г. Москва |
|
06 мая 2016 г. |
Дело N А40-205965/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Якутова Э.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО" Транспорт 21 век" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2015 по делу N А40-205965/15, принятое судьей Махлаевой Т.И. (2-1420) в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Транспорт 21 век" (ОГРН 1097746630541)
к Министерству транспорта Московской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Сазонов М.Ю. по дов. от 17.03.2016; |
от ответчика: |
Стомма А.Ю. по дов. от 13.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2015 ООО "Транспорт 21 век" (далее - Общество) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Министерства транспорта Московской области (далее - Минтранс МО) от 07.10.2015 АА N 010546.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой полагает, что данное решение вынесено незаконно.
Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Минтранс МО полностью поддерживает решение суда, просит решение суда оставить в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Минтранса МО в судебном заседании поддержал решение суда, возразил против доводов апелляционной жалобы, считает их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 04.09.2015 сотрудниками Минтранса МО было установлено, что водитель автобуса Мерседес г.р.з. Т671ВМ750 осуществлял перевозку пассажиров на основании путевого листа ООО "Транспорт 21 век" от 04.09.2015 ТРА N 0915 0386 на пригородном межсубъектном маршруте регулярных перевозок N 954 "Котельники (м. Котельники) - ТЦ МЕГА Белая Дача - Москва (м. Люблино)", на транспортном средстве, не оборудованном терминалом, обеспечивающим пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
04.09.2015 сотрудниками Минтранса МО также установлено, что водитель автобуса Мерседес г.р.з. Т731ВМ750 осуществлял перевозку пассажиров на основании путевого листа ООО "Транспорт 21 век" от 04.09.2015 N 0915 0392 на пригородном межсубъектном маршруте регулярных перевозок N 954 "Котельники (м. Котельники) - ТЦ МЕГА Белая Дача - Москва (м. Люблино)", на транспортном средстве, не оборудованном терминалом, обеспечивающим пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
29.09.2015 должностным лицом Минтранса Московской области в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества был составлен протокол 50 АА N 015581 об административном правонарушении, которым ООО "Транспорт 21 век" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.10.3 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области", выразившегося в выпуске на маршрут регулярных перевозок транспортного средства, не оборудованного терминалом, обеспечивающим пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
Постановлением Минтранса Московской области от 07.10.2015 50 АА N 010546 по делу об административном правонарушении, вынесенным в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества, ООО "Транспорт 21 век" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.10.3 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области", и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления.
При этом, суд указал на то, что в силу ч.2 ст.12 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" (далее - Закон об организации транспортного обслуживания) перевозчик пассажиров обязан: выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, условиями заключенных договоров; соблюдать требования иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Согласно ст.5 Закона об организации транспортного обслуживания правительство Московской области в пределах своей компетенции регулирует вопросы организации транспортного обслуживания населения на межсубъектных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пригородного и межмуниципального сообщения).
В соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания и постановлением Правительства Московской области от 27.09.2013 N 778/40 "О создании системы обеспечения безналичной оплаты проезда Московской области "Единый транспортный билет Московской области" Правительство Московской области постановлением от 10.09.2014 N 727/36 утвердило Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок.
Порядком функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Порядок) определены правила и условия взаимодействия сторон, возникающие при осуществлении оплаты проезда на общественном транспорте в Московской области по маршрутам регулярных перевозок по тарифам, утверждаемым Правительством Московской области и самими перевозчиками, с использованием электронных средств платежа, регулирует вопросы формирования, использования и прекращения действия приобретаемых с их помощью билетов в электронном виде.
Под системой обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Система) в данном Порядке понимается технологический комплекс, обеспечивающий возможность использования электронных средств платежа для оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области (далее - проезд на общественном транспорте), осуществления безналичных расчетов, учета проданных билетов и совершенных поездок, в том числе в целях обеспечения удобства оплаты проезда на общественном транспорте; обеспечения денежных выплат перевозчикам за фактический объем оказанных услуг по перевозке пассажиров и багажа; снижения доли наличных средств в обороте перевозчиков и расходов на их инкассацию.
В состав участников названной системы входят, в том числе: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выполнение перевозок пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области, и нерегулируемым тарифам, утверждаемым самими перевозчиками (далее Перевозчики).
Все участники системы подключаются к ней за счет собственных средств на основе утвержденных Министерством транспорта Московской области и Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области технических условий подключения к системе и протоколов обмена данными с ее использованием.
В рамках созданной системы пользователям обеспечиваются возможности безналичной оплаты проезда на общественном транспорте Московской области, в том числе, оплата проезда с использованием единой транспортной карты.
Перевозчики имеют право добровольно стать участниками системы путем заключения договора с оператором системы, приняв на себя с момента вступления в силу названных договоров обязательства, в том числе: обеспечить за свой счет подключение к Системе в соответствии с техническими условиями и обучение сотрудников ее использованию; обеспечить установку и функционирование на всех транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, Терминалов оплаты за свой счет или за счет средств Оператора Системы в соответствии с условиями заключенных с ним договоров; предоставить пользователям на всех транспортных средствах Перевозчиков, используемых для перевозки пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области, возможность приобретения единых транспортных карт, а также использования для оплаты проезда разрешенных в рамках Системы электронных средств платежа; использовать для проведения операций с использованием электронных средств платежа только исправные Терминалы оплаты, соответствующие установленным техническим требованиям, и обеспечивать их надлежащее техническое обслуживание.
В соответствии с вышеуказанным Порядком функционирования системы, Единая транспортная карта и ее приложение на банковской транспортной карте принимаются для оплаты проезда на общественном транспорте по маршрутам регулярных перевозок всеми перевозчиками в соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания.
Законом Московской области от 25.06.2015 N 102/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" внесены изменения, в том числе, в ст.14 Закона об организации транспортного обслуживания в части обеспечения перевозчиками возможности безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
Согласно ст.2 Закона Московской области от 25.06.2015 N 102/2015-ОЗ заключенные до вступления в силу настоящего Закона договоры на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего закона в течение трех месяцев с даты вступления в силу настоящего Закона.
Исходя из этого, суд пришел к выводу о том, что перевозчики, осуществляющие перевозки по маршрутам, внесенным в Реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области, в срок до 09.10.2015 должны заключить дополнительные соглашения к договором (государственным контрактам), на основании которых они осуществляют регулярные перевозки пассажиров и багажа.
В соответствии со ст.10.3 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области" в действовавшей на момент совершения правонарушения редакции выпуск на маршрут (маршруты) регулярных перевозок транспортного средства, не обеспечивающего пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Поскольку указанные в постановлении транспортные средства ООО "Транспорт 21 век" не обеспечивали пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, суд пришел к выводу о доказанности административным органом события вмененного Обществу правонарушения.
В то же время, судом первой инстанции не было учтено следующее.
Положения ст.2 Закона Московской области от 25.06.2015 N 102/2015-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области", предусматривающей оборудование транспортных средств терминалами безналичной оплаты проезда, касаются гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов, поскольку законодателем указано, что приведению в соответствие в течение 3-х месяцев (до 09.10.2015) подлежат договоры на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
Исходя из этого, законодателем предусмотрен льготный период - до 09.10.2015, в течение которого хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить приведение заключенных договоров в соответствие с законом и обеспечить обучение своих сотрудников правилам использования терминалов безналичной оплаты проезда.
Проверка в отношении Общества проведена 04.09.2015.
Таким образом, с учетом установленного Законом для заключения договора периода, перевозка 04.09.2015 пассажиров на транспортных средствах, не оборудованных терминалами для безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, не образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.10.3 Закона Московской области от 05.10.2006 N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и электрическом транспорте в Московской области".
Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Из заявления ООО "Транспорт 21 век" следует, что Общество, помимо признания незаконным и отмене постановления, просило обязать должностные лицо Минтранса МО исключить из баз данных сведений о нарушении ООО "Транспорт 21 век" административного законодательства.
В силу ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок формирования Минтрансом МО базы данных сведений о нарушении административного законодательства, являющимся информационным ресурсом, не носит характер административных и иных публичных правоотношений.
Согласно п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает необоснованным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2015 по делу N А40-205965/15 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства транспорта Московской области от 07.10.2015 АА N 010546.
В части требований об обязании Министерства транспорта Московской области исключить из баз данных сведений о нарушении ООО "Транспорт 21 век" административного законодательства производство по делу прекратить.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-205965/2015
Истец: ООО " Транспорт 21 век", ООО Транспорт 21 века
Ответчик: Министерство транспорта Московской области Управление регионального административно-транспортного контроля Территориальный отдел N4, Территориальный отдел N 4