г. Москва |
|
06 мая 2016 г. |
Дело N А40-220901/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "06" мая 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи В.И. Тетюка
при ведении протокола судебного заседания Т.М. Сидоровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Первая Грузовая Компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 марта 2016 года, принятое судьей В.Э. Козловским (шифр судьи 102-1766) в порядке упрощенного производства по делу N А40-220901/15
по иску АО "Первая Грузовая Компания"
к ОАО "Барнаульский вагоноремонтный завод"
о взыскании 10 548 руб. 13 коп.
от истца: Голубева Э.Л. - дов. от 01.04.2015
от ответчика: неявка, извещен
УСТАНОВИЛ:
АО "Первая Грузовая Компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "Барнаульский вагоноремонтный завод" о взыскании убытков в размере 7 848 руб. 13 коп., неустойки в размере 2 700 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 03.03.2016 г. взысканы с Открытого акционерного общества "Барнаульский вагоноремонтный завод" в пользу Акционерного общества "Первая Грузовая Компания" убытки в размере 6 220 руб. 13 коп., неустойка в размере 2 700 руб. а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 691 руб. 32 коп.
В остальной части исковых требований отказано.
АО "Первая Грузовая Компания", не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, подало апелляционную жалобу.
В своей жалобе заявитель указывает на неправомерность отказа судом во взыскании с ответчика стоимости услуг по составлению рекламационно-претензионной документации в размере 1 628 руб.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, довзыскать с ответчика в пользу истца убытки в размере 1 628 руб.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, проверив доводы жалобы, пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению.
В порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части. Возражений лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Как следует из материалов дела, между АО "Первая Грузовая Компания" и ОАО "Барнаульский вагоноремонтный завод" заключен договор N 193/13 от 27.03.2013 года.
В соответствии с условиями договора ответчик (подрядчик) обязался по поручению истца производить плановые виды ремонта (деповский, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих истцу на праве собственности, аренды или ином законном основании, а истец - оплатить выполненные ответчиком работы на условиях, установленных Договором (пункт 1.1 Договора).
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с условиями Договора ответчиком выполнен ремонт вагонов в вагонно-ремонтном депо ответчика.
Пунктом 6.2 Договора установлен гарантийный срок по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ- 36-М.
В течение гарантийного срока указанный в иске вагон был отцеплен перевозчиком по технологическим неисправностям и направлены для устранения дефектов в эксплуатационные вагонные депо ОАО "РЖД". Акт-рекламация, оформленный комиссией эксплуатационного вагонного депо, не был оспорен ответчиком в установленном порядке.
Пунктом 6.3 Договора предусмотрено, что при обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественного выполненного ремонта, грузовые вагоны направляются в вагоноремонтные предприятия, определяемые заказчиком самостоятельно. Устранение выявленных технологических дефектов произведено в эксплуатационном депо ОАО "РЖД".
Как указал истец, ОАО "РЖД" устранило выявленные технологические дефекты на спорную сумму (без НДС), что подтверждается актами выполненных работ, счетами и счетами-фактурами.
Согласно пункту 6.4.2 Договора, работы по устранению дефектов, возникших в течение гарантийного срока, оплачивает заказчик, что было осуществлено в полном объеме.
Согласно пункту 6.4.3 Договора подрядчик обязан возместить заказчику убытки, возникшие вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока.
С целью досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензии, оставленные ответчиком без удовлетворения (копии приобщены к материалам дела).
Статья 723 ГК РФ предусматривает в случае выполнения подрядчиком работ с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, обязанность подрядчика, кроме прочего, безвозмездно устранить недостатки в разумный срок либо возместить расходы заказчика на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Согласно пункту 1 статьи 721, пункту 1 статьи 722 ГК РФ в отсутствие специальных условий в договоре подряда, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать обычно предъявляемым к работам соответствующего рода в момент передачи заказчику и в пределах разумного срока быть пригодным для обычного использования результата работы такого рода, а в случае, когда законом, иным правовым актом или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок - в течение всего гарантийного срока.
Стоимость ремонта вагона составила 7 848 руб. 13 коп. что подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ, счетами, счетами- фактурами, платежными поручениями, дефектными ведомостями.
В адрес ответчика направлены претензии с требованием оплатить текущий ремонт вагонов.
Указанные претензии оставлены ответчиком без удовлетворения.
В соответствии с п. 6.1 "Временный регламент ведения рекламационно- претензионной работы в вагонном хозяйстве" (утв. ОАО "РЖД" 25.07.2011 N 1085/ЦДИ-2011) причина неисправности грузового вагона определяется осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо при техническом обслуживании поездов и перевод в неисправные, осуществляется согласно классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 04)", утвержденному Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций, на основании чего вводится в единую базу данных сообщение 1353 - электронный аналог уведомления о ремонте вагона формы ВУ-23-М.
В соответствии с п. 1.11 указанного Регламента оформленный рекламационный акт ВУ-41 является основанием для предъявления претензии.
Согласно пункту 2.1 Регламента, предприятие, отремонтировавшее вагон плановым видом ремонта, самостоятельно контролирует внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения гарантии и в суточный срок информирует телеграммой руководителя эксплуатационного депо об участии в расследовании отцепки. Таким образом, представитель вагонного ремонтного депо входит в состав комиссии, расследующей причины отцепки, по собственной инициативе. В случае неполучения в суточный срок сообщения от представителей Подрядчика о его выезде, вагонное эксплуатационное депо начинает расследование характера и причин возникновения дефектов, несоответствий качеству и составляет односторонний акт, которым руководствуется в дальнейшей работе.
В соответствии с п. 2.1 Регламента для расследования причин отцепок и составления рекламационного акта вагонное эксплуатационное депо создает комиссию под председательством начальника или его заместителя, в состав которой входят руководитель производственного участка и специалист, ответственный за ведение рекламационно-претензионной работы данного вагонного эксплуатационного депо. По собственной инициативе в состав комиссии могут войти представитель "Поставщика", представитель "Компании-собственника" и представитель "Поставщика комплектующих". Согласно нормам указанного регламента "Поставщик" - это сторона поставки, определяемая договором поставки или ремонта (ВЧДР - вагонное ремонтное депо; ВКМ - вагонно-колесные мастерские; ВЧДЭ - эксплуатационное вагонное депо; ВРП - вагоноремонтное предприятие; ВРЗ - вагоноремонтный завод; ВСЗ - вагоностроительный завод). В соответствии с пунктом 2.5 Временного регламента член комиссии, несогласный с содержанием рекламационного акта, имеет право изложить особое мнение, с предоставление подтверждающих материалов. Особое мнение представителем ответчика не высказано, доказательств направления специалиста для установления причин поломки вагона не представлено.
В соответствии с п. 4.6 Регламента к претензии должен прилагаться оригинал рекламационного акта формы ВУ-41 и копии следующих документов:
- акт о выполненных работах (оказанных услугах); - калькуляция на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузового вагона (если у "Компании- собственника" не заключен договор по выполнению текущих отцепочных ремонтов по единой цене); - дефектная ведомость на текущий ремонт грузового вагона формы ВУ- 22 и расчетно-дефектная ведомость (если у "Компании-собственника" не заключен договор по выполнению текущих отцепочных ремонтов по единой цене); - счет- фактура; - платежное поручение; - счет. По этим документам ущерб должен возмещаться безоговорочно без запроса дополнительной документации.
Пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из названных положений следует вывод о существенном различии правовой природы данных обязательств по основанию их возникновения: из договора и из деликта. В случае если вред возник в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства, нормы об ответственности за деликт не применяются, а вред возмещается в соответствии с правилами об ответственности за неисполнение договорного обязательства или согласно условиям договора, заключенного между сторонами.
Указанная правовая позиция сформирована судом надзорной инстанции в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 1399/13 по делу N А40-112862/2011.
Согласно п. 6.6 договора подрядчик обязуется возместить заказчику все убытки, возникшие вследствие некачественного проведения подрядчиком работ, предусмотренных договором, включая оплату провозных платежей за доставку грузовых вагонов в ремонт и из ремонта до станции назначения, а также неустойку в размере 900 руб. за каждый грузовой вагон за каждый календарный день за период, в течении которого заказчик не имел возможности использовать грузовой вагон по назначению.
Текущий ремонт вагона производился в период с 12.08.2014 по 14.08.2014 года, что подтверждается уведомлениями форму ВУ-23-М и ВУ-36-М, таким образом, как указал суд в решении, сумма неустойки, подлежащая взысканию, составляет 2 700 руб.
Решение суда в данной части не обжалуется.
В части требования о взыскании убытков суд первой инстанции пришел к выводу о его правомерности частично, отклонив при этом доводы ответчика, поскольку факт дефекта вагона в период гарантийного срока, размер расходов на ремонт вагона, понесенных истцом, судом установлен.
Решение суда в части взыскания убытков не обжалуется.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика стоимости услуг по составлению рекламационно-претензионной документации в размере 1628 руб.
Как указал суд в решении, действительно, истец понес расходы на составление указанной документации, однако обосновывающих документов, какие услуги и за составлении какой документации, не представлено, необходимость проведения таких работ не является видом работ, с производством которых непосредственно связано восстановление потребительских свойств грузового вагона.
Однако апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания стоимости оформления рекламационно-претензионной документации.
Как указано выше, в период гарантийного срока спорный вагон был отцеплен в текущий отцепочный ремонт. Согласно акту-рекламации формы ВУ-41-М виновным был признан ответчик. Текущий отцепочный ремонт был проведен предприятием ОАО "РЖД".
В соответствии с условиями договора сторон, расходы, понесенные заказчиком по вине подрядчика, возникшие вследствие некачественно выполненных работ, в течение гарантийного срока, заказчик предъявляет и направляет в депо подрядчика, проводившее плановый ремонт грузового вагона, путем направления претензии, с приложением, в том числе, акта-рекламации формы ВУ-41-М.
Поскольку стороны договора согласовали, что акт-рекламация формы ВУ-41-М обязателен при предъявлении претензии, следовательно, при ее предъявлении истцу возмещаются все расходы, связанные с ремонтом, в том числе и расходы на услуги по составлению актов-рекламаций. В вагонных эксплуатационных депо ОАО "РЖД" расходы на услуги по составлению рекламационных документов включаются в расчетно-дефектные ведомости по вагонам.
Факт причинения убытков, вина и размер убытков по спорному вагону установлены материалами дела. Наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками ввиду некачественного ремонта и расходами на услуги по оформлению рекламационно-претензионной документации (составление акта-рекламации формы ВУ-41-М) состоит в том, что если бы не была проведена отцепка по вине ответчика в текущий отцепочный ремонт (ТОР), то у истца не возникли бы расходы на составление акта-рекламации (рекламационной документации).
В соответствии с пунктом 1.8 Временного регламента ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве от 25.07.2011 N 1085/ЦДИ-2011 и пунктом 4.1 Регламента на основании рекламационных документов владелец вагона вправе предъявить затраты на ТОР с приложением одного оригинала рекламационных документов контрагенту в соответствии с условиями заключенных договоров и действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1 Временного регламента и Регламента рекламационные документы - это документы, подтверждающие неисправность и причину ее возникновения, вследствие которой был отцеплен грузовой вагон (акт-рекламация формы ВУ-41-М с приложением материалов расследования).
Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов.
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском для восстановления нарушенного права путем составления актов-рекламаций и выполнения условий договора, поэтому он в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать возмещения в полном объеме своих расходов за проведение текущего отцепочного ремонта.
Указанный вывод соответствует позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 305-ЭС15-10026.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требования истца о взыскании убытков по спорному вагону в части взыскания стоимости оформления рекламационно-претензионной документации не имеется.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска подлежит отмене, требование истца о взыскании убытков в размере 1 628 руб., составляющих стоимость оформления рекламационно-претензионной документации, подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 марта 2016 года по делу N А40-220901/15 в обжалуемой части отменить.
Довзыскать с Открытого акционерного общества "Барнаульский вагоноремонтный завод" в пользу Акционерного общества "Первая Грузовая Компания" убытки в размере 1 628 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 308 руб. 68 коп., расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-220901/2015
Истец: АО "ПГК", АО "Первая грузовая компания" в лице Ярославского филиала ОАО "ПГК", АО "Первая Грузовая Компания"
Ответчик: ОАО "БАРНАУЛЬСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"