г.Москва |
|
06 мая 2016 г. |
Дело N А40-204451/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Цымбаренко И.Б., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ИЭСВ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2016 по делу N А40-204451/2015 (72-1679), принятое судьей Немовой О.Ю.,
по заявлению ООО "ИЭСВ"
к Роскомнадзору,
третье лицо: ПАО "Ростелеком"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Тривоженко Д.А. по дов. от 28.07.2015; |
от ответчика: |
Лазарева Н.И. по дов. от 27.04.2016, Мирошкина К.А. по дов. от 31.07.2015; |
от третьего лица: |
Терехова Е.В. по дов. от 16.11.2015, Вирясов А.Г. по дов. от 27.10.2014, Стецюк А.В. по дов. от 31.12.2013, Ивахненко П.В. по дов. от 11.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутскэнергосвязь" (далее - ООО "ИЭСВ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор, ответчик) N 2015/6 от 02.07.2015.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2016 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд исходил из обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта требованиям закона и отсутствия для заявителя негативных правовых последствий в виде нарушения его прав и охраняемых законом экономических интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ИЭСВ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ответчиком представлены письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст.262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, изложив указанную в ней правовую позицию, доводы и требования, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора поддержали решение суда первой инстанции, указав на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, а также изложив свою правовую позицию по делу, доводы апелляционной жалобы считают необоснованными, а заявленные в ней требования - не подлежащими удовлетворению.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов рассматриваемого дела, ООО "ИЭСВ" обратилось в Управление Роскомнадзора по Иркутской области (далее - Управление) письмом от 06.03.2015 N 003-03/337, содержащим уведомление о нарушении ПАО "Ростелеком" порядка пропуска трафика телефонной сети и нарушении целостности сети связи в Иркутской области и на объектах энергетики и жизнеобеспечения".
По результатам рассмотрения поступившего заявления и приложенных к нему документов, Роскомнадзор было принято оспариваемое решение N 2015/6 от 02.07.2015 с указанием на отсутствие в действиях ПАО "Ростелеком" нарушений, сопряженных с пролонгацией действия договора, взаимодействием сетей, установлением новых условий присоединения и их применения при заключении нового договора.
Считая указанные решения незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, связанного с необоснованной корректировкой таможенной стоимости товара, ООО "ИЭСВ" обратилось в суд с требованием о его оспаривании.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, выслушав пояснения и аргументы представителей лиц участвующих в деле Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2016 по делу N А40-204451/2015 в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) федеральный орган исполнительной власти в области связи обязан рассматривать обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей и их взаимодействия в течение шестидесяти дней со дня получения обращений и публиковать принятые по ним решения.
Пунктом 5.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, установлено, что Роскомнадзор рассматривает обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принимает по ним решения и выдает предписания в соответствии с федеральным законом.
Порядок обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи и рассмотрения обращений установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принятию по ним решений и выдаче предписаний в соответствии с федеральным законом, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 05.05.2012 N 98 (зарегистрирован Минюстом России 05.05.2012, регистрационный N 24079) (далее - Регламент).
Пункт 15 Регламента устанавливает, что рассмотрение обращения заявителя по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также по вопросам взаимодействия операторов связи, если хотя бы один из участвующих в присоединении и (или) взаимодействии сетей электросвязи и (или) взаимодействующих операторов связи является оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, осуществляется
Комиссией Роскомнадзора по рассмотрению обращений операторов связи (далее - Комиссия). Комиссия образована приказом Роскомнадзора от 07.09.2009 N 458. Комиссия является межведомственной и в ее состав, помимо представителей Роскомнадзора, включены также представители Минкомсвязи России, Федерального агентства связи, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт принят уполномоченным административным органом по итогам рассмотрения и разрешения поданного заявителем письма на действия оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования.
В поданной апелляционной жалобе ООО "ИЭСВ" настаивает на том, что Роскомнадзором при рассмотрении письма заявителя не был установлен предмет требований.
Однако письмо от 11.03.2015 N 003-03/394, на которое ссылается ООО "ИЭСВ", содержащее заявление о принятии мер прокурорского реагирования, было направлено ООО "ИЭСВ" не в Роскомнадзор, а в прокуратуру Иркутской области и не содержало документов и материалов, установленных пунктом 31 Регламента.
В направленном ответчику уведомлении (исходящий от 06.03.2015 N 003-03/337), содержалась следующая информация: о прекращении пропуска трафика с сети Зоновой телефонной связи ООО "ИЭСВ" на сети местной телефонной связи ПАО "Ростелеком", о выполнении ООО "ИЭСВ" обязательств по договору от 24.10.2006 N 07ПО-51/2006 о присоединении сетей электросвязи (далее - договор) в полном объеме, о незаконном, по мнению ООО "ИЭСВ", принуждении к изменению существенных условий указанного договора со стороны ПАО "Ростелеком", просьба к Комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций Иркутской области, Главному управлению МЧС России по Иркутской области, прокурору Иркутской области и Управлению Роскомнадзора по Иркутской области принять меры к восстановлению целостности сети связи и исключения подобных действий со стороны ПАО "Ростелеком" в дальнейшем.
Кроме того, комиссии была представлена переписка ООО "ИЭСВ" и ПАО "Ростелеком", содержащая отказ последнего от пролонгации Договора и мнение о неправомерности такого отказа со стороны ООО "ИЭСВ", а также предложение ПАО "Ростелеком" о заключении нового договора о присоединении сетей электросвязи от 01.01.2015 N 07ПО-51/2015 и отказ ООО "ИЭСВ" от его заключения.
Вместе с тем, документов, подтверждающих наличие обращений ООО "ИЭСВ" в ПАО "Ростелеком" с требованием возобновления пропуска трафика с сети фиксированной зоновой телефонной связи ООО "ИЭСВ" на сети местной телефонной связи ПАО "Ростелеком" и обоснование таких требований в пакете документов, представленных ООО "ИЭСВ", представлено не было. Мотивы отказа ПАО "Ростелеком" от продления срока действия договора, равно как и его обоснованный характер, приведены в п.2 оспариваемого решения Роскомнадзора N 2015/6 от 02.07.2015.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что оказание услуг присоединения ПАО "Ростелеком" прекращено не было, а услуги по пропуску трафика были ограничены согласно требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере связи, обстоятельства чего подтверждаются материалами рассматриваемого дела.
Согласно пункту 10.1 Договора договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2006; по окончании данного срока договор автоматически продляется на следующий период равный 1 году, если за 1 месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не подаст другой стороне письменное уведомление о нежелании продлевать действие договора. Количество пролонгации не ограничено.
В письме N 0704/05/4 от 21.11.2014 ПАО "Ростелеком" письмом уведомило ООО "ИЭСВ" об отказе в пролонгации договора на следующий период. Письмом N 0704/05/6587-14 24.11.2014 ПАО "Ростелеком" направил в ООО "ИЭСВ" проект нового договора "О присоединении сети местной телефонной связи ООО "ИЭСВ" к сети местной телефонной связи ПАО "Ростелеком" и их взаимодействии" N 07ПО-51/2015 от 01.01.2015. ООО "ИЭСВ" от заключения нового договора отказалось письмом N 603-03/2023 от 11.12.2014.
ПАО "Ростелеком" представило ООО "ИЭСВ" новый договор о присоединении сетей электросвязи, наличие которого является обязательным в силу положений статьи 18 и статьи 19 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N126-ФЗ).
В 2006 году, согласно реестру операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (далее - Реестр), оператор местной и внутризоновой телефонной связи ОАО "Сибирьтелеком" являлся оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования (далее - существенный оператор) в зоне нумерации "Иркутская" (код АВС=395).
В соответствии с положением ст.19 Закона N 126-ФЗ ОАО "Сибирьтелеком" были установлены, опубликованы и направлены в федеральный орган исполнительной власти в области связи условия присоединения сетей электросвязи для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги связи (услуги местной телефонной связи и услуги внутризоновой телефонной связи), в том числе на территории Иркутской области).
Заключенные ОАО "Сибирьтелеком" договоры о присоединении содержали соответствующие условия присоединения.
В связи с реорганизацией ОАО "Сибирьтелеком" в форме присоединения к ПАО "Ростелеком" с апреля 2011 года ПАО "Ростелеком" является правопреемником ОАО "Сибирьтелеком".
Таким образом, во исполнение приказа Роскомнадзора N 155 от 18.02.2013 N 155 ОАО "Сибирьтелеком" было исключено из Реестра. Вместе с тем, ПАО "Ростелеком" как оператор местной и внутризоновой телефонной связи, оказывающий соответствующие услуги связи на территории, в том числе Иркутской области, на основании того же приказа было включено в Реестр, в том числе в зоне нумерации "Иркутская" (код АВС=395).
Согласно п.1 ст.19 Закона N 126-ФЗ оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам связи услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.
ПАО "Ростелеком" установлены равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, на территориях всех субъектов Российской Федерации, где оно является существенным оператором.
К договору о присоединении сетей электросвязи, определяющему условия оказания услуг присоединения, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей электросвязи и пропуску трафика, применяются положения о публичном договоре в отношении операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования.
В соответствии с п.3 ст.19 Закона N 126-ФЗ условия присоединения опубликованы в отраслевом средстве массовой информации журнале "Радиочастотный спектр" и направлены в федеральный орган исполнительной власти в области связи.
Направленный ПАО "Ростелеком" в адрес ООО "ИЭСВ" письмом N 0704/05/6587-14 от 24.11.2014 договор является публичным.
В соответствии с положениями п.1 ст.426 ГК РФ ПАО "Ростелеком", как лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что установив и опубликовав новые существенные условия присоединения сетей электросвязи, ПАО "Ростелеком" выполнил тем самым требования законодательства Российской Федерации в сфере связи. Таким образом, договор прекратил свое действие в связи за истечением срока с 31.12.2014.
В соответствии с Публичной офертой ПАО "Ростелеком" оператор имеет право осуществлять пропуск трафика на сеть ПАО "Ростелеком", инициированный только с номеров диапазона нумерации, выделенного Оператору в муниципальном образовании (образованиях), на территории которого (которых) находится точка присоединения к сети местной/зоновой телефонной связи ПАО "Ростелеком",
Согласно разделу I Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, услуги местной телефонной связи включают обеспечение предоставления абоненту:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) абонентской линии в постоянное пользование;
в) местных телефонных соединений для: передачи голосовой информации; передачи факсимильных сообщений; передачи данных;
г) доступа к телематическим услугам связи и услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также к услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
д) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;
е) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номеров вызова соответствующих экстренных оперативных служб, устанавливаемых в соответствии с российской системой и планом нумерации;
ж) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
В соответствии с положениями абз.17 п. 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила оказания услуг телефонной связи), "местное телефонное соединение" - телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения.
В соответствии с п.п.1 п.1 Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденных приказом Мининформсвязи России от 08.08.2005 N 98 (далее - Требования), пропуск трафика при оказании услуг местной телефонной связи осуществляется в следующем порядке:
1) между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети (сетям) местной телефонной связи:
а) пользовательское (оконечное) оборудование;
б) узлы связи сети (сетей) местной телефонной связи, функционирующие в пределах территории муниципального образования, являющегося городским или сельским поселением, муниципальным районом, либо города федерального значения;
в) пользовательское оконечное оборудование;
В соответствии с требованиями вышеприведенных нормативных правовых актов были приняты решения о выделении ресурсов нумерации, в которых каждый конкретный диапазон нумерации закреплен за территорией муниципального образования, являющегося городским или сельским поселением, муниципальным районом, либо города федерального значения.
В этой связи требования ПАО "Ростелеком", связанные с пропуском трафика между сетями местной телефонной связи, находящихся в одном и том же муниципальном образовании, от/на нумерацию, выделенную Федеральным агентством связи для использования в данном муниципальном образовании, содержащиеся во вновь установленных и опубликованных условиях присоединения сетей электросвязи, не противоречат требованиям нормативных правовых актов в области связи.
Следовательно ссылка ООО "ИЭСВ" на отсутствие в Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161, "запрета на пропуск трафика от сети другого оператора связи в пределах муниципального образования в случае происхождения трафика из другого муниципального образования" является несостоятельной.
В соответствии с ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Однако изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела или имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи, с чем апелляционная жалоба ООО "ИЭСВ является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2016 по делу N А40-204451/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204451/2015
Истец: ООО "ИРКУТСКЭНЕРГОСВЯЗЬ", ООО "ИЭСВ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Третье лицо: ПАО "Ростелеком", ПАО Ростелеком