г. Саратов |
|
10 мая 2016 г. |
Дело N А06-11048/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2016 года по делу N А06-11048/2015 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19" (414045, г. Астрахань, ул. 3-я Рыбацкая, д. 5, ИНН 3017022350, ОГРН 1023000828080)
к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 56, ИНН 3015056763, ОГРН 1033000803813)
о признании недействительным решения от 13.11.2015 N 040 017 15 РВ 0000,
без участия в судебном заседании представителей: муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19", Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани (почтовые уведомления N 79354, N 79353 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19" (далее - Школа, страхователь) обратилась с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Советском районе г. Астрахани (далее - Фонд) от 13.11.2015 N 040 017 15 РВ 0000 недействительным в части штрафа за нарушение части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ - 15 397,81 рублей, начисления пени, рассчитанных в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N 12-ФЗ, недоимки по страховым взносам на ОПС в размере 76 989,08 рублей, из них: 52 954,81 рублей - страховая часть, 9 545,56 рублей - на накопительную часть, 14 488,71 рублей - по страховым взносам на ОМС в ФФОМС.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2016 года по делу N А06-11048/2015 решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани от 13.11.2015 N 040 017 15 РВ 0000 признано недействительным в части доначисления недоимки в размере 76 989,08 рублей, из них на страховую часть - 52 954,81 рублей, на накопительную часть 9 545,56 рублей, по страховым взносам на ОМС в ФФОМС 14 488,71 рублей, штрафных санкций в размере 15 397,81 рублей, соответствующих сумм пени.
В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено в связи с отказом от заявленных требований.
С Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани в пользу муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Муниципальным бюджетным образовательным учреждением г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19", Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
На основании решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани N 040 017 15 ВР 0000444 от 09.09.2015 Арутюновой Л.Н. в период с 09.09.2015 по 16.10.2015 проведена выездная проверка муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N19" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт N 040 017 15 АВ 0000406 от 19.10.2015.
Проверкой установлено, что выплаты в виде грантов работникам школы, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани N 040 017 15 РВ 0000 от 13.11.2015 муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N19" привлечено к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 16 035,51, также страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 80 177,55 руб., пени в сумме 8 838,72 руб.
Учреждение считает, что спорные выплаты произведены обществом в рамках трудовых отношений, поэтому являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Не согласившись с указанным решением в части начисления штрафа за нарушение части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ - 15 397,81 рублей, начисления пени, рассчитанных в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N 12-ФЗ, недоимки по страховым взносам на ОПС в размере 76 989,08 рублей, из них: 52 954,81 рублей - страховая часть, 9 545,56 рублей - на накопительную часть, 14 488,71 рублей - по страховым взносам на ОМС в ФФОМС, муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N19" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Школы и не включены в систему оплаты труда.
Изучив материалы дела, оценив установленные судом первой инстанции обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
При исследовании обстоятельств дела судом апелляционной инстанции установлено, что основанием для доначисления муниципальному бюджетному образовательному учреждению г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19" страховых взносов согласно оспариваемому решению пенсионного фонда послужил вывод о необходимости включения в базу для начисления страховых взносов сумм:
- грантов, выплаченных работникам школы Бусловой Ю.А. (50 000 руб.), Гонзиной С.А. (50 000 руб.), Маклаковой С.В. (50 000 руб.), Редвановой Л.А. (50 000 руб.), Тихомировой О.А. (50 000 руб.) на основании распоряжения мэра города Астрахани N 1113-р-м от 28.12.2012 "О присуждении грантов мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений города Астрахани";
- единовременных пособий молодым специалистам, выплаченных работникам Школы Бычковой Н.В. (5 092, 59 руб.), Бычковой Н.В. (4 000 руб.), Конищевой Н.С. (25 000 руб.) на основании приказа Управления по образованию и науке администрации города Астрахани N 08-07-638 от 24.10.2013 во исполнение постановления мэра города Астрахани от 04.08.2009 N2978-м "О социальной поддержке молодых специалистов муниципальных образовательных учреждений города Астрахани", приказа комитета по образованию и науке администрации города Астрахани от 27.08.2009 N 01-07-613 "О мероприятиях по исполнению постановления мэра города Астрахани от 04.08.2009 N2978-м".
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 5 Закона N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" предусмотрено, что под "грантом" понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что гранты, выделенные администрацией города Астрахани педагогическим работникам Бусловой Ю.А., Гонзиной С.А., Маклаковой С.В., Редвановой Л.А., Тихомировой О.А., не облагаются страховыми взносами.
Выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами.
Грантодателем выступает администрация города Астрахани, в лице Управления по образованию и науке администрации г. Астрахани, которое не является работодателем указанных выше лиц.
Согласно распоряжению мэра города Астрахани от 28.12.2012 N 1113-р-м денежные средства для выплаты грантов выделены Финансово-казенным управлением администрации города Астрахани за счет общих бюджетных ассигнований по отросли "Образование".
Суммы в виде грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации на счет учреждения, являющегося работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19" не распределяло вознаграждение из этих сумм своим работникам.
Таким образом, данные денежные суммы не являются вознаграждением работникам в рамках трудовых отношений.
В данном случае грант надлежит квалифицировать не как доход, неподлежащий обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
В отношении единовременных пособий, выплаченных молодым специалистам необходимо отметить следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Государственное пособие-безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
С учетом приведенной нормы, единовременные пособия, выплаченные страхователем молодым специалистам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.
Таким образом, объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат.
Судом установлено и не оспаривалось представителем Фонда, что выплаты единовременного пособия молодым специалистам Школы - Бычковой Н.В., Конищевой Н.С. на основании приказа Управления по образованию и науке администрации города Астрахани N 08-07-638 от 24.10.2013.
В соответствии с постановлением мэра города Астрахани от 04.08.2009 N 2978-м "О социальной поддержке молодых специалистов муниципальных образовательных учреждений города Астрахани" выплаты по социальной поддержке молодым специалистам производятся бухгалтерией комитета (управления) по образованию и науке администрации города Астрахани.
Из чего следует, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Лицея и не включены в систему оплаты труда.
Таким образом, единовременная выплата молодым специалистам также носит социальный характер и не может являться объектом обложения страховыми взносами, в связи с чем, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19" не является плательщиком единовременной выплаты молодым специалистам.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выплаченные победителям конкурса гранты, единовременные пособия молодым специалистам не являются вознаграждением работников за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантированы трудовым либо коллективным договорами.
С учетом установленных обстоятельств, суд верно заключил, что, поскольку суммы выплаченных государственных пособий не подлежат обложению страховыми взносами, правовые основания для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ также отсутствуют.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Астраханской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не подлежит удовлетворению.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2016 года по делу N А06-11048/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11048/2015
Истец: МБОУ г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N 19", Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Астрахани "Начальная общеобразовательная школа N19"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Астрахани, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3644/16