Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2016 г. N Ф05-10889/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А41-52978/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от истца по делу - СНТ "Кубинка-М" - Мартышин В.И. (по выписке из ЕГРЮЛ от 21.07.2014), Алесенко С.А. (по доверенности от 07.08.2014)
от ответчика по делу - Министерства обороны Российской Федерации - Хропов С.В. (по доверенности от 17.07.2015 N 212/2/808),
от третьего лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Мурушкин С.Н. (по доверенности от 16.07.2015),
от третьего лица - Управление Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - ТУ ФАУГИ в Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Администрация Одинцовского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2015 по делу N А41-52978/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению СНТ "Кубинка-М" к Министерству обороны, об установлении границ земельных участков земельного участка, третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Кубинка-М" (далее - истец) обратилось в суд с иском к Министерству обороны РФ (далее - ответчик, министерство) со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
1. Признать недействительными сведения в Государственном кадастре недвижимости о местоположении части границ земельного участка с кадастровым номером N 50:20:0070906:1701, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Лдм.г. Кубинка, г. Кубинка, принадлежащего Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (далее - ЦТУИ МО РФ), от точки 27 до точки 31 посредством образования новых поворотных точек н1-н6 в следующих координатах:
N точки |
Координаты |
|
Х,м |
Y,M |
|
н1 |
446166.13 |
2136649.30 |
н2 |
446174.54 |
2136650.37 |
н3 |
446198.47 |
2136651.19 |
н4 |
446224.31 |
2136654.10 |
н5 |
446237.75 |
2136679.04 |
н6 |
446261.38 |
2136709.75 |
2. Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 (земли общего пользования) расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Наро-Фоминское шоссе, СНТ "Кубинка-М" в следующих координатах:
N точки |
Координаты |
|
Х,м |
Y,m |
|
н1 |
446166.13 |
2136649.30 |
н2 |
446174.54 |
2136650.37 |
н3 |
446198.47 |
2136651.19 |
н4 |
446224.31 |
2136654.10 |
н5 |
446237.75 |
2136679.04 |
н6 |
446261.38 |
2136709.75 |
3. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, внести изменения (путем частичного исключения) в сведения государственного кадастра недвижимости в части координат характерных точек границ земельного участка площадью 2422996+/-2724 кв. м, с кадастровым номером N 50:20:0070906:1701 расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Адм.г. Кубинка, г. Кубинка, принадлежащего Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, от точки 27 до точки 31 посредством образования новых поворотных точек н1-н6 в следующих координатах:
N точки |
Координаты |
|
Х,м |
Y,m |
|
н1 |
446166.13 |
2136649.30 |
н2 |
446174.54 |
2136650.37 |
н3 |
446198.47 |
2136651.19 |
н4 |
446224.31 |
2136654.10 |
н5 |
446237.75 |
2136679.04 |
н6 |
446261.38 |
2136709.75 |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными сведения в Государственном кадастре недвижимости о местоположении части границ земельного участка с кадастровым номером N 50:20:0070906:1701, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Лдм.г. Кубинка, г. Кубинка, принадлежащего Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, от точки 27 до точки 31 посредством образования новых поворотных точек н1-н6 в следующих координатах:
N точки |
Координаты |
|
Х,м |
Y,M |
|
Н1 |
446166.13 |
2136649.30 |
Н2 |
446174.54 |
2136650.37 |
Н3 |
446198.47 |
2136651.19 |
Н4 |
446224.31 |
2136654.10 |
Н5 |
446237.75 |
2136679.04 |
Н6 |
446261.38 |
2136709.75 |
В остальной части (от точки 1 до точки 27 и от точки 31 до точки 44) граница земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070906:1701 оставлена без изменений. Установлено местоположение части границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 (земли общего пользования) расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Наро-Фоминское шоссе, СНТ "Кубинка-М" в следующих координатах:
N точки |
Координаты |
|
Х,м |
Y,m |
|
н1 |
446166.13 |
2136649.30 |
н2 |
446174.54 |
2136650.37 |
н3 |
446198.47 |
2136651.19 |
н4 |
446224.31 |
2136654.10 |
н5 |
446237.75 |
2136679.04 |
н6 |
446261.38 |
2136709.75 |
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы права.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители министерства и ЦТУИО МО РФ в полном объеме поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель СНТ "Кубинка-М" в полном объеме поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, возражал против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Росреестра по Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
01.09.1986 г. Военно-политической академии им. В.И. Ленина выдан государственный акт АС N 160 о предоставлении для учебного центра в бессрочное пользование земельного участка площадью 454 га в границах согласно плану землепользования (т. 1, л.д. 150-152, т. 1, л.д. 21-24).
Земельному участку присвоен кадастровый номер 50:20:0000000:108, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с приказом директора департамента имущественных отношений Московской области N 1067 от 12.09.2013 г. (т. 1, л.д. 154), указанный земельный участок разделен на следующие земельные участки:
- 50:20:0000000:108, площадь 1 329 165 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 20.11.2015 г.
- 50:20:0070906:1701, площадь 2 422 996 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 20.11.2015 г.
- 50:20:0070906:1702, площадь 787 839 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 20.11.2015 г.
Уточнение границ вновь образованных земельных участков не проводилось, что подтверждается кадастровыми делами, поступившими в адрес суда из ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 1564 от 29.08.2014 г. прекращено право постоянного бессрочного пользования Военно-политической академии им. В.И. Ленина на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:108 площадью 4 540 000 кв. м, участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны.
На основании постановления Главы администрации Одинцовского района Московской области N 2731 от 14.12.1994 г. зарегистрировано садоводческое товарищество "Кубинка-М" при Главном управлении по организованной преступности МВД РФ (т. 1, л.д. 44).
Постановлением N 2883 от 28.12.1994 г., Главы администрации Одинцовского района Московской области, утвержден проект планировки и застройки СТ "Кубинка-М", расположенного в районе пос. Кубинка.
Указанный проект планировки согласован администрацией в установленном законом порядке (т. 1, л.д. 75).
15.01.1996 г. Постановлением N 65 Главы Администрации Одинцовского района Московской области садоводческому товариществу "Кубинка-М" (правопредшественнику СНТ "Кубинка-М") в бессрочное пользование предоставлен земельный участок размером 22 680 кв. м под земли общего пользования.
На основании указанного постановления истцом получено свидетельство на право общей собственности на указанный земельный участок от 06.05.1996 г.
Указанный земельный участок 06.05.0996 г. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0090426:240, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке. Категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения. Граница земельного участка не установлена в соответствии с нормами действующего законодательства.
16.02.1996 г. Постановлением N 313 Главы Администрации Одинцовского района Московской области Одинцовского района Московской области (т. 2, л.д. 56) садоводческому товариществу "Кубинка-М" в бессрочное пользование предоставлен земельный участок размером 180 000 кв. м для коллективного садоводства.
Указанный участок изъят с согласия собственника из земель Главного управления по организованной преступности МВД РФ в районе пос. Кубинка, предоставленный постановлением Главы Администрации Одинцовского района N 1382 от 30.06.1993 г. для коллективного садоводства, с согласия землепользователей.
На основании Постановления N 313 от 16.02.1996 г. истцу выдан государственный акт, согласно которому садоводческому товариществу "Кубинка-М" предоставляется 18 га земель в бессрочное пользование в границах, указанных в чертеже, для садоводства.
06.05.1996 г. земельный участок площадью 22 680 кв. м был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер - 50:20:0090426:240, что подтверждается кадастровой выпиской от 09.12.2014 г., разрешенное использование - земли общего пользования. Как следует из графы 15 выписки, границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
06.05.1996 г. земельный участок площадью 180 000 кв. м был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер - 50:20:0070903:111, что подтверждается кадастровой выпиской от 09.12.2014 г., разрешенное использование - для коллективного садоводства. Как следует из графы 15 выписки, границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При проведении кадастровых работ для внесения в ГКН сведений о границе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 (земель общего пользования) кадастровым инженером было выявлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером 50620:0070906:1701.
Поскольку указанное обстоятельство делает невозможным внесение в ГКН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В пункте 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании статей 37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка). Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, для установления местоположения границ земельных участков необходимо произвести согласование таких границ со смежными землепользователями.
Законодательством, в том числе статьями 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен порядок согласования границ земельных участков.
В силу указанных норм согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доказательств выполнения указанных выше требований закона при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090426:240, 50:20:0070903:111 суду не представлено.
При этом вещное право истца на спорные земельные участки, подтверждается постановлениями Главы Администрации Одинцовского муниципального района от 15.01.1996 г. и от 16.02.1996 г. с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов.
В соответствии пп. 2 пункта 1 статьи 28 Закона о кадастре, кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно положениям статьи 28 Закона о кадастре, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
С целью выяснения обстоятельств, связанных с определением местоположения границ земельного участка, предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, установления факта наличия или отсутствия наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070906:1701, образованного из земельного участка, описание которого содержится в Государственном Акте на право пользования землей АС N 160 от 01.09.1986 г. - судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
Заключение по результатам проведения экспертизы содержит следующие выводы:
- Установить на местности фактическое местоположение земельного участка на основании Государственного Акта на право пользования землей АС N 160 от 01.09.1986 г., выданного Военно-политической академии им. В.И. Ленина и приложенного к нему Плана землепользования, не представляется возможным.
Указанный вывод эксперта согласуется с заключением кадастрового инженера, изготовившего межевой план по образованию земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:108 уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:108 не проводилось.
- Определить, входит ли земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070906:1701 в границы земельного участка, описание которого содержится в Государственном Акте на право пользования землей АС N 160 от 01.09.1986 г., выданного Военно-политической академии им. В.И. Ленина и приложенном к нему Плане землепользования (с приложением графического материала), не представляется возможным.
- Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070903:111 с указанием координат поворотных точек на основании Государственного Акта от 06.05.1996 г. МО 20-14 N 1015, выданного Садоводческому товариществу "Кубинка-М" и приложенных к нему Плана отвода и выписки геоданных не представляется возможным.
- Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 с указанием координат поворотных точек на основании проекта планировки и застройки территории садоводческого товарищества "Кубинка-М" (т. 1, л.д. 75), утвержденного Постановлением Главы Администрации Одинцовского района Московской области N 2883 от 28.12.1994 г. также не представляется возможным.
- Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090426:240 располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070903:111. Схема расположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090426:240 и 50:20:0070903:111 представлены в Приложении 1 к Заключению.
- Установлено наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090426:240 и 50:20:0070903:111 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070906:1701 площадью 1430 кв. м. Схема сопоставления фактических границ земельных участков с КН 50:20:0090426:240 и 50:20:0070903:111 и границ земельного участка с КН 50:20:0070906:1701 по сведениям ГКН представлена в приложении 1 к Заключению.
Суд первой инстанции правильно указал, что результаты проведенной по настоящему делу землеустроительной экспертизы в установленном законом порядке оспорены не были.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда первой инстанции не имелось.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070906:1701 усматривается, что он поставлен на кадастровый учет 15.10.2012 г. (т. 2, л.д. 45), что значительно позднее даты постановки на государственный кадастровый учет земельного участка истца с кадастровым номером 50:20:0090426:240 (06.05.1996 г.) - т. 2, л.д. 43.
При проведении судебной землеустроительной экспертизы экспертом установлено следующее.
При проведении экспертного осмотра экспертом были исследованы фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070903:111 и 50:20:0090426:240, учитывая данные Государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей (МО 20 14 N 1015), выданного садоводческому товариществу "Кубинка-М" и приложения к нему - Плана земельного участка (отвода), составленного на основании постановления Главы администрации Одинцовского района Московской области от 16.02.96 N 313.
В результате установлено, что земельный участок, отведенный садоводческому товариществу "Кубинка-М" в 1996 году, на дату осмотра огорожен по всему периметру, при въезде на его территорию установлена сторожка, шлагбаум. В границах данного земельного участка расположены земельные участки членов СНТ "Кубинка-М", а также земельный участок общего пользования - дороги (подъездные пути к земельным участкам членов СНТ "Кубинка-М").
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что местоположение границ указанного участка 50:20:0070906:1701 установлено без учета фактического расположения на местности уже существовавшего ограждения территории СНТ, а также без учета земельных участков членов СНТ "Кубинка-М", а также земельного участка общего пользования - дороги (подъездные пути к земельным участкам членов СНТ "Кубинка-М").
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что, принимая во внимание наличие правоустанавливающих документов истца на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0070903:111 и 50:20:0090426:240, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240, принадлежащего истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070906:1701 подлежит определению в соответствии с каталогом координат, указанных в экспертном заключении от 30.10.2015 г. N 59/15-15.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика и ЦТУИО МО РФ о том, что:
- истцом не представлены доказательства, подтверждающих выделение ему земельного участка в заявленных границах;
- государственный акт АС N 160 от 01.09.1986 г. является единственным доказательством возникновения права на часть земельного участка, в которой имеется наложение земельных участков истца и ответчика.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть принят внимание.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица.
Статьей 42 указанного закона предусмотрено, что земельный участок и недвижимое имущество, находящиеся в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут быть с согласия бывших членов такого объединения проданы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а вырученные средства за указанные земельный участок и недвижимое имущество переданы членам такого объединения в равных долях.
Согласно ст. 46 данного закона защите подлежат права садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на владение, пользование и распоряжение земельными участками общего пользования, другим имуществом такого объединения, другие предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами права.
Таким образом, истец обладает правами в отношении земельного участка общего пользования, а следовательно вправе требовать устранения пересечения границ земельных участков и их установления.
Поскольку сторонами в материалы дела не представлены сведения об установлении местоположения границ земельных участков эксперт обоснованно руководствовался сведениями о границах участков на местности, закрепленными с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельных участков.
Апелляционный суд принимает во внимание, что с 1996 во владении истца и физических лиц находится земельный участок, об установлении границ которого заявлен спор.
Довод о нарушении границ лесного участка не может быть принят во внимание, поскольку в экспертном заключении данное обстоятельство не отражено, о проведении дополнительной или повторной экспертизы ответчика и ЦТУИО МО РФ не заявили.
Министерством и ЦТУИО МО РФ в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорный участок, занятый земельным участком общего пользования, используемый членами истца, используется для нужд обороны.
Оба земельных участках поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера, в связи с чем истец был вправе требовать разрешения спора об установлении границ.
Документы, послужившие основанием для предоставления истцу земельного участка, в установленном законом порядке не оспорены, незаконными не признаны.
Аналогичным образом, не оспорены в судебном порядке объекты искусственного происхождения (ограждение), установленные на местности, обозначающие границы землевладения, используемого истцом.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, в экспертном заключении содержатся сведения о вызове на экспертный осмотр представителя ЦТУИО МО РФ. Отводы эксперту, ходатайства о проведении повторной, дополнительной экспертизах заявлены не были. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о некомпетентности эксперта или опровергающие выводу, изложенные в экспертном заключении.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанциями норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов жалоб, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2015 по делу N А41-52978/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52978/2014
Истец: Садовое некоммерческое товарищество "Кубинка-М"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Управление Росреестра по МО, Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУ ФАУГИ В Московской области, ФГБУ " ФКП Росреестра " по МО, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10889/16
30.01.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18627/16
08.08.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10889/16
27.04.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1681/16
24.12.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-52978/14
28.10.2015 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13103/15