г. Хабаровск |
|
11 мая 2016 г. |
А16-1603/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
от ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области": Орел О.В., директор;
от Администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области
на решение от 03.02.2016
по делу N А16-1603/2015
Арбитражного суда Еврейской автономной области,
принятое судьей Кручининым А.Н.,
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области"
к Администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области
об обязании принять имущество в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" (ОГРН 1027900509240, далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН 1027900633727, далее - Администрация) об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества:
- межхозяйственную дорогу к группе крестьянских хозяйств Октябрьского района, протяженностью 1 300 м, адрес объекта: Еврейская автономная область, Октябрьский район, с. Луговое, кадастровый номер 79:02:0602001:41;
- эксплуатационную дорогу в ООО Столбовое 2 км Октябрьский район, протяженностью 2 000 м, адрес объекта: Еврейская автономная область, Октябрьский район, с. Столбовое, кадастровый номер 79:02:0400005:64.
Требования обоснованы непринятием ответчиком спорного имущества в муниципальную собственность со ссылкой на отсутствие денежных средств и тяжелое финансовое положение.
Решением от 03.02.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить.
В обоснование указано на необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и соответственно не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.
Кроме того, полагает недоказанным факт использования спорных дорог ответчиком, также полагает, что отсутствуют основания для прекращения права оперативного управления на спорные объекты.
Отзыв в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дав соответствующие пояснения.
Администрация, извещенная в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направила, представила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 13.11.2014 и от 08.06.2015 и выпискам из реестра федерального имущества от 26.08.2014 N 43/6 и от 06.02.2015 N 8/9 спорные объекты находятся в федеральной собственности и закреплены за Учреждением на праве оперативного управления.
Считая, что объекты являются сооружениями местного назначения, используются как подъездные дороги к сельскохозяйственным угодьям, находятся в границах Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области и подлежат передаче в муниципальную собственность муниципального образования "Октябрьский муниципальный район", Учреждение письмом от 02.04.2015 N 121 обратилось к Администрации с просьбой принять объекты в муниципальную собственность Октябрьского муниципального района.
В ответ на данную просьбу Администрация письмом от 14.04.2015 N 676 указала на невозможность принятия объектов в собственность, ссылаясь на отсутствие денежных средств и тяжелое финансовое положение.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Согласно абзацам 6-8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 08.11.2007 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В силу части 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Как следует из пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Материалами дела подтверждается нахождение спорных объектов в границах муниципального района, а именно:
- межхозяйственная дорога (кадастровый номер 79:02:0602001:41) на земельном участке кадастровый номер 79:02:0602001:0024;
- эксплуатационная дорога (кадастровый номер 79:02:0400005:64), на земельном участке кадастровый номер 79:02:0400005:0043.
Согласно кадастровому плану территории, выданному федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области, спорные объекты ведут к землям сельскохозяйственного назначения, а земельные участки, прилегающие к вышеуказанным дорогам, находятся либо в собственности муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" Еврейской автономной области (79:02:0602001:43; 79:02:0400005:49; 79:02:0400005:60), либо их государственная собственность не разграничена (79:02:0400005:59; 79:02:0400005:61). Вместе с тем, участки, государственная собственность на которые не разграничена, сдаются Администрацией в аренду сельхозпроизводителям.
Указанное подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков, договорами аренды, актами приема-передачи земельных участков и свидетельствами о государственной регистрации права.
С учетом установленного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для обязания ответчика принять в собственность спорное имущество.
На основании изложенного, довод ответчика о не подтверждении факта использования спорных дорог ответчиком апелляционным судом отклоняется.
Довод ответчика относительно необходимости учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу подлежит отклонению, исходя из следующего.
В силу абзацев 19, 24 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В силу пункта 5.13 указанного нормативного правового акта Федеральное агентство по управлению государственным имуществом приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Письмом от 02.09.2015 N 1162 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, а также письмом от 22.09.2015 N ВА-15-25/122/18 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации указали на отсутствие возражений, в пределах своей компетенции, в передаче в собственность Администрации муниципального района спорных объектов недвижимого имущества (т.1 л.д.л.д.18-19).
Принимая во внимание наличие согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.02.2016 по делу N А16-1603/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1603/2015
Истец: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области"
Ответчик: Администрация Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области