование своего расчета, 87,9 кв.м - это площадь не мест общего пользования, а площадь незаселенных жилых помещений, находящихся в данном доме.
МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района" также не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, признав надлежащим ответчиком по данному делу МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района"; заявитель считает, что надлежащим ответчиком по делу является Яшкинское городское поселение в лице МК "Имущественные отношения" Яшкинского городского поселения.
Отзывы в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на апелляционные жалобы в материалы дела не поступали.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы своей апелляционной жалобы. Просила решение по делу отменить и принять новый судебный акт. Против удовлетворения жалобы ответчика возразила.
В соответствии со статьёй 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.06.2013 между истцом (ОАО "Кузбассэнергосбыт") и ООО "РСП" был заключен договор электроснабжения N 320038, в котором были определены две точки поставки: База - комплекс нежилых зданий, расположенных по адресу пгт. Яшкино ул. Куйбышева, 4а и Общежитие, расположенное в пгт. Яшкино, ул. Суворова, 23.
Срок действия договора N 320038 определен в пунктах 11.1, 11.2 до 31.12.2013, с условиями пролонгации договора субаренды N 1 от 01.01.2012 (заключения нового аналогичного договора субаренды) на срок действия договора субаренды. При этом договор субаренды N 1 от 01.01.2012, предусматривал передачу в аренду ООО "РСП" комплекса нежилых зданий, расположенных по адресу пгт. Яшкино ул. Куйбышева, 4а, т.е. Базу.
Договор аренды муниципального имущества N 25-А, который является аналогом договора субаренды N 1 от 01.01.2012, был заключен ООО "РСП" 19.08.2014.
Срок действия договора аренды истек 14.08.2015, следовательно, и срок действия договора электроснабжения N 320038 от 01.06.2013 истек 14.08.2015.
08.07.2015 ООО "РСП" направило в адрес ОАО "Кузбассэнергосбыт" уведомление о прекращении договора с 15.08.2015. Поскольку договор электроснабжения N 320038 от 01.06.2013, с 15.08.2015 прекратил свое действие и ООО "РСП" не несет обязанности по его исполнению, с указанной даты, и соответственно обязательства по оплате за принятую энергию должны возлагаться на собственника либо законного владельца имущества, для нужд которого поставлялась электрическая энергия в спорный период.
Истец считает, что с указанной даты обязанность по оплате, потребленной в спорный период времени электрической энергии лежит на собственнике имущества, которым является ППО Яшкинский муниципальный район в лице МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Фактическое пользование потребителем услугами энергоснабжающей организации, являющейся обязанной стороной в публичном договоре энергоснабжения, судом первой инстанции правомерно расценено в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), в связи с чем, данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Учитывая обстоятельства дела, правоотношения сторон, возникшие в течение спорного периода, рассматриваются как договорные, регулируемыми соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иных нормативных актов в названной сфере.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об электроэнергетике" нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 88 - 94 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г., N 442, на розничных рынках, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей) по нерегулируемым ценам (ставкам нерегулируемых цен) не выше предельных уровней нерегулируемых цен (ставок предельных уровней нерегулируемых цен).
В соответствии с пунктом 79 Основных положений N 442 расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей с гарантирующим поставщиком является один месяц.
В силу пункта 81 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, электрической энергии граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В силу пункта 136 Основных положений N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в разделе X этого документа приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в этом разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных Основными положениями N 442 и приложением N 3 к ним.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в спорный период времени сентябрь-ноябрь 2015 года объем потребленной электрической энергии на ОДН по объекту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Суворова, 23, пгт. Яшкино истцом определен по показаниям ОПУ ЦЭ 6803ВМ N 008513016, согласно которым ответчик потребил электроэнергии в объеме 99 200 кВтч. на сумму 154 604 руб. 09 коп.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, 678 Гражданского кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
По смыслу частей 4, 6 и 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 155 Жилищного кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 названной статьи Кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что жилищное законодательство не устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи наймодателю.
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из ч. 1 ст. 64 АПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 71 АПК РФ).
Проанализировав имеющиеся в деле договоры социального найма, суд установил, что в пункте 1 содержится указание на предоставление за плату коммунальных услуг, вместе с тем, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что, ответчиком (наймодателем) начисление платы за потребленные коммунальные ресурсы не производилось и оплату наниматели непосредственно собственнику не производили.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Часть 7.1 названной статьи Кодекса закрепляет возможность внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Согласно представленному в материалы дела протоколу общего собрания собственников помещений от 30.01.2014 по выбору способа управления спорным многоквартирным жилым домом собственники решили выбрать способ управления - непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме.
Ссылки ОАО "Кузбассэнергосбыт" на то, что указанный выше протокол не является надлежащим документом по определению непосредственного управления многоквартирным домом, судом апелляционной инстанции отклоняются за несостоятельностью, поскольку решение общего собрания собственников помещений, оформленное протоколом, не оспорено и не признано недействительным.
Особенности непосредственного способа управления установлены в части 8 статьи 155, частях 2.1 и 9.1 статьи 161, пунктах 1 и 3 части 8 статьи 161.1, части 10 статьи 162, статье 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что собственники как потребители коммунальных услуг вступают в прямые непосредственные правоотношения с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими в многоквартирный дом коммунальные ресурсы.
Согласно части 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пункт 8 Правила N 354 предусматривает, что в силу пунктов 9 и 10 Правил ресурсоснабжающая организация в этом случае является исполнителем коммунальной услуги.
В силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пункте 17 Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и собственником или нанимателем жилого помещения по договору найма не освобождает их от оплаты оказанных коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требование истца о взыскании платы за оказанные коммунальные услуги с МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района" противоречит ч. 3 ст. 153 ЖК РФ, предусматривающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений. Взыскание названных расходов с МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района"фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Довод апелляционной жалобы ОАО "Кузбассэнергосбыт" о том, что МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района", как собственник жилого помещения, фактически переданного в пользование физическому лицу, обязано оплатить обществу электрическую энергию, потребленную нанимателями, не соответствуют жилищному законодательству.
Доказательств того, что невозможно получить заявленные ко взысканию по настоящему делу платежи с нанимателей жилых помещений истцом не представлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции, приняв во внимание, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Суворова, 23, пгт. Яшкино, имеются не заселенные жилые помещения, находящиеся в собственности ответчика, общей площадью 87,9 кв.м, что подтверждается представленной справкой N 716 от 29.07.2016 г., обоснованно пришёл к выводу о взыскании с ответчика расходов на оплату ОДН за коммунальную услугу по потреблению электрической энергии в сумме 2 086 руб. 14 коп. за период сентябрь-ноябрь 2015 года, произведя расчет на основании Постановления РЭК Кемеровской области от 30.10.2015 N 365 "О внесении изменений в постановление РЭК Кемеровской области от 31.10.2006 N 141 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Кемеровской области", Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", Постановления РЭК Кемеровской области от 12 декабря 2014 года N835.
Доказательств оплаты поставленной электрической энергии ответчик в нарушение положений ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представил.
Истец, ссылаясь в апелляционной жалобе на неправильность расчета произведенного судом первой инстанции, своего расчета ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представил.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Истцом также в связи с нарушением сроков исполнения денежных обязательств начислена пеня в сумме 7 882 руб. 86 коп. за период с 23.12.2014 по 25.10.2015 по день фактической уплаты суммы долга.
Абзацем 11 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", вступившего в силу с 01.01.2016) установлено, что собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года) предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Суд первой инстанции, учитывая, что факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате электрической энергии подтвержден материалами дела, проверив расчет пени, представленный истцом, нашел требования истца о взыскании с ответчика пени в размере 7 284 руб. за период с 22.10.2015 по 24.05.2016, с дальнейшим начислением по день фактической оплаты, обоснованными, подлежащими удовлетворению частично, в связи с уменьшением суммы исковых требований согласно расчету, произведенному судом.
Произведя перерасчет суммы неустойки на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ согласно, редакций, действующих в спорный период времени, суд первой инстанции определил, что подлежащая взысканию сумма неустойки за период с 12.10.2015 по 31.08.2016 составит 392 руб. 74 коп.
Расчет неустойки судом апелляционной инстанции проверен, признан арифметически верным, соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, контррасчет не представлен.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является Яшкинское городское поселение в лице МК "Имущественные отношения" Яшкинского городского поселения, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
От имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51 вышеназванного закона).
Как указано в ст. 215 ГК РФ, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (ст. 125 ГК РФ).
Частью 1 статьи 126, ст. 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
Согласно Бюджетному кодексу РФ и разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
Так как спорное имущество принадлежит муниципальному образованию, следовательно, в спорных правоотношениях надлежащим ответчиком является муниципальное образование как собственник спорного имущества в лице его представителя МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района".
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Поскольку спорное имущество является муниципальной собственностью Яшкинского муниципального района, Муниципальное образование Яшкинского муниципального района в лице МКУ "Управление муниципальных отношений администрации Яшкинского муниципального района", наделенная полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Ссылка на судебную практику судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акта приняты по делам с иными обстоятельствами.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем доводы апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе истца по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ее подателя, ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.09.2016 года по делу N А27-24255/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Судьи |
И.И. Терехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24255/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2017 г. N Ф04-95/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания"
Ответчик: муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных отношений администрации Яшкинского муниципального района"
Третье лицо: Муниципальное казенное предприятие "Имущественные отношения" Яшкинского городского поселения, ООО "Ремонтно-строительное предприятие"
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-95/17
15.08.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9430/16
15.05.2017 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-24255/15
21.03.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-95/17
14.12.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9430/16
24.11.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9430/16
07.09.2016 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-24255/15