г. Челябинск |
|
06 мая 2016 г. |
Дело N А07-19240/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нордис" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2015 по делу N А07-19240/2015 (судья Абдуллина Э.Р.).
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Нордис" Федюнин А.А. (доверенность от 18.04.2014) и Емельянов Е.С. (доверенность от 14.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Нордис" (далее - общество "Нордис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо 1) и Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо 2, до переименования - Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в котором просило:
-признать незаконным отказ Администрации (в лице Управления), выраженный в письме от 21.07.2015 N 17915, незаконным,
-обязать Администрацию заключить с обществом "Нордис" договор купли-продажи в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 площадью 94628 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Инициативная, по цене, равной 10 948 500 руб., то есть 25% кадастровой стоимости земельного участка 43 794 000 руб. (заявление - т. 1, л.д. 6-12).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан (далее - Главное управление архитектуры) (определение от 18.11.2015 - т. 1, л.д. 125-127).
Решением от 18.12.2015 (резолютивная часть объявлена 16.12.2015) суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу "Нордис" отказал (т. 1, л.д. 140-152).
С решением суда первой инстанции не согласился заявитель, обжаловал его в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе общество "Нордис" (далее также - податель жалобы) просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 1, л.д. 4-12).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Податель жалобы настаивает на том, что основания для отказа в предоставлении обществу "Нордис" испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 на праве собственности в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Ссылаясь на положения статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также на Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденное постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", податель жалобы указывает, что обременение земельного участка в виде его резервирования для государственных и муниципальных нужд подлежит государственной регистрации.
Само по себе включение спорного земельного участка в приложение N 2 "Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель", утвержденный решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", в отсутствие государственной регистрации обременения в виде резервирования земельного участка для государственных и муниципальных нужд в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведений о таком обременении в Государственном кадастре недвижимости реализация земельного участка заявителю по договору купли-продажи не противоречит законодательству Российской Федерации. В рассматриваемом случае обременение прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:030308:55 в виде его резервирования для муниципальных нужд отсутствует.
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:030308:55 находится в границах кранных линий, в материалах дела отсутствуют. Более того, в результате межевания в 2015 г. площадь указанного земельного участка была уменьшена со 100190 кв. м до 94628 кв. м, чем приведена в соответствие с красными линиями. Письмом от 07.10.2015 Главное управление архитектуры подтвердило отсутствие красных линий в границах данного земельного участка.
Площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 не превышает площади, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости - 22-х строений общей площадью 12056,4 кв. м и не превышает предельных размеров земельных участков, установленных Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, для территориальной зоны - КП-2 (коммерческо-производственная зона). Более того, указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования - "занимаемый торгово-сервисным комплексом", между тем для деятельности торгово-сервисного комплекса необходима организация парковочных мест. По расчету подателя жалобы, земельный участок с таким видом разрешенного использования в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 должен быть сформирован площадью не менее 96 901 кв. м.
Требование о понуждении заключить договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 по цене 10 948 500 руб. не является преждевременным, как указал суд первой инстанции. В рассматриваемом случае понуждение Администрации к заключению договора купли-продажи является единственным способом восстановления нарушенных прав общества "Нордис".
С учетом изложенного, податель жалобы полагает решение суда по настоящему делу об отказе в удовлетворении заявленных требований незаконным и необоснованным.
Определением от 05.02.2016 суд апелляционной инстанции принял апелляционную жалобу общества "Нордис" к производству, назначил дело к рассмотрению в судебном заседании 03.03.2016 в 12 час. 10 мин. (т. 2, л.д. 2-3).
Определением от 03.03.2016 суд апелляционной инстанции отложил судебное разбирательство на 23.03.2015 на 15 час. 30 мин. применительно к части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с необходимостью дополнительного исследования обстоятельств по делу и представления дополнительных доказательств, необходимых для правильного разрешения спора (т. 2, л.д. 36-40).
Определением от 22.03.2016 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Богдановской Г.Н. судьей Карпачевой М.И. в связи с нахождением судьи Богдановской Г.Н. в очередном отпуске (т. 2, л.д. 114).
В связи с заменой судьи в составе суда рассмотрение дела начато сначала.
Определением от 23.03.2016 суд апелляционной инстанции повторно отложил судебное разбирательство на 27.04.2016 на 14 час. 30 мин. применительно к части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с необходимостью исполнения заинтересованными лицами определения суда от 03.03.2016 и представления дополнительных доказательств, необходимых для правильного разрешения спора (т. 2, л.д. 122-123).
Определением от 25.04.2015 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Соколовой И.Ю. судьей Богдановской Г.Н. в связи с нахождением судьи Соколовой И.Ю. в очередном отпуске (т. 3, л.д. 78).
В связи с заменой судьи в составе суда рассмотрение дела начато сначала.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступили.
Явку представителей в судебное заседание 27.04.2016 обеспечил только податель жалобы - общество "Нордис".
Администрация, Управление и Главное управление архитектуры явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции 27.04.2016 не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьего лица.
Представители общества "Нордис" в судебном заседании 27.04.2016 поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивали на отмене решения суда от 18.12.2015.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
На основании договора аренды от 10.04.2014 N 328-14, заключенного с Администрацией на срок до 26.03.2024 (т. 1, л.д. 50-56), обществу "Нордис" был передан земельный участок площадью 100190 кв. м с кадастровым номером 02:55:030308:55, расположенный по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан по ул. Инициативной, занимаемый торгово-сервисным комплексом.
Обозначенный земельный участок поставлен на кадастровый учет 30.07.2013, имеет вид разрешенного использования - занимаемый торгово-сервисным комплексом, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07.04.2014 N 02/14/1-221185 (т. 1, л.д. 52-54).
Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на 17.09.2015 (т. 1, л.д. 71, 116) земельный участок с кадастровым номером 02:55:030308:55 имеет площадь 94628 кв. м, назначение - занимаемый торгово-сервисным комплексом, данные о правообладателе отсутствуют, 22.05.2014 зарегистрировано ограничение (обременение) права - аренда в пользу общества "Нордис" на срок с 26.03.2014 по 26.03.2024 на основании договора аренды от 10.04.2014 N 328.
12 января 2015 г. общество "Нордис" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 на праве собственности.
Письмом от 16.02.2015 N 2461 (т. 1, л.д. 59) Управление отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности, указав, что земельный участок находится в границах красных линий и входит в перечень земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель, утвержденный решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Письмами от 16.03.2015 N 132 (т. 1, л.д. 102) и 16.03.2015 N 131 (т. 1, л.д. 103) общество "Нордис" просило Администрацию и Главное управление архитектуры соответственно исключить земельный участок с кадастровым номером 02:55:030308:55 из перечня земель, зарезервированных для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
29 июня 2015 г. общество "Нордис" повторно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 94628 кв. м с кадастровым номером 02:55:030308:55 на праве собственности, ссылаясь на нахождение на данном земельном участке принадлежащих обществу строений (т. 1, л.д. 58).
Вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Башкортостан от 01.07.2015 по делу N 3-246/2015 по иску общества "Нордис" кадастровая стоимость земельного участка площадью 94628 кв. м с кадастровым номером 02:55:030308:55 установлена в размере, равном его рыночной стоимости 43 794 000 руб. по состоянию (т. 1, л.д. 60-63).
Письмом от 21.07.2015 N 17915 (т. 1, л.д. 57) Управление повторно отказало обществу "Нордис" в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности, указав, что земельный участок находится в границах красных линий и входит в перечень земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель, утвержденный решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Полагая решение Администрации (в лице Управления), выраженное в письме Управления от 21.07.2015 N 17915, противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права в области предпринимательской деятельности, общество "Нордис" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2015 N 42/18 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан реорганизовано путем присоединения к нему Управления муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, переименовано в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности факта резервирования испрашиваемого обществом "Нордис" земельного участка для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", а также отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что для обслуживания принадлежащих заявителю объектов недвижимости общей площадью 4465,7 кв. м необходим земельный участок площадью 94628 кв.м.
Требование заявителя об определении выкупной стоимости земельного участка по цене, равной 10 948 500 руб., суд первой инстанции оценил как преждевременное.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обращаясь в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 площадью 94628 кв. м, общество "Нордис" сослалось на нахождение на указанном участке объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу относится случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункты 6, 7 названной нормы).
Отказывая в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка на праве собственности, орган местного самоуправления сослался расположение участка в границах красных линий и включения его в перечень земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель, утвержденный решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
При исследовании материалов дела судом апелляционной инстанции было установлено следующее.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции в материалы дела были представлены письмо Главного управления архитектуры от 07.10.2015 N 7-7940/ПР, адресованное обществу "Нордис" (т. 1, л.д. 121-122), в котором указано на отсутствие резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" с приложением соответствующей выкопировки из приложения N 1 к указанному решению, а также письмо Главного управления архитектуры от 01.12.2015 N 7-9745/ПР, адресованное Управлению (т. 1, л.д. 130-133), в котором указано на резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" с приложением соответствующих выкопировок из приложения N 1 к указанному решению, генерального плана г. Уфы и фрагмента из карты градостроительного зонирования.
Также Администрацией в материалы дела были представлены перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, с указанием на кадастровый номер спорного земельного участка согласно проекту планировки межевания территории квартала, ограниченного бульваром Ибрагимова, улицами Пархоменко, Краснодонской и Цюрупы в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденному постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.04.2009 N 1839 (т. 1, л.д. 69-70), и перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, с указанием на кадастровый номер спорного земельного участка в составе действующих красных линий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (т. 1, л.д. 85-87).
Учитывая наличие в материалах дела документов, содержащих противоречивые сведения о факте резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55, судебная коллегия сочла необходимым в целях проверки обоснованности доводов апелляционной жалобы дополнительно исследовать указанное обстоятельство, в связи с чем истребовать у Администрации и Главного управления архитектуры доказательства, свидетельствующие об официальной публикации приложений к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" с указанием на кадастровый номер спорного земельного участка, а также выкопировок из приложений NN 1, 2 к указанному решению и генерального плана города Уфы с указанием на спорный земельный участок (на дату принятия оспариваемого решения от 21.07.2015 N 17915).
Представитель Главного управления архитектуры в судебном заседании 23.03.2016 пояснила суду апелляционной инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:030308:55 площадью 100190 кв. м действительно был включен в состав резервируемых для муниципальных нужд земель на основании расположения его в границах красных линий объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, на дату принятия оспариваемого решения от 21.07.2015 N 17915 площадь земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 была уменьшена с 100190 кв. м до 94628 кв. м, при этом указанный земельный участок в уточненных границах в границы красный линий не входит, в связи с чем основания для резервирования данного земельного участка фактически отпали (аудиопротокол судебного заседания от 23.03.2016). Кроме того, изложенная позиция приведена Главным управлением архитектуры в письменных пояснениях по делу (т. 2, л.д. 86-87) с приложением схем земельного участка (т. 2, л.д. 89-99).
К дате судебного заседания 27.04.2016 обществом "Нордис" дополнительно представлен экземпляр газеты "Вечерняя Уфа" от 27.04.2016 с публикацией решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2016 N 61/8 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", которым из приложения N 2 к названному решению от 28.01.2015 N 41/6 исключен, в том числе, кадастровый номер 02:55:030308:55 (т. 3, л.д. 75).
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с доводом подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае ссылка на резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 площадью 100190 кв. м не может служить основанием, исключающим предоставление испрашиваемого земельного участка площадью 94628 кв. м с уточненными границами, не пересекающими границ красных линий, в собственность общества.
В указанной части отказ органа местного самоуправления являлся формальным, о чем свидетельствуют пояснения Главного управления архитектуры и последующее исключение земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 из приложения N 2 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
При этом довод апелляционной жалобы о том, что поскольку государственная регистрация обременения в виде резервирования земель для государственных и муниципальных нужд не произведена, постольку решение уполномоченного органа не влечет соответствующих правовых последствий, не принимается судебной коллегией как основанный на неверном толковании норм материального права.
Доводы заинтересованных лиц о значительном превышении площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, принятые судом первой инстанции, судебная коллегия находит бездоказательными.
Пунктом 25 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Указывая, что испрашиваемый участок в существующих границах значительно превосходит площадь застройки расположенного на нем строений, суд первой инстанции исходил из размера общей площади строений 4465,7 кв. м.
При исследовании материалов дела судом апелляционной инстанции было установлено следующее.
Из постановления Администрации от 26.03.2014 N 1157 (т. 1, л.д. 19), следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:030308:55 предоставлялся обществу "Нордис" в аренду в порядке статей 22 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации для эксплуатации 10 строений (в преамбуле постановления перечислены 10 свидетельств о государственной регистрации права).
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на количество строений, расположенных на испрашиваемом земельном участке - 22 и размер их общей площади - 12056,4 кв. м.
Документов, позволяющих установить, какие конкретно строения расположены на спорном земельной участке, их количество, назначение и совокупный размер площади, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представлено не было.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции счел необходимым истребовать у общества "Нордис" правоподтверждающие документы на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке (свидетельства о государственной регистрации права, выписки из ЕГРП), а также документы, свидетельствующие о совокупной площади застройки земельного участка; а у Администрации и Главного управления архитектуры - доказательства, свидетельствующие о конкретном размере площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на данном участке (с документальным обоснованием).
Следует отметить, что общество "Нордис" представило истребованные судом апелляционной инстанции документы (свидетельства о государственной регистрации права - т. 2, л.д. 48-58; кадастровые паспорта объектов - т. 2, л.д. 59-69; выписки из ЕГРП - т. 2, л.д. 70-82; план земельного участка - т. 2, л.д. 83-86; комплексное заключение по проведенным геодезическим работам с обоснованием необходимых площадей приобъектной территории торгово-сервисного комплекса от 21.04.2016 N 20/04-02 - т. 3, л.д. 6-71), тогда как Администрация и Управление требования суда апелляционной инстанции в указанной части не исполнили.
Из содержания комплексного заключения по проведенным геодезическим работам с обоснованием необходимых площадей приобъектной территории торгово-сервисного комплекса от 21.04.2016 N 20/04-02 следует, что площадь анализируемого земельного участка, предназначенного для обслуживания торгово-сервисного комплекса, не является завышенной.
Приведенный подателем жалобы расчет площади, необходимой для эксплуатации расположенных на земельном участке объектов недвижимости (с документальным обоснованием), заинтересованными лицами не опровергнут, собственный расчет не представлен.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется, исходя из той площади, которая необходима для дальнейшей эксплуатации сооружения, которое расположено на данном земельном участке.
Учитывая, что заявителем испрашивается земельный участок, сформированный для обслуживания торгово-сервисного комплекса уточненной площадью 94628, в рассматриваемом случае такое превышение отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части судебная коллегия находит обоснованными.
Иных оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка, помимо приведенных в оспариваемом решении и в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, заинтересованными лицами не доказано.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что Администрацией и Управлением в материалы дела не представлено доказательств невозможности передать в собственность заявителя земельный участок с кадастровым номером 02:55:030308:55 площадью 94628 кв. м.
Анализируемое решение Управления не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и безусловно нарушает права и законные интересы заявителя как собственника недвижимого имущества на приобретение земельного участка под данным имуществом в собственность.
Установив совокупность обстоятельств, необходимых для признания незаконным решения органа местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований общества "Нордис" в указанной части.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым определить способ восстановления нарушенных прав заявителя, возложив на Администрацию и Управление обязанность в тридцатидневный срок со дня вынесения настоящего постановления направить в адрес общества "Нордис" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 площадью 94628 кв. м в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом положений названной статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации удовлетворение заявленных обществом "Нордис" требований в части установления выкупной цены земельного участка с учетом характера спора, возникшего из публичных отношений и рассматриваемого по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представляется возможным.
Принимая во внимание принятие уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность общества "Нордис", у суда не имеется оснований для вывода о наличии разногласий сторон по вопросу определения цены приобретения земельного участка (преддоговорного спора).
Кроме того, суд не вправе подменять полномочия органов местного самоуправления.
Наличие спора об определении цены приобретения земельного участка влечет его разрешение в порядке искового производства (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В указанной части доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и подлежат отклонению.
Ссылки в апелляционной жалобы на судебные акты по иным делам не принимаются судебной коллегией ввиду того, что указанные судебные акты приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). По делу следует принять новый судебный акт о частичном удовлетворении заявления общества "Нордис".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с удовлетворением апелляционной жалобы и отменой решения суда относятся на заинтересованных лиц.
Излишне уплаченная обществом "Нордис" государственная пошлины по заявлению в сумме 3 000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 2 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2015 по делу N А07-19240/2015 отменить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Нордис" требования удовлетворить частично.
Признать незаконным ввиду несоответствия статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55, выраженный в письме от 21.07.2015 N 17915.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в тридцатидневный срок со дня вынесения настоящего постановления направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Нордис" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030308:55 площадью 94 628 кв. м, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан по ул. Инициативной.
В остальной части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Нордис" отказать.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нордис" 1 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Взыскать с Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нордис" 1 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Нордис" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по заявлению, излишне уплаченной платежным поручением от 18.08.2015 N 79.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нордис" 750 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нордис" 750 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Нордис" из федерального бюджета 2 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 10.03.2016 N 14.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19240/2015
Истец: ООО "Нордис"
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. УФА РБ, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан